горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Москва
6 марта 2019, 20:41 0
Редакция «ФедералПресс» / Рустам Юнусов

«Процессы, которые идут в бизнесе, точно такие же, с какими сталкивается космонавт»

Таких людей, кажется, на Земле нет, но они все же есть. Сергею Рязанскому говорили, что он никогда не окажется в космосе, но он стал первым в мире ученым – командиром космического корабля. После двух полетов Рязанский готов и в третий раз оказаться в невесомости, если это потребуется. А пока он пишет книги, ведет мотивационные курсы, руководит Российским движением школьников и занимается научными изысканиями. Накануне финала премии «Бизнес-Успех», где Рязанский дал мастер-класс, «ФедералПресс» побеседовал с космонавтом о лидерстве, бизнесе, волонтерстве, жизни и, конечно, о космосе.

Сергей Николаевич, вы известны как космонавт, Герой РФ и ученый. Как так получилось, что вы стали заниматься мотивационными тренингами?

– Совершенно случайно, как и все в моей жизни. Одна компания когда-то позвала выступить. До этого я только слышал, что многие наши американские коллеги востребованы после полетов как мотивационные спикеры (на американском рынке это достаточно распространенное явление уже много лет, там и система организации работы спикеров очень хорошо отлажена). До России это докатилось только в последние годы.

Все больше и больше становятся востребованы спикеры на различные темы. Люди хотят общаться, учиться, образовываться, обмениваться мнениями, получать какие-то новые инсайты из совершенно других направлений, которые вроде не связаны напрямую с их бизнесом.

Мне просто стало интересно попробовать, посмотреть, что от меня хотят, чем я могу быть полезен. И, наверное, бэкграунд ученого помог мне оглянуться назад, порефлексировать и понять, что процессы, которые идут в современном бизнесе, с которыми сталкиваются начальник, топ-менеджер, собственник компании, на самом деле точно такие же, с какими сталкивается космонавт на станции. Это и работа в стрессовых условиях, и работа на победу, работа с командой, которую ты не всегда можешь сам выбрать, решение конфликтов с партнерами внутри команды.

В общем, проблематика одна и та же. Мне понравилось, и я стал в этом плане развиваться. Преподаю в «Сколково», в корпоративном университете Сбербанка, корпоративном университете Росатома. Появляются разные новые интересные темы, в зависимости от запросов. Опять же, это некая внутренняя мотивация – расти, совершенствоваться, изучать что-то новое, строить новые лекции.

1c5b678bdfc6ece4697a9d13013a82c8.jpg

Какие, например? Есть ли лекции, которые появились совсем недавно?

– Недавно появилась новая лекция – по безопасности, или «Безопасность на производстве». Тема достаточно актуальная для нашего российского бизнеса. Русский авось неистребим. А безопасность в космических полетах – это основополагающая вещь. Безопасность – залог успеха, и есть сформировавшийся годами опыт, космические подходы, какая-то системность: каким образом воспитать определенное отношение, культуру безопасности, каким образом анализировать ошибки, каким образом проводить разборы полетов, мозговые штурмы и прочее, прочее, прочее.

Сколько вы уже занимаетесь мотивационными тренингами?

– Пять лет. Первое выступление было в 2014 году.

Исходя из вашего опыта работы в качестве мотивационного спикера, лидерами рождаются или становятся? Можно ли воспитать лидера, привив человеку определенные качества?

– Любой человек, который добился чего-то в своей жизни – стал каким-то начальником, основал какой-то бизнес и что-то делает, полетел в космос, – он уже лидер. Другое дело, какой он лидер? Дальше надо воспитывать хорошего лидера. У тебя нет таблетки, выпив которую, ты станешь классным лидером. Тебе приходится подстраиваться под обстоятельства, под команду. Применять различные навыки: где-то работает один, где-то работает второй.

Лидер должен обладать комплексом компетенций для того, чтобы справиться с проблемой, с которыми сталкивается. Самое главное – лидер должен организовывать вокруг себя других лидеров. Не быть вожаком стаи, а действительно организовывать и воспитывать других лидеров, на которых можно переложить какую-то часть ответственности, делегировать полномочия, и тогда можно действительно построить успешную команду.

080be492ae123a60f10a2b654e735eb3.jpg

Среди тем ваших выступлений – работа в международной команде и поиск общего языка. Все же, я так понимаю, на выбор этой темы непосредственно также повлиял ваш опыт. Чем, на ваш взгляд, отличается командная работа здесь и в космосе? Какой опыт вам дала практика общения и взаимодействия в невесомости?

– В том-то и дело, что команда – везде команда. Команда на работе – то же самое, что команда дома, в семье, то же самое, что команда в космосе. Единственное, если в нашей с вами повседневной жизни команду друзей или команду любимых мы можем себе выбрать, то очень часто бывает, что экипаж космического полета не выбирается. Очень часто бывает, что в компанию ты не можешь набрать себе сотрудников, которых ты бы хотел, о которых ты мечтаешь.

