Выходец из Казани Илья Шульгин пришел в администрацию Кирова в ноябре 2017 года. Тогда кировчане разделились на два лагеря. Одни утверждали, что от «варяга» ничего хорошего ждать не стоит, другие видели в нем спасителя, который проведет чистки в мэрии и приведет областной центр в нормальный вид. Спустя полтора года почти ничего не изменилось: есть те, кто поддерживает сити-менеджера и отмечает, что кировские «авгиевы конюшни» быстро не убрать; немало и тех, кто считает, что с приходом управленца из Казани ничего не изменилось. Сам сити-менеджер говорит, что пытается работать так, чтобы потом не было стыдно ни ему, ни кировчанам. О планах по развитию города, подходе к кадровой политике и отношении к критике Илья Шульгин рассказал в интервью «ФедералПресс».
«Нужно привести дороги в порядок, пока действует национальный проект»
Илья Вячеславович, давайте начнем с самой актуальной летней темы – ремонта дорог. Насколько удачно, по вашему мнению, идет дорожный сезон? Многие эксперты и горожане считают, что ситуация в последнее время стала лучше...
— Лучше или хуже – вопрос субъективный. Есть графики работ, которые мы стараемся соблюдать, и есть абсолютный запрет на отклонение от технологии. У Кирова, как и многих других городов, благодаря федеральной программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» появилась возможность серьезно улучшить качество дорог. Я как глава администрации пока не вижу предпосылок к тому, что в муниципальном бюджете в скором времени появятся такие же большие средства на новые дороги. Поэтому каждая копейка должна быть потрачена с умом, без злоупотреблений и нарушений технологии. Нужно привести дороги в порядок, пока действует национальный проект, а потом за счет нашего дорожного фонда поддерживать их в нормативном состоянии.
Тем не менее дефекты были выявлены почти у половины проверенных дорог, которые ремонтировались в прошлом и позапрошлом годах.
— В прошлом и позапрошлом годах менялся верхний слой дорог, покрытие. А среди выявляемых дефектов подавляющее большинство – так называемые отраженные трещины, то есть следствие повреждений, возникающих в нижних слоях или в основании дорог, ремонт которых не проводился. Претензий к качеству дорожного покрытия, которое было положено в 2017 году и особенно в 2018-м, у нас нет. Те дефекты, которые выявляются, мы оперативно устраняем. «Вятавтодор» и ГДМС несут все гарантийные обязательства, и деградации дорожного полотна не происходит.
В Кирове в конце августа должны ввести в эксплуатацию путепровод в Чистые Пруды, который строился около четырех лет. Все работы будут закончены в срок?
— Опасений, что мы отклонимся от графика, нет. Подрядчик демонстрирует хорошие темпы строительства, и мы получаем от него подтверждения, что в срок – к 30–31 августа – объект будет сдан и введен в эксплуатацию.
Горожане беспокоятся, что после ввода путепровода весь микрорайон будет стоять в пробках. Вы изучали этот вопрос?
— Этот вопрос изучался и изучается. Чтобы минимизировать проблемы, на перекрестке Попова и Щорса нужно будет изменить алгоритм работы светофоров, предусмотреть уширение дороги при движении в сторону улицы Воровского. Кроме этого, возможно, придется организовать надземный или подземный пешеходный переход на этом перекрестке – этот вопрос пока находится на стадии оценки целесообразности. Вопрос с возможным затруднением движения изучается – в ближайшее время специалисты должны сказать, как будет складываться дорожная ситуация после открытия путепровода. В любом случае после его запуска жители Чистых Прудов получат возможность попасть домой гораздо быстрее, чем это сегодня происходит при движении по улице Украинской.
А что касается ремонта тротуаров? Кировчане часто жалуются и на их плачевное состояние.
— Ситуация уже меняется в лучшую сторону. В прошлом году были оборудованы 22 пешеходные зоны, в этом их уже в два раза больше. Конечно, нам помогает федеральная программа «Формирование комфортной городской среды». Понятно, что за один год все сделать невозможно. Но мы используем все возможности, чтобы привлечь в город как можно больше денег. Это касается и ремонта дорог, тротуаров, и обустройства пешеходных переходов – на эти цели город уже третий год подряд получает более миллиарда рублей. Обо всех пешеходных зонах, которые доставляют беспокойство горожанам, мы знаем и будем прилагать все усилия, чтобы отремонтировать их, даже когда завершится федеральная программа.
В Кирове все еще есть проблемы с доступностью среды. Например, совсем недавно жители и общественники жаловались, что при ремонте дорог и тротуаров устанавливаются высокие бордюры, которые пожилым людям и инвалидам преодолеть довольно сложно.
