Top.Mail.Ru
Общество
Приморский край
0

Амбассадор Дальнего Востока и Арктики Богдан Булычев о путешествиях: «Научились монетизировать мороз»

Известный путешественник рассказал о своих экспедициях
Известный путешественник рассказал о своих экспедициях

Путешественника и режиссера Богдана Булычева называют амбассадором Арктики и Дальнего Востока. На протяжении 10 лет он рассказывает об этих направлениях и знакомит свою аудиторию и неравнодушных россиян с уникальной природой и жителями нашей страны. В интервью «ФедералПресс» в рамках специального проекта «Мой Дальний Восток» он рассказал, как появилась идея создать блог, какие места стоит посетить каждому жителю России и можно ли экономить на путешествиях.

Богдан, расскажите про ваш блог: почему вы решили показывать именно Дальний Восток и Арктику?

— Все очень просто, я родился на Дальнем Востоке – в Магадане, жил на Колыме всего в 950 километрах от Оймякона – полюса холода, где средняя температура была 50–52 градуса со знаком минус, и вот в таких условиях прошло мое детство. Поэтому для меня мороз – это привычное явление. Сибиряк и полярник – это не тот, кто родился таким, а тот, кто просто научился адаптироваться к таким условиям. Для меня это никакой не экстрим, а комфортные условия.

Раньше, в нашем детстве, мы получали много информации о красоте Дальнего Востока и о людях, которые тут живут, в том числе и о малочисленных народах, – начиная с мультиков про Умку и фильмов формата «Два капитана», а потом в 90-е года был «вакуум» и Арктика стала «серым пятном». В какой-то момент я решил поехать туда, увидел хорошее и плохое и просто не стал зацикливаться на чем-то одном, а показал, как все есть на самом деле, дал зрителю подумать: кто-то видел отчаяние, а кто-то, наоборот, будущее развитие. И это очень ценная вещь в блогинге и журналистике, когда ты не навязываешь какую-то мысль, а даешь подумать. А дальше началась романтизация, потому что это место нужно популяризировать, чтобы люди захотели туда ехать.

Ваша последняя экспедиция – в Арктику на машине. Расскажите об этом опыте: это была первая поездка такого плана? Как готовились, были ситуации, которые угрожали вашей жизни, и как вы их решили?

— Это не первая такая экспедиция. В Арктике на машине мы были уже раз 10. Надо готовить технику, себя, маршрут, прорабатывать все, в том числе и точки невозврата. К примеру, ты понимаешь, что если это подготовленная машина, то топлива хватает на неделю автономной работы или на 1000 км по бездорожью. И если ты израсходовал полбака, то тут и есть точка невозврата. Если ты едешь дальше, то сюда ты уже не вернешься и до следующей точки не доедешь. Именно в этот момент и нужно принять решение.

Так как я являюсь руководителем наших проектов, то несу полную ответственность за принятие таких решений. Бывало так, что для того, чтобы сделать два шаг вперед, нужно было сделать шаг назад. Мы понимали, что у нас заканчивается топливо, сложности с проездом, мы не можем найти путь – возвращались назад, пополняли запасы топлива, еды, прорабатывали новый маршрут. Это четкая проработка, потому что если ехать нахрапом, то может быть все очень плачевно.

Про путешествия

Какое место на Земле вы готовы назвать самым любимым? Если надо было бы выбрать раз и навсегда, где остаться, какое место выбрали бы?

— Без раздумий, это Россия. Я был во всех регионах. Крайний регион я посетил буквально две недели назад – Калининградская область. Я могу с уверенностью сказать, что могу поехать в регион, в котором уже был, но он все равно откроется по-новому. Во-первых, когда ты приезжаешь, ты уже не едешь тем же маршрутом, нужно что-то новое. В Калининграде можно проехать по асфальту, а можно по брусчатке, и это совершенно разные уже путешествия. Точно так же с Арктикой, Дальним Востоком, Севером. У нас вся страна невероятно уникальна. Пример тому – моя история: родился я в Магадане, жил в Санкт-Петербурге, Москве, сейчас живу в Ярославле и в следующем году планирую приехать во Владивосток со своей семьей и пожить здесь месяца два-три. Хочется сменить обстановку, и чтобы моя семья, мои дети пожили в этом прекрасном климате, рядом с морем, после этого другой какой-то регион посетим.

Можете составить топ мест на Дальнем Востоке, которые обязательно должен посетить каждый?

— Давайте пойдем по порядку – с запада на восток. Первый – это, конечно, Байкал, причем если зимний, то это со стороны Ольхона, а если летний, то со стороны Бурятии. Это абсолютно два разных места.

