Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Глава оргкомитета РФ в БРИКС: «Нацелены на плотную работу с партнерами»

Юрий Ушаков
БРИКС – один из основных векторов внешней политики РФ, считает политик

Необходимость развития многополярного мира и экономического сотрудничества между государствами неоднократно подчеркивалась на самом высоком уровне, в том числе и президентом нашей страны Владимиром Путиным в ходе послания Федеральному собранию. Председатель Организационного комитета по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в объединении БРИКС в 2024 году, помощник президента Юрий Ушаков рассказал о ключевых аспектах работы организации и участии РФ в объединении, политических и экономических аспектах взаимодействия стран-участниц и перспективах развития БРИКС.

Приоритеты. Владимир Путин, говоря о приоритетах российского председательства в БРИКС, называл развитие экономического партнерства, сотрудничество в области науки и инноваций, безопасности и борьбы с терроризмом, культуры и спорта. Как расставить порядок этих приоритетов? Для нас главная ценность БРИКС лежит в политической, экономической или цивилизационной плоскости?

— Прежде всего хотел бы сказать, что сотрудничество в формате БРИКС, безусловно, является одним из основных векторов внешней политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу. И взаимодействие с участниками объединения отвечает коренным национальным интересам нашей страны и органично вписывается в наш последовательный курс на формирование справедливого многополярного мироустройства, на создание равных для всех государств возможностей для развития.

Как отметил президент Российской Федерации в своем обращении, опубликованном 1 января в связи с началом председательства России в БРИКС, в 2024 году мы сосредоточим усилия на продвижении всего комплекса партнерского сотрудничества в рамках объединения по трем ключевым направлениям – политика и безопасность, экономика и финансы, культурные и гуманитарные связи. Все эти три направления носят магистральный и равнозначный характер, и именно они определены в качестве приоритетов российского председательства, которое будет проводиться под общим девизом – «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».

Подчеркну, Россия с большим энтузиазмом и исключительно добросовестно подходит к выполнению обязанностей председателя в БРИКС. Утверждена комплексная Концепция председательства Российской Федерации. Для ее претворения в жизнь указом президента учрежден межведомственный «Организационный комитет по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в объединении БРИКС в 2024 году». Эта структура, которую мне поручено возглавлять, занимается координацией участия в механизмах БРИКС российских федеральных и региональных органов власти, парламентских, деловых и общественных кругов – да и вообще, всеми вопросами, касающимися российского председательства, включая подготовку встреч на различных уровнях и, конечно, саммита объединения.

Оргкомитет на регулярной основе проводит свои заседания, в его рамках созданы рабочие группы, курирующие внешнеполитическую, финансовую и организационную тематику. Все министерства и ведомства, общественные организации и другие структуры оперативно отчитываются перед оргкомитетом о ходе и результатах проводимой работы. В декабре 2023 года оргкомитет одобрил масштабный план мероприятий под эгидой российского председательства. Таковых порядка 250. Они пройдут в более чем десяти городах России. Причем поступают все новые и новые заявки на то, чтобы организовать дополнительные мероприятия по важным направлениям сотрудничества в рамках БРИКС. Актуальная информация о том, что конкретно реализуется и планируется, регулярно публикуется на сайте нашего председательства: brics-russia2024.ru.

Главным событием российского председательства, разумеется, станет саммит БРИКС в Казани 22–24 октября. Причем это будет первый саммит объединения уже в расширенном составе. Напомню, на встрече лидеров в Йоханнесбурге в августе прошлого года было принято решение о приглашении в объединение новых членов, и с 1 января этого года оно включает 10 государств. Двукратное увеличение численного состава БРИКС, без сомнения, открывает широкие возможности для дальнейшего укрепления роли и авторитета нашего объединения на международной арене. При этом, конечно, на Россию как на действующего председателя ложится особая ответственность за обеспечение максимально быстрой и органичной интеграции новых участников в работу всех бриксовских механизмов. И это, безусловно, сквозная и приоритетная задача нашего председательства.