— Требования программы «Доступная среда» – это абсолютный приоритет для нас. На каждом совещании всем подрядчикам говорится о том, что необходимо выполнять ее условия, тем более что программа работает не первый год. Я уверен, что мы справимся с этой ситуацией довольно быстро, – в этом нам помогают неравнодушные граждане. Мы всегда реагируем на такие сигналы, и могу заверить кировчан, что все ошибки будут исправлены. Работы по установке бортовых камней, выполненные с нарушениями, не принимаются, соответственно подрядчик не получает оплату до устранения недочетов.
«Было много выдумок о том, что тариф вырастет до 30 и даже 37 рублей»
Давайте коснемся темы общественного транспорта, ведь и на организацию его работы тоже жалуются... Есть ли у администрации план, выработанный комплекс мер для решения проблемы?
— Администрация активно занимается решением проблем общественного транспорта. Если вы заметили, чадящих пазиков на улицах нашего города уже стало заметно меньше. Сейчас мы смотрим, как можно изменить состав автопарка в рамках городского Автотранспортного предприятия. Ситуация на предприятии стабильная, но большого количества техники мы себе позволить пока не можем. На сегодня реально приобрести порядка 10–15 машин: либо газомоторных автобусов, либо троллейбусов.
Было много спекуляций по поводу того, что администрация якобы собирается наращивать парк автобусов и сокращать парк троллейбусов. Это неправда. Мы будем делать упор на высокоэкологичные виды транспорта. Пока остановились на закупке троллейбусов – кроме того, что этот вид транспорта экологичен, он еще и достаточно эффективен с экономической точки зрения. В июле мы утвердим план закупок и начнем процедуры по исполнению контракта.
Горожане опасаются, что стоимость билета на общественный транспорт после закупки новой техники резко вырастет…
— Есть огромное количество слухов и домыслов по поводу роста платы за проезд, хотя никаких решений пока нет. И в любом случае изменение тарифов – это всегда обязательные экономически обоснованные расчеты, которые направляются в региональную службу по тарифам и ею же утверждаются или не утверждаются. То есть ни АТП, ни администрация города, никто другой не может на свое усмотрение изменить тариф.
Но давайте вспомним, что в последний раз тариф повышался в начале 2017 года. Давайте посмотрим, что произошло с ценами на топливо за эти три года. Этим отчасти и объясняются наши планы на закупку троллейбусов – рост цен на электроэнергию не такой значительный и резкий, как на бензин, то есть затраты на обслуживание этого вида транспорта увеличиваются более щадяще для перевозчика.
Возможно, покупка новой техники повлечет за собой необходимость определенного повышения тарифа. Но мы понимаем, насколько чувствительны для горожан изменения в этой сфере, и я обещаю, что администрация города подойдет к этому вопросу максимально внимательно. Мы планируем наладить качественную работу общественного транспорта, приобрести новую технику, показать, что в отрасли происходят существенные сдвиги, и уже только после этого, возможно, обсуждать тему повышения тарифа. Было много выдумок о том, что тариф вырастет до 30 и даже 37 рублей. На мой взгляд, сейчас эти цифры не могут быть выше 25–26 рублей за поездку.
Гендиректор КПАТ Денис Пырлог предлагал ввести возможность бесплатной пересадки в течение 30–60 минут после покупки билета. Вы рассматриваете такую возможность?
— Конечно. Абсолютно логично, что человек, который заплатил за билет, должен за эти деньги доехать до конечной точки своего маршрута. Такая система уже показала свою эффективность в Москве – это всем известная карта «Тройка». Возможность введения подобной системы в Кирове мы сегодня продумываем. Вместе с региональным министерством информационных технологий также работаем над тем, чтобы упростить оплату проезда в общественном транспорте. В итоге хотим прийти к тому, чтобы житель, заходя в автобус, прикладывал свою карту (неважно, транспортная она или банковская) – и система сразу понимала, кто платит: студент, пенсионер-льготник, школьник либо человек, который не имеет льгот и просто должен заплатить положенную по тарифу сумму. Это делается для того, чтобы упростить жизнь горожанам: им не нужно будет куда-то ходить, подавать заявления. Думаю, в ближайшее время мы такую систему представим в рамках проекта «Умный город».
Общественники не раз предлагали обустроить в Кирове выделенные полосы для общественного транспорта. Как вы к этому относитесь?
