МОСКВА, 27 ноября, ФедералПресс. В Общероссийском народном фронте (ОНФ) проанализировали, какое влияние на агентские вознаграждения банков оказало введение «периода охлаждения» (5 дней), в течение которых страхователь может отказаться от договора страхования и вернуть страховую премию. Указание Банка России было направлено на защиту потребителей финансовых услуг, в первую очередь заемщиков, от навязывания страховых услуг при кредитовании.
По данным Банка России, за 2016 г. страховые компании выплатили посредникам вознаграждение за распространение таких продуктов, как страхование жизни (кроме пенсионного страхования) и страхование от несчастных случаев и болезней в объеме 73,6 млрд руб., что на 46 % больше чем в 2015 г.
Эксперты Народного фронта изучили отчетность крупнейших банков по потребительскому кредитованию и сравнили по размеру полученных агентских вознаграждений, в том числе за распространение страховых продуктов. Совокупный объем агентских комиссий всех банков из рэнкинга в 2016 г. составил 71,3 млрд руб., что очень близко к сумме вознаграждений, выплаченных страховыми компаниями посредникам (73,6 млрд руб.) по страхованию жизни (кроме пенсионного страхования) и страхованию от несчастных случаев и болезней. Это подтверждает предположение, что банки являются основным каналом продаж для таких страховых продуктов.
«Развитие страхования и вовлечение в него все большего числа граждан сам по себе позитивный фактор для экономики, но лишь в том случае, если рост этот не связан с применением «добровольно-принудительного» страхования. Простой анализ соотношения собранных премий и произведенных выплат в сегменте страхования жизни и здоровья показывает чрезвычайно высокую доходность этого продукта для страховщиков и банков, чьи комиссии в качестве агентов довольно высоки. Несмотря на все усилия регулятора, цифры говорят сами за себя. Высокие сборы, демонстрируемые страховыми компаниями, показывают скорее не интерес населения к страхованию, а «особенности» нашего кредитования: банки повсеместно эксплуатируют роль финансового посредника и злоупотребляют ею», – заявил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
В ОНФ отмечают, что двузначные темпы роста можно было бы объяснить, если бы на рынке наблюдался бум потребительского кредитования. Но за 2016 г. объем кредитной задолженности физических лиц вырос всего на 1,3 %. Поэтому причинами могут быть рост продаж страховых продуктов, не связанных с кредитованием заемщиков (например, инвестиционное страхование жизни), либо увеличение стоимости их агентского вознаграждения.
Проблема заключается в том, что потребители финансовых услуг, обращаясь в банк за кредитом, не всегда знают о том, что предлагаемые им услуги страхования являются добровольными. Именно проблема навязывания дополнительных услуг стала причиной введения Банком России «периода охлаждения». Однако данное указание действует лишь в отношении индивидуальных страховых договоров, в которых страхователем является сам заемщик. Банки же предлагают и коллективные схемы страхования, где заемщик «присоединяется» к коллективному договору, который в свою очередь заключен между банком и страховой компанией. В такой конструкции заемщик не может вернуть ни плату за присоединение к договору коллективного страхования, ни страховую премию.
«ОНФ будет добиваться запрета на применение коллективной схемы страхования заемщиков, либо, как минимум, распространения действия «периода охлаждения» на договоры коллективного страхования», – сообщил Виктор Климов.
*В отчетности указаны как «Чистые комиссионные доходы». Источники: Публичная отчетность по МСФО банков, расчеты проекта ОНФ «За права заемщиков».