Дальше – Амурская область. Благовещенск уникален тем, что на одном берегу реки – Россия, а на другом – Китай. До пандемии можно было без визы посетить эту страну – шикарно, был паром, сейчас делают канатную дорогу и мост. Также в Амурской области есть космодром «Восточный», развивается промышленный туризм, туда можно попасть, и это очень интересное место. В районе Тынды есть много золотодобывающих компаний, которые показывают процесс добычи.

Хабаровский край – это, безусловно, север региона – Шантарские острова с китами, которые никого не оставят равнодушным.

Приморье – тут уникально все – бухты, природа, а север края – это отдельная история, там местами красивейший песок, голубое море с лагунами, по мне, он может затмить некоторые заграничные курорты, понятно, что сервиса там не хватает, но локация невероятная.

Якутия – это зимняя история. Народ саха научился монетизировать мороз, когда с ним все борются и бегут от него, они создали музей вечной мерзлоты.

Магадан – это самая восточная точка, куда можно доехать по круглогодичной трассе «Колыма», которая сама по себе является уникальным местом – дорога из костей, место ГУЛАГа и т. д. Ты можешь приехать в Нагайскую бухту и побывать в самой восточной точке, куда можно попасть только по круглогодичным дорогам.

Чукотка – первая плавучая атомная станция, Певек и поселение морских китобоев, которые с 11 века добывают морского зверя – это часть их жизни и сейчас. Я недавно вернулся оттуда, снимал там документальный фильм. На протяжении месяца жил с ними и надеюсь, что получится хорошая картина, которая выйдет уже в декабре под названием «Легенды китобоев». Я очень постараюсь показать современных китобоев, они трансформировались, но не потеряли свою внутреннюю модификацию – это очень уникально. Ну и, конечно же, жемчужиной всего этого на востоке Чукотки – мыс Дежнева с видом на Америку, мало кто знает, но между нашими границами всего четыре километра – это ближе, чем кажется.

Ну и конечно, нужно отметить Курилы, они разные, северные похожи на Камчатку с вулканами, южные напоминают доисторические места. Мне кажется, что уже в скором времени Курилы станут настоящим хитом, какими в свое время стали Кольский полуостров, Карелия, Дагестан, Байкал и Алтай.

Путешествия на Дальний Восток и в Арктику – это очень дорого. Есть ли лайфхаки, как сэкономить?

— Могу сказать, что отправиться в путешествие 5–10 лет назад и сейчас – это небо и земля, несмотря на то, что все цены выросли, поездка сейчас будет дешевле, в некоторых случаях до 10 раз. Связано это с тем, что наше правительство взяло на адаптацию северные и дальневосточные направления и сейчас перелеты стоят вменяемых денег.

Например, на Чукотку можно улететь за 15 тысяч рублей, полет в Сочи может быть дороже. Можно слетать на Чукотку или на Камчатку, или в Магадан за 30 тысяч рублей туда-обратно, я считаю, что это уже недорого. Внутри также появляется огромное количество предложений по кемпингам, размещениям в отелях, всевозможные базы, турпродукты, касающиеся прогулок по морю.

Единственный вопрос касается того, что в погоне за дешевизной мы можем получить не очень качественную услугу и примером этому служит недавняя трагедия на Камчатке, где группа пошла по не очень сложному маршруту и к тому же не была подготовлена, скорее всего. Во время путешествий по северу я много встречал людей, которые были не подготовлены и получали обморожение, замерзали и даже были летальные исходы – это люди неодетые. У меня есть экипировка, я могу в ней в Арктике упасть в сугроб и сутки пролежать в нем, и я не получу никакого обморожения. Тут важно не гоняться за дешевизной: техникой, оборудованием, не подготовленными инструкторами.

То же самое и с перелетами. Можно полететь какой-то дешевой авиакомпаний, у которой нет никакого сервиса качества, хорошей подготовки безопасности, а можно – каким-нибудь национальным перевозчиком и получить хороший сервис, который будет дороже, но ты понимаешь, за что ты платишь. Нужно всегда взвешивать все «за» и «против» и выбирать не дешевый, а лучший. Иногда лучше переплатить, но получить больший спектр эмоций.

Про дальневосточников

Про жизнь в крупных городах Дальнего Востока россияне примерно знают. Расскажите, как живет Дальний Восток за пределами Владивостока, Хабаровска или Магадана. Какие там люди?