— Выделение полос для общественного транспорта – абсолютно необходимая мера. Она соответствует так называемой пирамиде движения, где главные на дороге – это пешеходы, потом – велосипедисты и общественный транспорт, после них – автомобилисты. Другой вопрос – как организовать выделенки для автобусов и такси, чтобы это не тормозило остальных участников дорожного движения. Этот вопрос будет серьезно рассматриваться в рамках разработки транспортной схемы. Одновременно мы будем думать над введением в городе системы платных и бесплатных парковок. Нам нужно создавать муниципальные парковки, которые позволили бы убрать машины с улиц города.
«Если коснуться денег, то их на самом деле недостаточно»
Вопрос к теме увеличения затрат. Во время прошлого зимнего сезона у города кончились деньги на уборку улиц от снега. Что нужно сделать, чтобы проблема с зимней уборкой улиц наконец решилась: выделять больше денег, лучше работать с подрядчиками или купить снегоплавильную станцию?
— Нужно делать все, что вы перечислили. Для начала нужно правильно организовать процесс. Если помните, прошлой зимой у подрядчиков до конца января были определенные проблемы с качеством работы, но с февраля ситуация на дорогах существенно улучшилась. Если коснуться денег, то их на самом деле недостаточно. В идеале нужно значительно больше. Но у бюджета есть и другие, не менее важные для города и его жителей обязательства, которые тоже требуют серьезных вложений, – это и строительство детских садов, школ, и ремонт дорог, тротуаров, и социальные выплаты, и многое другое – почти 62 % бюджетных расходов направлено на социальную сферу.
Поэтому сейчас мы работаем над повышением эффективности использования бюджетных средств, в том числе в части содержания улично-дорожной сети, – прошлой зимой мы вывезли почти в 2 раза больше снега, чем в предыдущем сезоне, не увеличивая затрат.
Было много сомнений, может ли город себе позволить отказаться от применения якобы дешевой песко-соляной смеси. В этом сезоне мы почти полностью отказались от нее и перешли на реагенты. Сэкономленные деньги направили на очистку прилотковых зон. В результате мы вывезли с дорог в 6–8 раз меньше песка, чем это было в прошлом сезоне. Думаю, если мы будем продолжать в таком темпе, то за ближайшие год-два отмоем город от песка и пыли.
А что со снегоплавильными станциями?
— Мы рассматриваем этот вопрос, но нужно понимать, что любая снежная свалка всегда дешевле, чем покупка такой станции. Тем не менее сейчас Водоканалу поставлена задача подобрать места на коллекторах, где возможна установка снегоплавильных станций. Мы понимаем, что с точки зрения экологических последствий организация снежных свалок – это все-таки прошлый день, каменный век. Будущее за снегоплавильными станциями с песколовушками и локальными очистными системами. Где и когда они появятся, пока сказать сложно. Вскоре мы к этому вопросу обязательно вернемся.
К слову о мусоре: сейчас в областном центре довольно много заброшенных домов, которые не только портят облик города, но и представляют опасность, – объекты постоянно горят, кроме того, там часто проводят время дети. Есть ли возможность как-то ускорить процесс их сноса?
— Сегодня мы разрабатываем механизм, который позволит участки, где расположены такие объекты, реализовывать вместе с домами, не разбирая их. Снос дома стоит от 700 тысяч до 1,5 миллиона рублей – это довольно большие затраты, и нам не хотелось бы нести их из казны. В городе сейчас 116 подобных объектов – и их количество после расселения аварийных домов будет только расти. То есть объем средств, необходимых для сноса такого количества зданий, превышает 100 млн рублей. Чтобы проблема не усугублялась, будем привлекать к процессу инвесторов и выделять средства на ограничение доступа в эти объекты.
Другая сторона этой проблемы – невовлеченность земель в хозяйственный оборот. На месте аварийного дома могла бы появиться детская площадка, зеленая зона или новый дом. Мы часто говорим о недопустимости точечной застройки, но если на месте двухэтажного дома возникает похожий по размеру симпатичный объект, это идет только на пользу городу. Один из таких примеров – это объект на Орловской, где откроется, если я не ошибаюсь, мини-отель. При этом нельзя поддаваться соблазну строить на месте деревянных двухэтажек высотные дома. Такой случай недавно обсуждался на градсовете – мы отправили на доработку проект по улице Рудницкого, где инвесторы в перспективе планировали сразу несколько многоэтажек, при этом без обеспечения социальной инфраструктурой. Но в таком случае сразу после заселения этих домов у людей возникнут справедливые вопросы – где детский сад, школа? Поэтому слепой застройки мы больше допускать не будем.
«Везде есть кадровый голод»
За последние месяцы было возбуждено сразу несколько уголовных дел по злоупотреблениям в кировских МУП. Это, например, «Электронный проездной», МУП «Кристалл». Сообщается, что бывшим руководством «Латунских бань» тоже могут заинтересоваться следователи. Как вы восстанавливаете их нормальную работу?
