МОСКВА, 31 октября, ФедералПресс. Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина представил экспертный доклад о социально-экономической и политической напряженности в регионах. По итогам первой половины года в «желтую» зону риска попали 13 субъектов федерации.
Рейтинг определяет условия, которые усиливают риски кризисных сценариев в регионах. Риски рассчитываются по трем направлениям: социально-экономическому, политическому и фактору гражданской активности.
Сочетание трех направлений эксперты относят к «красной» зоне опасности возникновения кризиса, сообщает РБК. Возникновение тревожных тенденций по двум направлениям – к средней («желтой») зоне риска.
В «желтую» зону попали республики Дагестан, Коми и Чувашия, Алтайский край, Кемеровская, Кировская, Курганская, Омская, Ростовская, Самарская, Тверская и Челябинская области, а также Москва.
По данным экспертов, ситуация в экономике успокоилась. Поэтому более заметными становятся две другие составляющие риска.
Специалисты отмечают «ползучее ухудшение» политических институтов и уменьшение публичной конкуренции по итогам выборов. Так, на региональном уровне уменьшилась представленность оппозиции в руководстве законодательных собраний, а на муниципальном уровне вступили в действие менее демократические схемы формирования местной власти.
В число регионов-лидеров по конфликтам элит входят Москва, Санкт-Петербург, Дагестан, Якутия, Иркутская, Свердловская и Самарская области.
В первой половине года возросла протестная активность в регионах. Это произошло за счет местных проблем, далеких от большой политической повестки, но критически важных для жизни граждан: социальные услуги, жилье, транспорт, занятость.
Сотрудники КГИ отметили, что с января по октябрь сменились 19 глав регионов. При этом эксперты обратили внимание, что за последние пять лет Кремль все чаще назначает губернаторами федеральных «варягов», средний возраст которых падает.
Эксперты считают, что судить об итогах замен пока рано, но «в ряде случаев конфликты в элитах только усилились с приходом нового губернатора-технократа».
Эксперты также говорят и про продолжение политики «репрессий» против региональных элит. По подсчетам экспертов, в 2016 году под уголовное преследование попали один губернатор, 13 вице- губернаторов, четыре мэра региональных столиц.
За девять месяцев 2017 года были арестованы два главы региона (сразу после отставки), восемь вице-губернаторов или зампредов правительства, один мэр региональной столицы.
Общая численность представителей региональной элиты подобного уровня в стране — 800–900 человек. То есть 2 % из них «попадают в жернова ежегодно», подсчитали эксперты Кудрина.
В КГИ счиитают, что действия федерального центра в отношении регионов нацелено на краткосрочную перспективу и является попыткой обеспечить больший контроль в преддверии президентских выборов 2018 года.
«В существенно меньшей степени они ориентированы на обеспечение развития после выборов», — подчеркивается в докладе.