Казань в качестве места проведения саммита выбрана неслучайно. Город располагает всем необходимым, чтобы на достойном уровне организовать встречу мировых лидеров. Это и развитая транспортная сеть, и туристическая инфраструктура, и в целом комфортная современная городская среда. Руководство Республики Татарстан, что называется, «набило руку» и уже многие годы с большим успехом принимает различные международные форумы. Члены организационного комитета постоянно выезжают в Казань, чтобы в режиме реального времени контролировать все подготовительные работы к саммиту и к встрече многочисленных делегаций государств БРИКС. Поддерживаются плотные контакты оргкомитета с руководством Татарстана, со всеми, кто на месте отвечает за конкретные практические задачи, стоящие перед городом в преддверии столь масштабного события.

В поле зрения оргкомитета находятся вопросы, связанные с обеспечением готовности более 50 городских отелей и иных объектов размещения иностранных глав государств и правительств, сопровождающих лиц. Уделяется внимание тому, чтобы номерной фонд соответствовал самым высоким стандартам комфорта и требованиям безопасности. Местные власти активно занимаются обновлением инфраструктуры и благоустройством городских территорий в местах размещения гостей и, естественно, подготовкой самих объектов проведения мероприятий саммита.

Непосредственно переговоры лидеров и основные встречи в привязке к ним пройдут в международном выставочном центре «Казань Экспо». Это уникальный комплекс, один из крупнейших и наиболее современных по техническому оснащению в России. «Казань Экспо» был построен как раз для проведения масштабных мероприятий на несколько десятков тысяч гостей – недавно там в присутствии президента России и ряда глав зарубежных государств состоялось торжественное открытие «Игр будущего». Комплекс отличает удобное расположение – он находится в пятиминутной доступности от аэропорта и в двадцати минутах езды по скоростной автотрассе от центра Казани. В дни проведения саммита для всех гостей «Казань Экспо» будут также курсировать бесплатные автобусы-шаттлы.

Возвращаясь к программе российского председательства в БРИКС, упомяну, что многие мероприятия уже состоялись. В частности, прошли встреча министров финансов и управляющих центробанками стран БРИКС, заседание комитета старших должностных лиц БРИКС по энергетике, консультации экспертов по информационной безопасности, противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, Молодежная добровольческая конференция, сессия рабочей группы БРИКС по ядерной медицине. Само собой, на регулярной основе контактируют шерпы и су-шерпы государств-участников, отвечающие за содержательное наполнение повестки сотрудничества в рамках БРИКС. В конце января – начале февраля они встречались в Москве.

Иными словами, официальный календарь мероприятий БРИКС в 2024 году весьма плотный и насыщенный, а тематический охват – многоплановый и амбициозный.

Расширение. Появились ли четкие критерии отбора в БРИКС? Объединение останется клубом «больших стран» или на присоединение к клубу могут рассчитывать и небольшие государства? Когда ждать следующую волну расширения БРИКС? Фиксируем ли мы интерес к присоединению к БРИКС у каких-либо не особо недружественных стран Запада?

— Для начала позволю себе маленькую историческую справку. Саму аббревиатуру БРИК – Бразилия, Россия, Индия и Китай – первым стал использовать в 2001 году один западный аналитик (Джим О'Нил из «Голдман Сакс»), который исследовал потенциал экономического развития развивающихся стран и пришел к выводу, что именно эти четыре государства будут определять направления развития мировой экономики и политики в XXI веке. Тем самым он по сути невольно предвосхитил создание нашего объединения. Всего через 5 лет, в 2006 году, на полях 61-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке министры иностранных дел России, Бразилии, Китая и министр обороны Индии провели специальную отдельную встречу, на которой договорились развивать многоплановое сотрудничество в четырехстороннем формате.