— Если говорить об «Электронном проездном», то там сегодня новое руководство – мы очень внимательно следим за его работой. Если и дальше будут какие-то попытки злоупотреблений, будем на это реагировать. Но пока предпосылок для этого нет.
Что касается «Кристалла», там тоже новый руководитель – ситуация на предприятии стабилизируется. Поставлена задача по расширению деятельности – МУП претендует на ту значительную часть рынка, которая взаимодействует с государственными структурами. Так что мы планируем наращивать мощности и закупать новое оборудование.
В «Латунских банях» новый руководитель провел кадровую чистку и показал, что управление предприятием может быть эффективным. Конечно, нам нужно еще поработать над качеством предоставляемых услуг. Банный комплекс серьезно изношен, и мы сейчас ищем пути, как либо своими силами, либо через привлечение инвестора эту отрасль преобразовать, сделать так, чтобы она стала достойной и современной. Я думаю, что новый руководитель с этой задачей справится.
Вызывает беспокойство ситуация в МУП «ЦКС», где тоже нашли множество нарушений. Какое-то время сотрудники даже сидели без света, потому что не было денег заплатить по счетам. Предприятие удастся вывести из кризиса?
— В компании новое руководство, перед которым поставлена задача наладить безубыточную и безаварийную работу. Сейчас мы активно привлекаем МУП к летнему содержанию дворов и дорог. Те убытки, которые были показаны за 2018 год, демонстрировали деятельность предприятия с 2015 года. Сейчас мы разбираемся, что там происходило. Возможно, по итогам этого анализа придется обращаться к правоохранителям. Руководству предприятия предстоит серьезно поработать с дебиторкой, выявить и убрать необоснованные платежи, потому что предыдущее руководство, насколько я знаю, не всегда добросовестно выполняло эти обязанности.
Давайте продолжим тему о новых руководителях. Многих жителей и депутатов беспокоит ваша кадровая политика, в том числе участившиеся увольнения из числа руководства мэрии: это ваш заместитель Александр Ященко, глава правового департамента Наталья Емельянова. Ранее уволились Альберт Гутнов и Антон Карпинский. Есть кадровые перестановки в МУП. Такая ротация – это нормальный процесс, или все же есть какие-то проблемы?
— Никаких проблем нет. Администрация города – это юридическое лицо, в любой организации какие-то люди уходят, а какие-то приходят. Кто-то со своими обязанностями не справился, кому-то поступило более выгодное предложение, кто-то просто решил поменять род деятельности.
Что касается Натальи Евгеньевны [Емельяновой], то для ее ухода были определенные предпосылки, в том числе, насколько я знаю, ей поступило предложение вернуться в Казань. Свою часть работы она выполнила, мы ей за это благодарны. На самом деле у нас ситуация примерно такая же, как и в других регионах, – везде есть кадровый голод. Всегда хочется, чтобы специалисты были более грамотными, работали эффективнее. Моя задача как главы администрации – следить за тем, чтобы человеческий фактор минимально влиял на работу администрации города.
Несмотря на то что во многих сферах наметились улучшения, вас довольно часто критикуют и жители, и депутаты. Нет ли у вас ощущения, что от вас требуют слишком быстрых результатов? Нет ли обиды на то, что вас критикуют из-за проблем, которые созданы предыдущим руководством города?
— Как житель Кирова я и сам хотел бы, чтобы многие вещи были сделаны быстрее, масштабнее, однако, занимая должность руководителя администрации, я понимаю, что есть определенные моменты, которые обойти или выпустить нельзя, хотя бы потому, что нужно работать в рамках действующего законодательства. Всегда будут недовольные, я это понимаю. Меня и самого не устраивают многие ситуации. И я по себе знаю, что, гуляя по нашим тротуарам, действительно сложно не ругаться. При этом я понимаю, что мы обязательно решим существующие проблемы, вопрос времени.
Если говорить о том, обидно мне или нет… Во власть со слабыми нервами не ходят. Конечно, всегда неприятно, когда в свой адрес слышишь не критику по существу, а какие-то личные оскорбления. Но это уже проблема тех, кто позволяет себе такие вещи, – пусть это останется на их совести. Хватит ли у меня терпения? До сих пор хватало. У меня есть срок полномочий – и я за это время должен сделать все от меня зависящее, чтобы позитивные преобразования в нашем городе были очевидны для жителей, чтобы я мог и сам себе, и кировчанам сказать, что работал не зря.
Фото: администрация города Кирова