ПЕТРОЗАВОДСК, 2 июля, ФедералПресс. Общественники и ученые в этом уверены, а чиновники нет.
На днях председатель Союза журналистов Карелии, представитель «Карельского клуба рыбаков» Евгений Белянчиков громко заявил о том, что форелевые хозяйства наносят серьезный удар по экологии пресных водоемов. По мнению журналиста и общественника, из-за нарушений, которые нередко позволяют себе форелеводы, вода становится грязной, а местная рыба мутирует и исчезает.
«У нас около шестидесяти тысяч озер, однако водоемов, где реально можно разводить рыбу без ущерба для экологии, очень мало. Однако у нас разрешают разводить рыбу где угодно, даже на небольших водоемах, все ради экономических показателей, – отметил Евгений Белянчиков. – Форелеводство считается флагманской отраслью для Карелии – и чиновники как-то забивают на последствия. Рыболовы это понимают отлично. Если на озере, где раньше ловили, появляется форелевое хозяйство – там просто грязь, вонь и рыба клевать перестает. Пять лет – и все. Водоем убит».
По словам общественника, чтобы сохранить карельские озера, необходимо поставить перед форелеводами строгие рамки, а вместо рыбоводства – развивать рыболовство.
«Нужно зарыблять, спасать наши бренды, которые у нас есть. Сиг – его не поймать уже зимой. Лосось – об увеличении его популяции сейчас никто даже не думает. Рыбоводство убивает рыболовство. А Карелия – это, в первую очередь, рыбалка. Если мы все уничтожим, станем всего лишь сырьевым придатком, кто к нам согласится приехать?»
В министерстве сельского хозяйства Карелии не видят в этом особой проблемы. «Все под контролем», – утверждают чиновники.
«Товарная аквакультура у нас в республике развивается более тридцати лет. За это время накоплен огромный практический опыт, подготовлены кадры, мы знаем риски, которые несет форелевое хозяйство. А что касается опасения людей – я это связываю с недостатком информации о работе форелевых хозяйств и контроле за их деятельностью, – заявил в эфире одного из местных телеканалов начальник управления рыбного хозяйства карельского минсельхоза Игорь Пепеляев. – Поэтому я считаю, что экологической катастрофы нет, хотя есть некоторые эксцессы, связанные с деятельностью этих хозяйств. Но экологической катастрофы нет и не будет».
Тем не менее, карельские ученые во многом солидарны с рыбаками и общественниками. Как сообщил «ФедералПресс» директор Института водных проблем Севера КарНЦ РАН, член-корреспондент РАН Николай Филатов, форелеводы используют биогенные вещества, которые влияют на загрязнение водоемов и вредят аборигенным видам рыб, которые изначально там живут. И выход из этой ситуации может быть только один.
«В скандинавских странах фермерские хозяйства по разведению форели перенесли в морские водоемы – это надо сделать и у нас. У нас тоже есть Белое море и есть замечательные места, где можно разместить рыбоводческие хозяйства, – поделился своим мнением академик. – Так мы сможем сохранить пресные водоемы, которые являются не только источниками аборигенных видов рыб, но и источниками питьевой воды. Это замечательно, что Карелия производит 70 процентов всей российской форели. Но это надо делать не во вред природе и будущим поколениям».
Фото: Александр Лычагин