В 2009 году в Екатеринбурге состоялся первый в истории саммит этих четырех государств. В итоговом совместном заявлении было зафиксировано общее стремление развивать «последовательный, активный, прагматичный, открытый и транспарентный диалог и сотрудничество» не только на благо развивающихся стран и государств с формирующимися рынками, но и в целях строительства «гармоничного миропорядка», в котором были бы обеспечены «прочный мир и общее процветание». Возник вопрос, как назвать объединение. И оказалось, что для этого вполне подходит изначально академический термин – БРИК. Так мы с бразильскими, индийскими и китайскими коллегами и условились.

С присоединением в 2011 году Южно-Африканской Республики к упомянутой аббревиатуре БРИК добавилась еще одна буква – «С». И название объединения стало звучать как БРИКС, в английском варианте BRICS, где S – это первая буква наименования государства South Africa.

За сравнительно недолгий период существования объединение БРИКС стремительно развивалось и трансформировалось в разветвленный многоуровневый механизм взаимодействия по самому широкому спектру вопросов глобальной повестки. Отмечу, в частности, саммит БРИКС в Уфе в 2015 году, по итогам которого было объявлено о запуске первых финансовых институтов объединения – Нового Банка развития и Пула условных валютных резервов – с совокупным объемом финансовых ресурсов в 200 млрд долларов. Тем самым наглядно проявилось растущее влияние наших стран в мировой экономике.

К слову, по паритету покупательной способности БРИКС уже обошел аналогичный показатель «Группы семи»: на объединение приходится 35,6 процента глобального ВВП, тогда как на «семерку» – 30,3 процента. А к 2028 году ситуация еще больше поменяется в пользу БРИКС: 36,6 процента против 27,8 процента.

Неслучайно на это обратил внимание наш президент в послании Федеральному собранию. Коллективный вес государств – участников объединения в мировой экономике составляет 58,9 трлн долларов. БРИКС – это более трети площади земной суши (36 %), 45 % мирового населения (3,6 млрд человек), свыше 40 % всего объема добычи нефти, около четверти мирового экспорта товаров.

Столь высокий авторитет и действительно серьезная конструктивная роль БРИКС в мировой экономике и политике, естественно, привлекают внимание других государств, которые стали проявлять желание в той или иной форме подключиться к работе объединения. Многими именно БРИКС воспринимается как прообраз многополярности, структуры, объединяющей Глобальный Юг и Восток на принципах равенства, суверенности и взаимного уважения. К состоявшемуся в прошлом году XV саммиту в Йоханнесбурге БРИКС подошел с целым набором заявок на присоединение от более чем двадцати стран. Поэтому на саммите было принято принципиальное политическое решение о расширении объединения, проделана кропотливая работа по определению круга государств для приема в первоочередном порядке. И как результат согласована договоренность пригласить в БРИКС в качестве полноформатных членов с 1 января шесть стран – Египет, Иран, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Эфиопию и Аргентину. Кстати, тогда же было согласовано решение сохранить хорошо узнаваемое в мире название – БРИКС – и после расширения. Это позволяет, помимо прочего, дополнительно подчеркнуть преемственность нашей работы в объединении, а также ключевую роль государств-основоположников.

Что касается Аргентины, то, как известно, в конце прошлого года там состоялись президентские выборы. Новая аргентинская администрация заявила, что на сегодняшний день не видит свою страну в БРИКС, и направила всем главам государств «пятерки» соответствующие официальные письма. Таков был выбор аргентинских властей, и его нужно, конечно, уважать. Но, в принципе, по своему политическому и экономическому весу это государство, безусловно, достойно быть участником нашего объединения.

С учетом состоявшегося расширения на российское председательство в БРИКС в текущем году ложится особая миссия: обеспечить плавную «прописку» в объединении всех новых участников и одновременно сберечь и приумножить все накопленные за многие годы наработки и достижения, сохранить и развить опыт эффективного сотрудничества. Для этого прежде всего мы сосредоточимся на органичном встраивании «новобранцев» в архитектуру партнерских механизмов, на их приобщении к сложившейся за 15 лет «культуре БРИКС». Перед федеральными органами исполнительной власти поставлена четкая задача: в плотной координации с МИД России активно и инициативно вовлекать пять новых стран в процессы функционирования БРИКС, знакомить с тем, как на практике выстраивается сотрудничество в объединении.