Соответственно, проблемы одни и те же. Просто там они сконцентрированы. Любая ошибка команды в ходе полета может поставить под угрозу жизнь экипажа и в том числе твою собственную жизнь, поэтому команда должна понимать друг друга не то что с полуслова, с полунамека – с полувзгляда. Это обостряет все ключевые проблемы, и, соответственно, надо уметь выстроить эту команду, распределить зоны ответственности, делегировать полномочия, найти общий язык, понимать человека.

Мы работаем со взрослыми людьми. Взрослого человека изменить мы не в состоянии. Соответственно, ты должен научиться принимать его таким, какой он есть, со всеми его плюсами и минусами, особенно если это касается наших западных коллег, потому что есть существенные различия в менталитете, подходах, во взглядах. Ты не сможешь сделать его россиянином с нашим чувством юмора, с нашим русским авосем, легким раздолбайством. Они другие, и это надо понять! У них есть очень сильные стороны, у них есть достаточно своеобразные стороны. Надо научиться использовать эти стороны, только тогда получится хорошая команда.

6d831d5a232a880168c9c49c58e01b6d.jpg

В Россию в последнее время ездят разные мотивационные спикеры из других стран. На ваш взгляд, их программы актуальны для россиян или, напротив, чтобы замотивировать на что-то русского человека, нужно жить в России?

– Скажу вам честно, очень многие западные спикеры неоднозначно воспринимаются российской аудиторией. Кому-то они заходят, потому что есть имя, есть известность, есть авторитет и есть люди, которые априори будут прислушиваться к тому, что это именитый человек. Но все равно мы другие. Мы разные. Что-то можно брать и там. Причем все-таки на нашем рынке, как я понимаю, будучи не специалистом спикер-агентства, востребованы спикеры не мотивационные, а бизнес-спикеры, то есть спикеры, которые приходят со своей стратегией, со своим контентом, со своим подходом.

Западных мотивационных спикеров на российском рынке не так много. Мотивационный спикер – это спикер со своей жизненной историей, со своим каким-то челленджем, который он преодолел, победой, которую он совершил. Это спикер, который делится секретами успеха, показывает, что ему позволило выйти из безвыходной ситуации. В этом ценность мотивационного спикера: живая история, которую человек принес с собой. Это не прочитанная книжка и дальше пересказ на вольную тему, а реально прожитая, выстраданная история.

Есть ли у вас ученики или последователи, которыми вы гордитесь? Быть может, среди них есть известные люди?

– Как таковых учеников нет. У меня есть хорошие друзья, которым я где-то что-то подсказывал, где-то в чем-то помогал, подкидывал какие-то темы, которые они могут развить. Я честно скажу, что у ребят здорово получается. Но больше, конечно, меня радует, когда люди после моих лекций приходят и говорят: «Спасибо! То, что ты нам рассказал, реально у нас работает. Оно реально оказалось нужным! Я изменил подходы к своей компании». И вот это здорово: если ты можешь нести пользу, то это самое лучшее удовлетворение, которое только можно получить.

b110f882eabcbb23801df315586e4013.jpg

Мы уже говорили о менталитете. Хочется подробнее остановиться на этой теме. На ваш взгляд, чего не хватает в личностном плане современному российскому бизнесмену?

– Сложно сказать. У нас очень сильные люди в бизнесе. Они терпеливы и выносливы, поскольку сложно работать в нашей стране и в это меняющееся с космическими скоростями время, с тенденциями, какими-то санкциями, плавающими курсами валют и прочим. Это все требует недюжинной силы духа, которая у наших людей присутствует. То есть те люди, с которыми в основном я встречаюсь, – это люди неординарные и очень сильные. У каждого фактически за плечами своя череда взлетов и падений, успехов и неудач. К чему-то ты оказался готов, к чему-то оказался не готов. Отрадно видеть, что большинство из них готово учиться, готово разных людей слышать, слушать и дальше для себя анализировать, что подходит, а что не подходит. Это, конечно, очень здорово.

Одно дело, когда человек живет в спокойных условиях, планирует стратегию на много лет вперед и стрессов у него не так много. У нас таких условий не получается. У нас реально выживают люди цепкие, хваткие, терпеливые, способные держать удар. Это, наверное, самое главное отличие. И я думаю, что такие люди к спокойствию не стремятся. Они всегда сами себе бросают вызов, сами себе придумывают новые задачи. На самом деле, именно это и делает мою работу безумно интересной, потому что есть общение с сильными интересными людьми.

Какой бы вы хотели дать совет молодому поколению бизнесменов, которые только пытаются начать свое дело?

– Пожелать хочется иметь космическое терпение, не переставать учиться, читать, советоваться, поскольку от каждого человека можно почерпнуть что-то новое, что-то интересное, что-то полезное, каким-то образом анализировать, переработать для себя и потом использовать.

