МОСКВА, 30 мая, ФедералПресс. Смерть российского журналиста, сбежавшего на Украину в 2016 году, вызвала широкий резонанс. Обсуждают причины убийства Аркадия Бабченко не только на международной арене, но и между собой – о том, кто и зачем застрелил представителя СМИ, спорят и политики, и обычные россияне с украинцами. Все подробности случившегося – в материале «ФедералПресс».
Об убийстве российского журналиста Аркадия Бабченко на Украине стало известно вечером во вторник, 29 мая. Первым о случившемся сообщил член коллегии МВД Украины, депутат Верховной рады Антон Геращенко. Согласно его публикации, убийца поджидал журналиста на лестничной клетке в подъезде его дома на улице Никольско-Слободской. Когда Бабченко открыл дверь квартиры, ему в спину сделали несколько выстрелов. По словам его жены, он скончался в машине скорой помощи, так и не добравшись до больницы.
Бабченко работал военным корреспондентом в ряде российских СМИ, сотрудничал с Первым каналом и ТВЦ, освещал грузино-югоосетинский конфликт. О войне он писал не только статьи, но и художественные рассказы – за его спиной было участие в Первой и Второй чеченских войнах. В 2016 году он покинул РФ обосновавшись на Украине. Там журналист вел собственную программу на одном из телеканалов. Перед отъездом из России он сделал неоднозначное высказывание о трагическом крушении самолета Минобороны России – событии, которое стало трагедией для всей страны. А для него оно стало причиной покинуть Родину.
«У меня нет ни сочувствия, ни жалости», – писал Бабченко, добавляя, что не соболезнует родным и близким погибших, так как они «пели и плясали» в поддержку власти. Ему, подчеркивал журналист, плевать на гибель этих людей.
Между тем, расследование громкого преступления было начато как украинскими оперативниками, так и Следственным комитетом РФ. К участию в деле могут быть также привлечены правозащитники, но пока каждая из сторон задается вопросом: кто и зачем застрелил журналиста.
Российская сторона еще до громких заявлений официального Киева в СМИ предположила, что Украина попытается найти в убийстве Бабченко «след Кремля». Сенатор Владимир Джабаров высказывал уверенность в том, что в случившемся Украина обвинит Россию, попытавшись использовать ситуацию в своих политических целях. Опасения в том, что после случившегося Киев начнет грязную политическую игру в угоду Западу также высказывали постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя и сенатор Франц Клинцевич.
Так в итоге и вышло. Несмотря на массовое закрытие и блокировку российских СМИ на Украине, начавшееся в тот же день, что был убит Бабченко, а также на то, что полиция рассматривает причиной убийства именно его профессию, официальный Киев выдвинул классическую версию о «российском следе».
Первым о том, что Россия таким образом предпринимает тактическую попытку «дестабилизировать Украину», заявил глава МИД страны Павел Климкин. Присоединился к нему и премьер-министр Украины Владимир Гройсман.
«Убежден, что российская тоталитарная машина не простила ему честности и принципиальности», – заявил политик, назвав Бабченко «настоящим другом Украины», который «рассказал миру правду о русской агрессии».
Тем временем, пока в высоких кабинетах России и Украины выясняют отношения, возмущаясь взаимным обвинениям, о причинах случившегося говорят и соседи журналиста. Как рассказала РИА «Новости» одна из жильцов дома, где был убит мужчина, он был «абсолютно адекватный человек» и его смерть стала шоком – убийцу не только не видели, но и не слышали. Вероятно, предполагают соседи, злоумышленник пользовался пистолетом с глушителем.
Московские соседи Бабченко, стоит сказать, настроены по отношению к нему менее благодушно, чем украинские. На записи общения с ними, которые распространяются в Telegram-каналах, соседи говорят: «убили его и слава Богу». На просьбу журналистов пояснить жившие рядом с журналистом, пока он находился в России, мужчина и женщина отмечают: «потому что он козел».
Пока МВД Украины распространяет фоторобот предполагаемого преступника и ищет его на камерах видеонаблюдения на улицах, а друзья Бабченко предполагают, что убийца не был случайным мстителем – слишком профессионально и точно он сделал свою кровавую работу, – соцсети обсуждают публикацию журналиста, сделанную год назад. Ее содержание говорит о том, что Бабченко предчувствовал смерть и боялся ее.
«Умирать всегда страшно. И двадцать лет назад, и сейчас, и, подозреваю, даже через сто. Только страшно по-разному. […] Страшно, что не увидишь, как растет твой ребенок. Никогда больше не сможешь обнять. И дочка никогда не сможет обнять тебя. Вот это уже жалко. Но тут уж ничего не поделаешь. Издержки профессии. Надо это осознавать. Надо понимать, что работа у тебя такая - если потребуется, умереть вместе с этими людьми.[…] В свое время я был хорошим солдатом. Я дошел до этой стадии. А сейчас я плохой солдат. Я жить хочу больше, чем умереть», – писал Бабченко.
Главное фото: РИА Новости, автор Руслан Кривобок