МОСКВА, 8 февраля, РИА ФедералПресс. Национальное бюро кредитных историй сегодня объявило, что рост просроченной задолженности населения за последний год составил 30 %. Финансовый омбудсмен Павел Медведев сообщил корреспонденту «ФедералПресс», что избежать повального падения платежной дисциплины можно только принятием новых законов.
МОСКВА, 8 февраля, РИА ФедералПресс. Национальное бюро кредитных историй сегодня объявило, что рост просроченной задолженности населения за последний год составил 30 %. Финансовый омбудсмен Павел Медведев сообщил корреспонденту «ФедералПресс», что избежать повального падения платежной дисциплины можно только принятием новых законов:
«Ситуация ухудшается. С одной стороны, уменьшилось количество граждан-должников: года полтора-два назад их было 40 миллионов, сейчас их осталось 38 миллионов. Кто-то из тех, кто рассчитался, не стал снова брать кредиты сознательно или из-за ужесточения требований к заемщикам. Но из-за этого выросла доля «плохих» заемщиков, которые не могут рассчитаться. В относительном выражении их долги достигли примерно 20 %. Дело плохо.
Сейчас развернулась борьба вокруг коллекторов из-за того, что они чаще появляются на рынке. Семь миллионов человек не могут платить, и с ними требуется какой-то контакт. Три четверти «плохих» долгов ведут сами банкиры, остальным занимаются коллекторы. Скандалов с ними все больше, но беда состоит в том, что не принимаются фундаментальные решения.
Закон о банкротстве физлиц формально принят, но абсолютно не работает, так как очень плохо написан. Закон о финансовом уполномоченном принят только в первом чтении, хотя ЦБ готов считать реструктуризоваанные с его помощью кредиты «хорошими», не требуя создавать резервы. Это стимулировало бы банки помогать закредитованным гражданам.
Рост спроса на услуги микрофинансовых организаций тревожит, хотя пока все-таки их доля не достигла двух процентов. Опасность заключается в том, что на большие процентные ставки соглашаются те, кто уже должен банкам и не может ни погасить кредит, ни взять новый. Конечно, с микрофинансовыми организациями расплатиться им будет еще труднее.
Ситуация в наступившем году зависит от того, проснется ли власть: примет ли закон о финуполномоченном, заметит ли, что закон о банкротстве физлиц является холостым выстрелом. Иногда она реагирует очень быстро: в 2014 году всего несколько дней понадобилось на то, чтобы поднять планку застрахованных вкладов и избежать катастрофы.
Если разумные решения не будут приняты, есть опасность разрушения финансовой дисциплины: психологи независимо друг от друга говорят, что 30 % неплательщиков достаточно, чтобы сработал принцип домино: тот, кто платит, тоже перестанет это делать. Пока же 80 % граждан платят день в день: это поразительно высокая дисциплина.
Оптимального выхода у банков в значительной части случаев нет: среди этих семи миллионов неплательщиков большая часть закредитована в разных местах. Когда у заемщика один кредитор, банк сам идет на реструктуризацию, в противном же случае ни один из них не может согласовать ее единолично. И таких заемщиков становится все больше».
Фото – пресс-служба Ассоциации российских банков