Врио губернатора Астраханской области Сергей Морозов подписал соглашение с портово-логистической компанией «Каспий» о реализации в регионе проекта стоимостью около 14 миллиардов рублей. Инвестором выступает экс-депутат Госдумы от Волгоградской области и бывший кандидат в губернаторы Олег Савченко. Действительно ли он рассматривает Астраханскую область как более перспективную по сравнению с Волгоградской, есть ли в намерениях политическая подоплека, как проект влияет на другие регионы и почему намерения озвучены именно сейчас – в интервью «ФедералПресс» с Олегом Савченко.
«Это настоящий бизнес, но в интересах государства»
Олег Владимирович, сразу после появления информации о подписании соглашения о намерениях с астраханским правительством пошло много пересудов, но очень мало конкретики. Откуда взялась эта идея?
— На мой взгляд, это очень интересно и перспективно. Дефицит с портовыми мощностями на юге объективный, тогда как на севере идет рост. Вот смотрите, из иранского порта Энзели в прошлом году вышло 50 тыс. контейнеров, а в Россию пришло чуть больше 1,5 тысячи. И с отчетностью в этой сфере нет проблем, действительно грузы перераспределяются через Азербайджан, через Казахстан, хотя могло бы быть иначе. Подобные планы вынашивали еще Кирсан Илюмжинов и Анатолий Гужвин (соответственно глава Калмыкии до 2010 года и губернатор Астраханской области до 2004. – Прим. ред.). Задача – глобально уйти от роли Суэцкого канала сокращением транспортного плеча на две тысячи километров. Подробности пока раскрывать преждевременно, но речь идет о развитии портовой и сопутствующей инфраструктуры. Для этого нужно взаимодействие целого ряда организаций разного типа, мы и будем обеспечивать это организационно-технически, а также в аналитическом и правовом плане.
Почему вы считаете это перспективным?
— В 2000 году был построен порт Оля. Открывали министры, премьер прилетал – и что? Прошло 18 лет, с тех пор грузооборот между Европой и Юго-Восточной Азией увеличился не на проценты, а во много раз. При этом в порту все так же 350 тысяч тонн (в 18 раз меньше порта в Новороссийске. – Прим. ред.) перевалка. Есть на это субъективные и объективные причины. Большей частью потому, что выстроена система, которая живет на спекуляции и выкручивании рук поставщиков зерна в Иран. Всех, что называется, устраивает высокая цена перевалки.
Но дальше так продолжаться не может. Речь идет о строительстве специализированного порта, имеющего стратегическое значение. И речь идет о том, что мне поручено заниматься этим проектом.
Даже так? Кем поручено?
— Конечно! Этого я не могу сказать. Но очевидно, что портовые возможности связаны с геополитикой. Китайцы вошли в порт в Казахстане, арабы – в Азербайджане, в Туркмении активничают в том же направлении американцы. Это геополитические интересы, а значит, самостоятельно ни один коммерсант не примет решение инвестировать в такие проекты. Решение строить в такой отрасли – это всегда часть важной задачи, поставленной государством.
С портом, который планируют строить в калмыцком городе Лагань, этот проект как связан?
— По моей информации, не будет построен порт Лагань. По причине того, что на Оле на дноуглубительные работы уже затрачены большие деньги, а в Лагани этого и многого другого не делали.
В данном проекте присутствует и Дагестан, там тоже будут инвестиции, будет создана паромная переправа. С руководством Дагестана уже есть протокольное решение президиума Госсовета, разработана дорожная карта всего проекта.
Вы планируете пользоваться заемными ресурсами?
— Нет, я вкладываю собственные средства.
Вот тут, в Волгоградской области, сразу пойдут кривотолки – дескать, Савченко вкладывает миллиарды в Астрахань, а не у нас, как же так?
— Причины я уже объяснил. Помимо того, что это хороший, перспективный проект, – это настоящий бизнес, но в интересах государства. Без государственно-частного партнерства такое строительство, наверное, было бы невозможно.
Волгоградская область как раз сильно выиграет от этого проекта. Волгоградские сельхозпроизводители бьют рекорды по производству зерна. Но к его качеству есть вопросы в силу объективных обстоятельств, просто климата. Так что покупатели – это тот же Иран, страны Юго-Восточной Азии и Африки. И развитие портов в Астраханской области – конкурентное преимущество для волгоградских хлеборобов. Конечно, еще и для саратовских и вообще соседних регионов.
Если бы я был депутатом, меня бы просили создать возможности, чтобы ограничить власть перекупщиков и зависимость от экспорта через Ростовскую область и Новороссийск. А вот она, эта возможность. И я категорически против сравнений – вот, если там делается что-то, то эта область лучше соседней. Это совсем не так.
«Я от этих обращений к «депутату Савченко» немного устал»
Вы упомянули про депутатство. Пошли слухи, что в благодарность Астраханская область сделает вас представителем в Совете Федерации. Это правда?
— Нет, конечно, мне это не нужно. И других проектов в Астраханской области пока не рассматриваю, хотя не исключаю возможности, что в дальнейшем что-то может получиться. Я познакомился с новым руководителем региона, и у меня приятное впечатление: видно, что губернатор уже достаточно хорошо разбирается в регионе.
Но и вы чуть не стали губернатором в свое время, даже дважды. И именно в Волгоградской области. Как расценивать ваше выдвижение на праймериз «Единой России» по выборам в областную думу?
— Удивитесь, но это в некотором смысле вынужденное решение. Уже больше двух лет, что я не являюсь депутатом (депутат Госдумы трех созывов в 2016 году уступил на праймериз «Единой России» Татьяне Цыбизовой, пытался баллотироваться от «Партии пенсионеров», но ее список не допустили), а ко мне продолжают и продолжают обращаться как к депутату, будто ничего не изменилось. Почему так – наверное, больше вопрос не ко мне, а к тем, кто сейчас являются депутатами от нашего региона. Я от этих обращений к «депутату Савченко» даже немного устал, потому что у меня ведь возможности ограничены, я не депутат. Почему не поучаствовать в областных выборах? Если мне окажут поддержку, я буду работать в областном парламенте, использовать свои знания и опыт на благо региона, который считаю родным.
Но выдвигаетесь вы по Михайловскому округу, а не от Волгограда или Волжского. Почему?
— А чем эта территория менее важная, чем люди, которые живут на округе, недостойны поддержки? На самом деле я просто своего рода возвращаю долг – мы посмотрели результаты избирательных кампаний, что я прежде вел, в том числе федерального уровня, как руководитель партийной организации в области, так как именно здесь в те времена был один из самых высоких результатов.
И все-таки, признайтесь, ваши дальнейшие политические амбиции не ограничиваются просто депутатским мандатом? Рассчитываете стать спикером думы? Или какое продолжение видите?
— На самом деле – нет, я спокойно к этому отношусь. Я, что называется, уже везде был. И никаких особенных амбиций сейчас нет. Дальнейшее зависит не от меня одного. Какой результат покажу, так и будет, наверное, дальше строиться карьера. Если, например, пройду выборы с трудом, то нужно будет просто сконцентрироваться на округе. Но если окажут большое, значительное доверие, то, наверное, буду делать соответствующие выводы, что нужно держать марку лидера и двигаться дальше. Но пока об этом рассуждать рано.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий.