МОСКВА, 18 октября, ФедералПресс. Один из самых скандальных министров нашего времени на этой неделе чуть не лишился докторской степени – ВАК не на шутку был настроен лишить его этого гордого звания.
Человек, сделавший блестящую карьеру своей громкой патриотической позицией, широко разрекламированной в его книгах и в самой скандальной его диссертации, мог пасть жертвой обвинений в диссертационном подлоге. Однако во имя спасения министра в Москве была экстренно организована пресс-конференция с участием докторов исторических наук.
Защита Мединского
В связи с реальной угрозой для министра культуры потерять докторскую степень на специальном совете ВАК 20 октября на пресс-конференцию созвали ученых мужей, так или иначе связанных с историей диссертационного успеха Владимира Мединского.
Тучи над головой министра первым принялся разгонять завкафедрой истории отечества Российского государственного социального университета Николай Старостенков. «Для соблюдения объективности и беспристрастности даже при защите рутинной докторской диссертации, – начал парировать он критику защиты диссертации министром, – по закону предусмотрено то, что только один человек может быть членом диссертационного совета. Также странно, когда ошибка работника диссертационного совета ставится в вину диссертанту (ранее достоянием общественности стали сразу две разных версии авторефератов одной и той же диссертации. – Авт.). А ведь это – обычная техническая ошибка».
Старостенков также нашел странным, что «высокопрофессиональные специалисты ищут в докторской работе ненаучность лишь в отдельных местах, а не в работе целиком».
«Почему я вызвался защищать Мединского? – начал свою речь оппонент на защите диссертации Мединского, доктор исторических наук Анатолий Королев. – Потому что я уважаю то, что в своих трудах Мединский защищает наши национальные российские интересы, на который сегодня постоянно покушается Запад».
Как убежден Королев, его труды делают вызов «бесконечной русофобии в рамках психологических и гибридных войн против России». Придирки же к методологии диссертации «безосновательны, так как этого его выбор и он имеет на это право», отметил бывший оппонент, превратившийся теперь в защитника министра культуры.
Апология ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН Константина Аверьянова строились на том, что раз уж советы МГУ и Белгородского университета приняли решение в пользу министра культуры значит он не виновен. Защищая Мединского, Аверьянов прежде всего искал не сильные стороны его работы, а скорее слабые стороны его критиков: мол у обвинителей нет никаких работ по истории, да и с учеными степенями не все ладно. Основной удар пришелся по Ивану Бабицкому, который себя «облачил научной степенью флорентийского университета, и про которую нет ничего в интернете». Как местами приговаривал сам Аверьянов «ну это так – к слову».
Наконец еще один доктор исторических наук – Григорий Герасимов – громко говорил о том, что «никому из журналистов в СМИ работа Мединского не интересна как научное произведение». «С самого начала мне было ясно, что это – идейно-политическая атака псевдолиберального сообщества на лидера поднимающегося государственно-политического направления», – не на шутку заявил спикер.
Ну а пока звучала довольно странная защита министра, стало известно о том, что правительство РФ своим распоряжением внесло изменения в состав Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России: занимавший пост главного ученого секретаря ВАК Николай Аристер был исключен из ее состава. Причем вместе с этим кадровым сюрпризом также был на 80 почищен и состав самой комиссии.
Враги не дремлют
«Подозрительность истории с Мединским идет от того, что у него вся защита была «командная» и ее устраивал его научный руководитель, поэтому, по всей видимости, в таких условиях можно было защищать абсолютно любой текст, – высказал РИА «ФедералПресс» свою позицию главный обвинитель Мединского Иван Бабицкий («Диссернет»). – В качестве диссертации он изготовил текст примерно так, как он писал все свои книги. У него не было даже особых стараний сделать из этого текста что-то наукообразное. Да и в других диссертациях различного плагиата у него довольно много».
Многострадальная история с диссертацией Мединского началась год тому назад, когда Иван Бабицкий и доктора исторических наук Вячеслав Козляков и Константин Ерусалимский подали заявление о лишении его ученой степени доктора исторических наук. Придирки заявителей затрагивали научную методологию министра. По их мнению, в своей работе исторические события он взвешивал «на весах национальных интересов России», что противоречит научному подходу, предполагающему безоценочность и объективность. Их заявление рассматривали в МГУ имени Ломоносова, Уральском федеральном университете и Белгородском госуниверситете. Последний в итоге принял решение сохранить за министром ученую степень. Между тем, экспертный совет ВАК с выводами белгородцев не захотел согласиться и отрекомендовал лишить Владимира Мединского ученого звания. Развязка должна была состояться на президиуме ВАКа в конце текущей недели.
Главные упреки Мединскому сводились к тому, что он не знает материала, о котором пишет, использует некорректные заимствования и допускает грубейшие ошибки. Сооснователь «Диссернета» Андрей Заякин даже заявлял о том, что необходимо возбудить уголовное дело в связи с подлогом в диссертации «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV—XVII веков», которую будущий министр культуры РФ успешно защитил в Российском государственном социальном университете (Москва) шесть лет назад.
Мединский кому-то мешает
Как рассказал агентству «ФедералПресс» политолог Александр Шпунт, «сейчас на министра идет очень активное давление по периметру». «У Мединского достаточно много врагов, – считает эксперт. – И это не связано ни с политикой, ни с наукой. Сам Мединский, конечно, никому не нужен, а вот деньги министерства культуры очень нужны».
Политолог напомнил о первом скандале с Мединским, который был связан с масштабной реконструкцией объектов культуры. «Минкульт впервые за многие годы начал получать неплохие деньги на реконструкцию, – отметил Шпунт. – Второе – то, что министерство культуры именно при Мединском добилось свободы в использовании собственных территорий и площадей. С помощью платных выставок или обучающих программ».
То есть культура начала зарабатывать как отрасль именно благодаря Мединскому, полагает политолог.


