МОСКВА, 19 июня, ФедералПресс. Эксперты назвали возможные причины закрытия двух туркомпаний.
Эксперты не видят в приостановке деятельности двух туркомпаний, «Радуга Трэвел Центр» и Polar Tour, признаков кризиса в туристической отрасли России и говорят, что оба события стали результатом естественного очищения рынка.
Обе компании довольно небольшие, поэтому их закрытие не произвело особенного шума. В списке потенциальных потерпевших – несколько тысяч туристов. Проблем с вылетом из-за границы у россиян не было. Клиенты «Радуги», не успевшие отдохнуть, получат возмещение от страховой компании. С «Поларом» сложнее – часть денег туристов исчезла в неизвестном направлении, не дойдя до больших туроператоров, и как граждане будут возвращать их, пока неясно. Руководство компании перестало выходить на связь.
Директор «Сети магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов в разговоре с «ФедералПресс» высказал мнение, что если рынок и подает какие-то сигналы, то только о том, что подобные организации перестали быть эффективными: «Я не вижу на рынке какого-то краха туроператоров. Неправильно рассчитанная бизнес-модель сработала не в плюс и повлекла за собой приостановку деятельности мелких компаний. «Полар», например, перепродавал туры более крупных операторов. Все говорит о невостребованности рынком такой модели сотрудничества. Зачем покупать у посредника, когда можно купить напрямую у оператора? Такие посредники не нужны рынку, поэтому и дальше будут вымирать, благо их на рынке немного».
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина пояснила «ФедералПресс», что официально Polar Tour был не туроператором, а турагентом. Его не было в реестре операторов: «Они продавали туры не только своим клиентам, но и клиентам большого количества мелких турагентов, которые не могут или не хотят образовать юридическое лицо или ИП. Благодаря такому большому объему, они имели большую комиссию от туроператоров, часть которой они оставляли себе, а часть передавали своим субагентам. Поскольку рынок сейчас низкий, народ экономит, покупает дешевые туры и покупает меньше, а туроператоры комиссию снижают, то и доход Polar Tour стал снижаться. Если это, конечно, не умышленное мошенничество».
Сергей Агафонов сказал, что в случае с Polar Tour крайними стали мелкие турагенты, с которыми работала компания. Чтобы не потерять клиентуру, они вынуждены будут сами решать проблему незабронированных туров или возвращать гражданам деньги.
Эксперты советуют и самим турагентам, и туристам быть внимательнее к тому, с кем они имеют дело. О надежности агента свидетельствует его наличие в реестре «Турпомощи». Туроператоры должны состоять в перечне на сайте Ростуризма – только в этом случае отдых защищен финансовыми гарантиями. «Это открытая информация. Туристам просто лень искать ее, они ищут что подешевле. Вот так они сэкономили с «Поларом» полторы-две тысячи, а потеряли все», – сказала Тюрина.