Это что касается уже принятых новых участников БРИКС. Однако количество желающих установить те или иные формы взаимодействия с нашим объединением продолжает расти. Если к йоханнесбургскому саммиту, как упомянул выше, таковых было чуть более двадцати, то на сегодняшний день поступил целый ряд новых заявок. И хотя в данный момент преждевременно рассуждать о второй волне расширения, но все страны объединения согласны в том, что интерес к БРИКС со стороны многих государств можно только приветствовать и стимулировать. В этом наглядно проявляется то, что принципы, на которых работает наше объединение, действительно близки широкому кругу стран, по сути мировому большинству.

Напомню в данной связи, что в том же Йоханнесбурге было принято другое важное решение. Оно касается разработки новой формы взаимодействия БРИКС с не входящими в объединение странами. Речь о том, чтобы определить модальности новой, особой категории – государств – партнеров БРИКС, которые бы участвовали в сотрудничестве по конкретным проектам как в политической, так и в экономической областях. В ходе своего председательства российская сторона работает над критериями отбора и кандидатурами таких стран-партнеров. И сами эти критерии, и конкретный список возможных партнеров должны быть согласованы всеми членами БРИКС и представлены на утверждение саммита в Казани. Вполне логично, что в перспективе по мере наработки странами-партнерами опыта взаимодействия в рамках разнообразных механизмов БРИКС будут рассматриваться и их заявки на полноформатное членство. При обсуждении конкретных кандидатур в расчет, конечно, будет приниматься политический и экономический вес той или иной страны-претендента, ее место не только в своем регионе, но и на международной арене в целом. Непременным условием является поддержка принципов многополярности и повышения роли развивающихся стран в глобальном управлении, а также основополагающих ценностей БРИКС, включая дух равенства, взаимоуважения, открытости, инклюзивности, конструктивного сотрудничества.

Но, естественно, продолжит существовать и хорошо зарекомендовавший себя формат взаимодействия со странами-друзьями и единомышленниками – «аутрич»/«БРИКС плюс». По сути это формат ad hoc, когда на саммиты БРИКС приглашаются лидеры государств, заинтересованных в том, чтобы внести свой конструктивный вклад в обсуждение актуальных вопросов международной и региональной повестки дня. Например, в прошлом году наши южноафриканские друзья пригласили на саммит в Йоханнесбурге широкий круг стран африканского континента. А в этом году Россия планирует провести заседание саммита в формате «аутрич»/«БРИКС плюс» в Казани с приглашением на него руководителей государств-членов и глав исполнительных структур Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств и Шанхайской организации сотрудничества, возможно, ряда других стран и региональных структур.

По поводу отношения западных стран к БРИКС и вопроса, фиксируем ли мы их интерес присоединиться к работе объединения, то тут все понятно. Они явно не в восторге от роста авторитета и влияния БРИКС. Будем говорить честно – с нескрываемой ревностью относятся к его состоявшемуся расширению, как и к тому, что страны Мирового большинства хотели бы плотнее объединиться для сотрудничества на платформе БРИКС. Мы видим немало свидетельств, как западные оппоненты пытаются подорвать и ослабить наше объединение.

У БРИКС, как, собственно, и у самого объективного процесса создания нового миропорядка есть непримиримые противники, стремящиеся этот процесс затормозить, сдержать становление новых, самостоятельных центров развития и влияния в мире. Но сам БРИКС ни с кем не соревнуется, никому себя не противопоставляет – это не антизападное объединение. Об этом, кстати, неоднократно говорил и наш президент.

Экономика, финансы, гуманитарная сфера. Еще одним важнейшим направлением деятельности БРИКС является сотрудничество в сфере экономики и финансов. Как известно, по линии объединения создан и работает Новый банк развития, сформирован пул валютных резервов, позволяющий при необходимости адекватно реагировать на кризисные процессы в глобальной экономике. В последнее время в экспертных кругах активно обсуждаются возможности введения «единой валюты БРИКС».

