МОСКВА, 30 августа, РИА ФедералПресс. В России алкоголь занимает второе место среди причин преждевременной смерти. Такие данные приводит авторитетный медицинский журнал The Lancet.
По информации издания, алкоголь ежегодно убивает больше людей, чем все наркотики вместе взятые, включая героин и кокаин. В Роспотребнадзоре подсчитали, что в России из-за злоупотребления спиртным умирает 500 тыс. чел. При этом 30 % мужчин и 15 % женщин, если рассматривать структуру смертности, погибают из-за «огненной воды». При этом нередко алкоголь становится косвенной причиной смерти. Так, МЧС России регулярно сообщает, что зачастую люди, погибшие при пожарах или утонувшие, находились в состоянии алкогольного опьянения.
Согласно докладу Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации», в 2015 году зарегистрировано 50,5 тыс. острых отравлений спиртосодержащей продукцией, из них 14,3 тыс. – с летальным исходом. С января по июль в Саратовской области зарегистрировано 354 отравления спиртным. 299 случаев приходится на отравления этиловым спиртом, 35 – на суррогаты алкоголя и 20 случаев – на спиртосодержащие непищевые жидкости. В Рязанской области в первом полугодии от отравлений некачественным алкоголем умерли 53 человека, что в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период 2015 года. В Татарстане за 7 месяцев 2016 года зарегистрировано 480 случаев отравления спиртосодержащей продукцией.
Часто отравления и смерть вызывает не количество алкоголя, а его качество. Несмотря на неутешительную статистику, связанную с суррогатом, популярность дешевого, хоть и сомнительного алкоголя, не снижается. Любопытно, что, по данным Роспотребнадзора, в некоторых регионах России (Ингушетии, Чечне) объемы продаж спиртного (кроме пива) составляют 0 литров на человека, то есть, по официальным данным, крепкий алкоголь здесь не покупают. По пиву эти территории замыкают рейтинг объемов продаж. При этом в Чечне регистрируется 7,6 случая на 100 тыс. чел. синдрома зависимости от алкоголя и психических расстройств, связанные с его употреблением, в Ингушетии 0,6 случая. Эти факты могут свидетельствовать о популярности нелегального алкоголя даже в традиционно непьющих республиках. Фальсификат стоит значительно дешевле, чем акцизный алкоголь.
В зоне риска оказываются люди с низким уровнем доходов, которые и покупают такую продукцию. При этом не гнушаются покупкой фальсификата, например, студенты. Редко, но фиксируются случаи отравления некачественным алкоголем в воинских частях и вузах МВД – закрытых учреждениях, где не так просто достать спиртосодержащую продукцию. Среди наиболее крупных случаев отравление солдат в одной из воинских частей Приволжско-Уральского военного округа в 2006 году. Они пили суррогатную жидкость, содержащую ядовитые вещества. Один военнослужащий скончался, еще шестеро пострадали. В 2011 году в Уфе из-за тяжелого отравления оказались в реанимации пятеро курсантов юридического института МВД, еще один – погиб.
Решать проблему суррогатного алкоголя предлагали по-разному. Например, в конце 2015 года депутаты от КПРФ предлагали увеличить тюремные сроки для торговцев опасным алкоголем до 12 лет. Следственный комитет РФ в лице официального представителя ведомства Владимира Маркина предлагал приравнять продажу фальсифицированного спиртного к умышленному лишению жизни. Некоторые регионы решили самостоятельно увеличить штрафы за подобные нарушения – законодательство им это позволяет.
Однако эксперты полагают, что ни ужесточение наказаний, ни госмонополия в сфере оборота спиртосодержащей продукции не помогут, потому что предложение рождает спрос. Пока есть «страждущие», желающие получить дешевый алкоголь, будут и продавцы, готовые рискнуть ради легкой наживы. Поэтому единственной эффективной мерой борьбы с суррогатом может стать только постепенный отказ населения от употребления алкоголя.