МОСКВА, 14 декабря, ФедералПресс. Минпромторг совместно с Росрыболовством провели встречу с представителями крупных федеральных торговых сетей («Ашан», «Метро», «Лента», «Перекресток»). В рамках «Дней Дальнего Востока в Москве» стороны обсудили требования к рыбе и морепродуктам, реализуемым торговыми сетями, а также существующие в отрасли проблемы.
Модератором беседы выступил заместитель директора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга Сергей Лобанов. В начале встречи он обозначил основные направления политики министерства:
«Должны существовать все возможные форматы торговли: малые, большие, средние, крупные. Количество торговых объектов и субъектов, которые участвуют в торговой деятельности, должно как минимум удвоиться».
По словам Сергея Лобанова, данная политика позволит обеспечить шаговую доступность товара для потребителя, а также, в связи с повысившейся конкуренцией, широкий ассортимент и доступные цены.
Заместитель руководства Росрыболовства Петр Савчук, в свою очередь, рассказал о планах развития рыбной промышленности в России:
«Подготовлена и будет в ближайшее время утверждена новая отраслевая стратегия до 2030 года, призванная расставить приоритеты и цели для механизмов управления ключевыми рисками отрасли. Мы должны изменить структуру производства и сделать продукцию высоких технологий, которая будет доступна потребителю».
Он также добавил, что на данный момент Россия занимает 4-е место в мире по вылову рыбы. Только 2017 году показатель приблизился к 5 млн тонн, из них порядка 3 млн тонн (70 %) приходится на Дальний Восток.
Кроме того, Петр Савчук сообщил о необходимости увеличения показателя среднедушевого потребления рыбы в России на 5–7 кг, для чего требуется работа «синхронно по всей товаропроизводящей цепочке: от моря до прилавка». Он также обратил внимание присутствующих на необходимость открытого диалога о всех «хитростях» и «тонкостях» и низких требованиях ретейлеров к качеству товара, которые приводят к снижению спроса среди потребителей, призвал к сотрудничеству.
«Мы приглашаем розничные сети к совместной работе в рамках проекта «Русская рыба». Цель – создание нового имиджа отечественной рыбы, формирование устойчивого потребительского спроса на российскую рыбу. Оптимизация цен, прозрачность ценообразования», – сказал Петр Савчук.
Представители торговых сетей, в частности «Ашана» и «Метро», напротив, рассказали о высоких требованиях к качеству продаваемой продукции. Так, ретейлеры относят рыбу к категории рискоориентированной продукции. В контроль за качеством входят посещение производства, контроль соблюдения требований упаковки и маркировки, соблюдение температурного режима при доставке товара и выборный контроль качества отдельных единиц продукции.
«Я недавно в Москве, третий год. Но жена мне говорит: «Что ты по телевизору там рассказываешь про качество? Приди в «Ашан» – с закрытыми глазами найдешь рыбный отдел». И мы говорим о качестве, понимаете? Температурный режим ни в одной витрине не соответствует. И говорим, что все от производителя. Индивидуальные предприниматели, которые сами по себе устанавливают сроки. От того, что нет стандартов в рыбе, вот этот бардак и происходит. Еще раз говорю – не надо обманывать потребителя», – эмоционально отреагировал Петр Савчук.
Кроме того, спорным стал вопрос о продаже дефростированной рыбы под видом охлажденной. Так, Петр Савчук назвал это обманом покупателей, в то время как ретейлеры заявили о невозможности отказа производителю в продаже охлажденной продукции, произведенной из дефростированного сырья, так как разрешение на подобную деятельность прописано в техническом регламенте. Прийти к единому мнению сторонам не удалось и в вопросе ценообразования. Представители торговых сетей не согласились с заявлением Петра Савчука о завышении стоимости товара.