— Люди добрые и открытые, очень искренние. Мы вот были на съемках, после которых поехали вместе с коллегами и журналистами в тур, в котором увидели самые уникальные точки. Мы приехали в один из населенных пунктов, я считаю, что это вообще жемчужина Чукотки – норвежские домики, сопочки.

И в самом центре этого поселения ты выходишь из дома, закрываешь спокойно дверь и ключ кладешь под коврик. Я думаю, что все знают, что он там находится, и ты относишься к этому абсолютно спокойно. А еще дальше – на севере Якутии, в арктической ее части, где живут староруссы, – там люди, чтобы показать, что никого нет дома, подпирают дверь чем-нибудь. А не закрывают двери они исторически, потому что там были белые медведи, и они до сих пор есть, и если ты его встретишь, то можешь просто укрыться от него в любом доме. Вот представьте себе, на дворе 21 век, мы выбираем себе железные двери, всевозможные умные домофоны, сигнализации, камеры видеонаблюдения, а люди подпирают дом палочкой, и у них нет преступлений.

Вы уже путешествуете долгое время, как изменился Дальний Восток?

— Это абсолютно два разных места. К примеру, когда впервые был проведен во Владивостоке ВЭФ, то тут на острове на ровном поле сделали кампус – невероятно красивое и технологичное место. Местные жители скептически относились к этому. У меня в городе живет много друзей, и они все говорили: «Ну кому это нужно?!». А тут получается, что остров был практически пустой, имел сложности с транспортной доступностью, люди здесь жили как отшельники, а сейчас это современное место притяжения мирового бизнеса, политиков. Когда здесь не проходит форум, тут учатся обычные студенты, и это невероятно. Это я рассказал только про один Русский остров, а вы представьте, что за это время изменилось на всем Дальнем Востоке? Да все изменилось за это время: инфраструктура, подход ко всему, появился сервис, вошли крупные игроки. После событий 24 февраля огромное количество денежного потока остается в России и бизнес начинает вкладывать в Дальний Восток.

Про планы

Расскажите о своих планах на ближайшее путешествие, куда планируете?

— У меня в этом году было уже пять экспедиций и одна съемка документального фильма, после ВЭФ я отправился в Хабаровск, где у нас в планах отснять материал про истребителя пятого поколения – это очень интересная тема, которая ранее была закрыта, а сейчас мы получили доступ для съемок и хотим об этом рассказать. Потом у нас будет Магадан, где будем поднимать самолет, который нашли в прошлом году во время нашей поисковой экспедиции, этот самолет времен освоения Колымы – единственный сохранившейся во всем мире. Потом у нас будут съемки в Якутии, на Курилах, а после этого я хочу съездить со своей семьей в отпуск.

Как ваша семья относится к вашей работе?

— Я готовил свою жену к этому еще в начале отношений. Я взял ее с собой в несколько экспедиций, она увидела все изнутри: ездила с нами в Арктику, где провела со мной два месяца, и я понял, что это тот человек, с кем я готов связать свою жизнь. На побережье моря Лаптевых в Якутии я сделал ей предложение: взял кольцо с якутским бриллиантом и попросил ее руки под северным сиянием. Она, конечно же, сказала да. Она прониклась моей работой, она понимает всю ценность и важность того, чтобы донести и рассказать про природу, людей, малочисленные коренные народы. Я признаюсь, что, когда я впервые 10 лет назад приехал в Арктику, они мне все казались на одно лицо, а сейчас я могу отличить чукчу от юкагирка – они все разные, у всех разные культура, языки, подходы, религии. Ты понимаешь, что культура этих маленьких народов уникальна, а представьте, насколько тогда уникальна культура нашей большой страны?

Наша миссия – отцифровать и показать эту культуру, традиции и быт людей в формате Арктики и Дальнего Востока.

А можете представить свою жизнь без всего этого?

— Наверное, нет. Я занимаюсь тем, что мне нравится. Вот как только мне перестанет это нравится, я в секунду перестану этим заниматься, потому что не буду получать от этого удовольствия – это будет рутиной. Возможно, я пойду в танцы или буду делать массаж или готовить вкусную, а может, и невкусную еду – буду заниматься тем, чем мне захочется на тот момент (смеется). Но пока что я чувствую, что это только начало и тут непочатый край работы, и много есть чего рассказать и показать. Мы 10 лет ездим и снимаем Арктику, вроде бы один и тот же контент, но это все всегда по-другому.

Фото: предоставлено Богданом Булычевым

Сюжет по этой теме
18 февраля 2022, 10:09

Как сделать Дальний Восток ближе

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.