Кроме того, президент Путин неоднократно говорил о важности сотрудничества на гуманитарном треке, в области культуры и спорта. И еще вопрос: Игры стран БРИКС пройдут в Казани в июне – за месяц до старта Олимпиады в Париже. Ставит ли Россия перед собой задачу провести Игры БРИКС как альтернативу Олимпиаде и показать пример неполитизированного спорта? Или это скорее товарищеские соревнования фестивального типа?

Не могли бы Вы поподробнее рассказать о том, какие идеи и предложения российское председательство приготовило для партнеров по БРИКС по упомянутым темам?

— На экономическом треке российское председательство сосредоточивается на вопросах дальнейшего укрепления стратегического партнерства государств-участников в торговой, инвестиционной, инновационно-технологической и социальной сферах. Общая цель – создавать условия для уверенного экономического роста всех государств БРИКС. Для этого предстоит активизировать многоплановое сотрудничество бизнес-кругов наших стран, расширять деловые контакты, в том числе по линии малых и средних предпринимателей. Будем искать оптимальные пути к наращиванию взаимной торговли и инвестиций, займемся вопросами обеспечения финансовой стабильности. Изучим возможности бесперебойного сотрудничества на фоне рисков, связанных с ростом односторонних санкций и протекционистских мер.

Конкретной задачей на текущий год видим повышение роли государств БРИКС в международной валютно-финансовой системе. В Йоханнесбургской декларации 2023 года лидеры зафиксировали нацеленность наших стран на наращивание расчетов в национальных валютах, укрепление корреспондентских банковских сетей для обеспечения международных транзакций. Будет продолжена работа по развитию механизма пула условных валютных резервов, прежде всего в части применения валют, альтернативных доллару США. Важной целью на перспективу полагаем создание в рамках БРИКС независимой расчетной платежной системы, которая основывалась бы на самых современных технологиях, таких как цифровые валюты и блокчейн. А главное – была бы комфортной для государств, населения и бизнеса, не требовала бы серьезных затрат и была бы вне политики.

Прорабатываем с партнерами инициативы и по таким актуальным темам, как безопасность и устойчивость глобальных транспортных цепочек, повышение эффективности перевозок и снижение затрат на логистику. Речь, в частности, идет об ускоренном развитии трансконтинентального коридора «Север-Юг». Эта магистральная артерия соединит российские порты на северных морях и Балтике с морскими терминалами на побережье Персидского залива и Индийского океана и в будущем сможет обеспечить ежегодный транзит до 30 млн тонн грузов. Кроме того, Россия выступила с предложением учредить в рамках БРИКС постоянно действующую комиссию по транспорту, которая занялась бы не только проектом «Север-Юг», но и в более широком плане вопросами развития логистических и транспортных коридоров – межрегиональных и глобальных.

В области науки и инноваций будут предприняты меры по реализации соглашения о сотрудничестве в области спутниковой группировки дистанционного зондирования Земли стран БРИКС, по продвижению разработанного в России «Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта». Имеем в виду всячески способствовать кооперации научных парков и бизнес-инкубаторов наших стран в рамках инициативы «Инновационная сеть iBRICS». И конечно, мы заинтересованы в расширении связей между академическими и научными центрами, исследовательскими и высшими учебными заведениями государств-членов, в том числе по линии Сетевого университета БРИКС. Частью этих усилий является и совместная работа участников объединения по обеспечению взаимного признания академических квалификаций и совершенствованию систем вузовских рейтингов.

Нацелены плотно работать с партнерами по БРИКС над углублением сотрудничества в сфере цифровой экономики, информационно-коммуникационных технологий и инноваций. Это обширный блок задач, включающий в себя развитие электронной торговли, внедрение искусственного интеллекта, обработки больших объемов данных и интернета вещей, содействие в организации технологических стартапов. По инициативе России активизируется диалог между налоговыми, таможенными, антимонопольными органами, а также взаимодействие в рамках платформы энергетических исследований БРИКС. Рассчитываем, что участники объединения поддержат нашу идею о создании в БРИКС контактной группы по климату и устойчивому развитию.