Самое главное – дерзать, потому что очень часто большинство людей просто ставят себе границы и останавливают сами себя: «нет, это очень сложно», «нет, меня обязательно обманут», «коррупция будет», еще что-то. Надо дерзать. Очень много успешных людей успешны, потому что они ставят перед собой цели, задачи и не боятся делать первые шаги.

496870cb6f299e26f07b9cbc0372c17a.jpg

Вы, помимо всего прочего, руководите Российским движением школьников. Как так вышло и какие на сегодняшний день ваша организация ставит приоритеты и цели?

– Во-первых, движение – это общественно-государственная организация, и фактически это наша старая пионерия, то есть государственный взгляд на воспитание ребенка в нашей стране. Движение абсолютно вне политики. Самая главная идеология – это гражданский патриотизм. Каждый ребенок должен понимать, что он гражданин России, это его страна, ему в ней жить, ему ее менять, улучшать. Менять и улучшать он может прямо сейчас, не дожидаясь того состояния, когда он станет взрослым.

Какие проекты уже реализуются движением?

– У нас есть волонтерские, добровольческие, экологические проекты, школьные музеи, популяризация здорового образа жизни, изучение истории, культуры и традиций своего региона. Это своего рода помощь взрослым в том, чтобы сделать жизнь в стране лучше. Если мы сможем донести до ребят, что не надо ждать, когда взрослый дядя спустится сверху и для вас что-то сделает, вы сами можете это организовать, сами можете это сделать, тогда будет совершенно другое поколение людей, которые, действительно, начнут эффективно, инициативно улучшать окружающую их жизнь и менять жизнь в стране.

Мы активно работаем в каждом регионе, расширяемся с каждым месяцем. В наших целях, задачах, планах – войти в каждую школу страны. Тогда охват будет порядка 25 млн человек. Хочется, чтобы были подготовлены педагоги и чтобы рядом с инициативными детьми были и взрослые с горящими глазами. Поэтому мы сейчас в педагогических вузах ввели новый предмет «Основы вожатской деятельности» с обязательной практикой на третьем курсе. Так что я надеюсь, что в будущем в каждой школе страны будет вожатый РДШ или даже директор по воспитательной работе.

9d13a402d7b92b1b0b98f7cd19af45a0.jpg

Вы сказали про волонтерские проекты. Кажется, слово «волонтер» появилось на слуху совсем недавно, и уже сегодня уделяется ему большое внимание на государственном уровне. Понятно, что волонтерство было связано и с Олимпийскими играми в Сочи, и с чемпионатом мира по футболу. Как вы думаете, почему это стало настолько важным именно сегодня?

– Волонтерство всегда было важным, просто сейчас это стало еще и модным. Успешность человека перестала мериться количеством денег в его кошельке и на его счетах, а стала измеряться тем, что он делает для жизни. Общаясь с бизнесменами, очень часто слышишь, что, упоминая о своих достижениях, он говорит не о том, что обороты его компании увеличились в два раза, а о запуске нового благотворительного проекта: «я создал благотворительный фонд», «я взял на обеспечение детский дом, сам в одиночку я его там обеспечиваю». И это говорит человек, вроде бы заточенный только на деньги, на получение прибыли.

Это действительно стало стилем жизни: помогать, делать добро, делать какие-то социально-значимые проекты. Наверное, именно поэтому в конкурсе «Лидеры России», который проходит в этом году, обязательным условием для любого лидера ввели «социальный проект», который этот лидер где-то сделал. Он должен отчитаться, показать его.

Понятно, что уровни у всех разные. Есть удивительно интересные потрясающие истории и среди детей. Кто-то ходит и выставляет оценки подъездам: как он красив, как он убран, как он отремонтирован. Дети в деревне в Челябинской области выступили с инициативой собрать деньги для помощи онкобольным сверстникам. Сначала это была одна школа, потом три школы, потом присоединились десятки школ. В этом проекте взрослые начали участвовать. А изначально это была детская инициатива. И это очень здорово. Дети учатся быть неравнодушными. Дети учатся быть добрыми, и добрый человек, я уверен, добьется в жизни гораздо большего.

Как вы думаете, тенденции, когда бизнес занимается социальными инициативами, еще долго просуществуют?

– Абсолютно уверен, что это будет продолжаться, будет все больше инициатив, благотворительных фондов. Появился даже термин «корпоративное волонтерство», когда компания берет на себя какие-то обязательства по обеспечению детских домов или клиник для онкобольных или высаживает деревья, улучшая жизнь в городе, делая его красивее. Об этом стали больше говорить, соответственно, это становится и востребованным обществом, да и вызывает уважение. Меняется имидж самой компании, когда компания не только зарабатывает на клиентах, а, помимо этого, еще и делает жизнь лучше.

Фото: Виктор Вытольский

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Москва
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Odnoklassniki 1