На Южном Урале закончилась масштабная избирательная кампания этого года. В Челябинской области подведены окончательные итоги губернаторской кампании – с большим отрывом от конкурентов победил экс-врио губернатора, а теперь уже полноценный глава региона Алексей Текслер. По депутатской кампании подсчеты еще ведутся, но данные экзитполов местами показали необычный поворот. О том, появится ли в Челябинске гордума нового качества, и о чем говорит высокая явка избирателей – в интервью «ФедералПресс» с руководителем Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, куратором Экспертного Клуба Екатеринбурга Анатолием Гагариным.
Анатолий Станиславович, вчера завершился единый день голосования. Как Южный Урал смотрится на фоне других регионов, где также проходили выборы?
— Смотрится очень достойно, это хорошая, убедительная победа кандидата в губернаторы Алексея Текслера. Он с самого начала задал определенную, очень высокую планку и, в принципе, сохранил ее в течение всей избирательной кампании. При этом особо хочу отметить, что губернаторская кампания проходила динамично, но ровно. Главный кандидат избежал разного рода популистских заявлений. Напротив, все его заявления кажутся реалистичными и выдержанными и в этом смысле вполне оправдывают те надежды, которые сейчас связывают с ним избиратели.
Вчерашнюю явку в 45,15 % для нашего региона считают высокой. Есть мнение, что такая явка, в сравнении с низкими показателями в Москве и Санкт-Петербурге, говорит о пока еще низкой и слабой развитости политического самосознания южноуральцев, которых массово сгоняют на выборы, и те послушно идут…
— Думаю, здесь как раз тот самый случай, когда, как бы пафосно это ни прозвучало, избиратели поверили в кандидата. Мне кажется, Текслер сумел убедить их в том, что тезисы его кампании соответствуют их ожиданиям. И высокая явка в этом случае – это как своеобразный аванс, который избиратели дали кандидату. При этом у всех есть понимание, что проблем много и круг задач крайне большой. Думаю, теперь последуют кадровые изменения, подбор команды, которая могла бы быть действительно энергичной, работоспособной и профессиональной.
Вы считаете, что южноуральцы шли именно губернатора выбирать, отсюда такая явка? Есть мнение, что именно благодаря интригующей муниципальной кампании явка была такой высокой.
— Когда муниципальная кампания работает синхронно с губернаторской, она, безусловно, подогревает интерес избирателей. Но если она протекает в жесткой конкурентной борьбе, это, напротив, чаще всего отрицательно сказывается на явке. Разного рода махинации и спекуляции, наоборот, отталкивают избирателей. В Челябинске в этот раз, мне кажется, не было захлестывающих случаев, связанных с нарушениями. Определенный довесок к явке дало одновременное протекание двух кампаний, но нельзя говорить о том, что муниципальные выборы сделали губернаторские. Скорее наоборот: выборы губернатора вызвали больший интерес избирателей.
Результаты губернаторской кампании были ожидаемы. Можете ли вы назвать ее конкурентной? На стороне Текслера работали как минимум все СМИ, которые на госконтрактах...
— Неконкурентную кампанию чаще всего характеризует низкая явка. Здесь же отсутствие каких-то сильных оппонентов не привлекло к снижению явки, а интерес был достаточно явный у избирателей. Здесь на руку Текслеру сыграло ожидание обществом профессионального управленца.
По-вашему, какова была основная роль на губернаторских выборах Алексея Севастьянова, который набрал меньше всего голосов? Изначально считалось, что он чуть ли не главный конкурент Текслеру.
— Я думаю, так он пытался получить политический иммунитет, некие гарантии и возможность оттянуть свое уголовное преследование. Это одна из основных задач, которую довольно часто преследуют в таких случаях. Но, думаю, вряд ли он смог достичь желаемого. Хотя теперь у него укрепилась возможность говорить, что его преследовали за политические убеждения.
По депутатским выборам в Челябинске еще не завершен подсчет. Можно ли говорить, опираясь на предварительные результаты, что Челябинск получит наконец другую городскую думу, или городом по-прежнему будут заправлять кланы?
— Да, город получит работоспособную, эффективную городскую думу, причем независимо от результатов муниципальных выборов. Дело в том, что сама по себе система управления, которую организует Текслер, втянет в свою орбиту и городскую думу. Будет, мягко говоря, странно, если депутаты не втянутся в ту созидательную работу, которая сейчас необходима для Челябинска. Если так, у Текслера найдутся убедительные аргументы и системные ходы, которые позволят помочь городской думе стать эффективней.
Как вы считаете, метод кандидатов, отрекшихся от «Единой России» и выступивших самовыдвиженцами на этих выборах, оправдал себя? Здесь интересны наблюдения по всей географии выборов в целом.
— В целом по стране «Единая Россия» выступила достаточно убедительно, кроме Хабаровского края. Но, видимо, для того чтобы избежать каких-то гипотетических потерь, кандидаты прибегают к такому мимикрическому элементу. Это чисто политтехнологический ход, который используется для достижения результата. Эти же кандидаты чаще всего потом восстанавливаются в партии. Это приведет к тому, что в партию придут энергичные, эффективные управленцы, и это в духе того процесса обновления, который намечается в «Единой России».