В такой важной сфере, как здравоохранение, продолжим усилия по продвижению российской инициативы о запуске комплексной системы раннего предупреждения рисков возникновения массовых инфекционных заболеваний. Кроме того, предлагаем учредить Медицинскую ассоциацию и медицинский журнал БРИКС, налаживать более тесную координацию в рамках рабочей группы объединения по ядерной медицине. На повестке дня – и вопросы устойчивости к противомикробным препаратам, тематика развития социальной медицины и поддержки инвалидов.

Особо подчеркну, что российское председательство стремится к углублению всего спектра гуманитарных контактов, в том числе в области культуры, молодежных обменов, спорта и туризма. Запланированы фестивали культуры и кино БРИКС, Академический и Гражданский форумы, Молодежный форум и Молодежный лагерь, а также Форум молодых дипломатов. Предусмотрены Международный муниципальный форум стран «БРИКС плюс», а также традиционный Форум породненных городов и муниципальных образований.

В июне состоятся открытые Игры БРИКС, на которые приглашены спортсмены из более чем 60 стран. В их программу включены 29 видов спорта. Инициатива проведения спортивных игр БРИКС – это не ответ на продавленные Западом незаконные и дискриминационные ограничения в сфере спорта, а очередной формат разностороннего взаимодействия государств – участников объединения в различных областях, в данном случае в сфере спорта. Это не разовое явление, а уже ставший традиционным с 2016 года пункт программы председательства каждой страны. Так, например, в 2023 году Игры принимала ЮАР в Дурбане. В текущем году подобные соревнования проводит Россия, причем с гарантией любым желающим государствам равного доступа для полновесного участия в них. Кстати, команды из стран БРИКС были широко представлены на завершившихся на днях в Казани инновационных «Играх будущего».

Политика и безопасность. Одним из магистральных направлений сотрудничества в БРИКС является «политика и безопасность» (согласно Йоханнесбургской декларации). На ваш взгляд, могут ли в перспективе страны объединения обменяться обязательствами в сфере безопасности, например, как в ОДКБ? Заинтересована ли в этом конкретно Россия? Обсуждается ли возможность проведения военных учений под эгидой БРИКС?

— В рамках российского председательства в БРИКС предусмотрена действительно обширная повестка сотрудничества в сфере политики и безопасности. У нашего объединения не было и нет военной или военно-технической составляющей сотрудничества. Полагаю, что не раскрою секрета: у БРИКС отсутствуют планы выстраивать такого рода взаимодействие, включая проведение военных учений.

Теперь в отношении конкретных целей на текущий год. Имеем в виду продолжать регулярные консультации министров иностранных дел и высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. Также будем способствовать активизации контактов между представителями государств БРИКС в ООН и на других ключевых многосторонних площадках. Развивать практику проведения встреч руководителей дипмиссий государств – участников объединения в третьих странах. Все это позволит нам вносить свой полезный и востребованный вклад в урегулирование острых глобальных и региональных проблем, налаживать устойчивые механизмы взаимодействия объединения с заинтересованными развивающимися государствами.

Отмечу, что сотрудничество БРИКС в сфере политики и безопасности выстраивается на деидеологизированной основе и без двойных стандартов, исходя из уважения суверенитета государств-участников и невмешательства в их внутренние дела. При этом обеспечивается должный учет национальных интересов и приоритетов, а также опыта и специфики каждого из государств-членов. Между их компетентными органами налажен партнерский обмен информацией, позволяющий своевременно выявлять и нейтрализовывать те или иные угрозы.

Участники БРИКС привержены разрешению разногласий и споров путем диалога и консультаций, поддерживают все усилия, способствующие мирному урегулированию кризисов. Стремятся содействовать укреплению системы контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, солидарно выступают за предотвращение размещения оружия и гонки вооружений в космическом пространстве.

В области борьбы с терроризмом планируем активно использовать профильную рабочую группу БРИКС, всячески содействовать реализации Антитеррористической стратегии БРИКС, одобренной в 2020 году в ходе предыдущего российского председательства. Столь же серьезно подходим к решению практических задач, связанных с пресечением наркоторговли, противодействием отмыванию денег и перекрытием каналов финансирования преступной деятельности.

Российское председательство выступает за то, чтобы вывести на новый уровень взаимодействие в сфере информационной безопасности. Поскольку с развитием технологий появляются и новые возможности для их использования в преступных целях, требуется сообща вырабатывать универсальные правила, нормы и принципы ответственного поведения в информационном пространстве. В БРИКС создана и активно действует рабочая группа по безопасности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Рассчитываем также на поддержку российских идей о налаживании в рамках БРИКС обмена информацией о компьютерных инцидентах и заключении меморандума по информбезопасности.

Продвигается и сотрудничество по линии БРИКС в борьбе с коррупцией. Наши страны проводят обучающие антикоррупционные программы и обмениваются передовым опытом и информацией, оказывают друг другу помощь в расследовании незаконных финансовых потоков и возвращении похищенных активов.

Конечно же, отдельное внимание уделим развитию межпарламентского взаимодействия. В июле в Санкт-Петербурге пройдет Парламентский форум БРИКС, ему будет предшествовать первая встреча председателей комитетов по международным делам парламентов стран объединения. Уверены, что эти заседания дадут импульс дальнейшей активизации межпарламентских связей теперь уже в формате «десятки».

БРИКС и альтернативы. Корректно ли назвать БРИКС (с учетом расширения) своего рода «G20 минус Запад»? Может ли БРИКС стать альтернативой «двадцатке» и противовесом «семерке», или это принципиально разные форумы с разными целями?

— Еще раз повторю: Россия никогда не противопоставляла БРИКС другим межгосударственным структурам, будь то «Группа двадцати» или «Группа семи». При этом мы считаем, что объединение уникально само по себе. БРИКС – это самодостаточный механизм, играющий, как уже не раз подчеркивалось, одну из главных ролей в формировании глобальной повестки дня. В объединении за годы совместной работы сложилась особая культура диалога государств, представляющих различные цивилизации, религии и макрорегионы. Участников объединения связывают открытые и доверительные взаимоотношения, основанные на принципах суверенного равенства, уважения выбора собственного пути развития и гарантированного учета интересов друг друга. Это помогает всегда находить точки соприкосновения и «развязки» по самым непростым вопросам.

Более того, во всех действиях и заявлениях, в декларациях и на практике страны БРИКС демонстрируют открытость для честного и равноправного диалога. Вместе мы выступаем за выстраивание сетевых горизонтальных связей между различными региональными и субрегиональными интеграционными процессами в странах Евразии, Африки, Латинской Америки. Речь идет, в частности, о таких структурах, как Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Евразийский экономический союз. Кстати, Евразэс динамично взаимодействует с китайскими партнерами, в частности, в контексте реализации их проекта «Один пояс, один путь». Подчеркну, все эти процессы будут ускоряться, становиться более насыщенными.

Именно такое разноуровневое сотрудничество и должно стать основой более справедливого многополярного миропорядка, моделью равноправного межгосударственного общения для поиска ответов на стоящие перед миром вызовы. Думаю, рецепт привлекательности и успеха БРИКС состоит в отсутствии какой-либо конфронтационной или скрытой повестки. Повторю, это – объединение единомышленников. Входящие в него государства выстраивают взаимодействие не в логике «ведущий-ведомый», мы договариваемся между собой путем консультаций, принимаем решения коллегиально, соблюдая незыблемый принцип консенсуса.

В заключение еще раз подчеркну, что, руководствуясь такими подходами, страны БРИКС реально, на деле выражают интересы мирового большинства.

Фото: РИА Новости / Сергей Гунеев

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.