Top.Mail.Ru
Финансы
Чукотский автономный округ
0

«Банкам нужно восемь триллионов рублей, чтобы не нервничать»

Коллеги советуют Герману Грефу побегать и выпустить пар, а также закрыть дверь в параллельную реальность

На днях глава Сбербанка Герман Греф заявил о масштабном кризисе в банковской сфере. Он подчеркнул, что ситуация очень тяжелая, но контролируемая. Поводом для такого заявления послужила череда отзывов лицензий у банков, снижение прибыльности финансово-кредитных структур и ухудшение активов. Позицию бывшего министра экономики поспешили раскритиковать как коллеги по банковскому цеху, так и академические экономисты.

На днях глава Сбербанка Герман Греф заявил о масштабном кризисе в банковской сфере. Он подчеркнул, что ситуация очень тяжелая, но контролируемая. Поводом для такого заявления послужила череда отзывов лицензий у банков, снижение прибыльности финансово-кредитных структур и ухудшение активов. Позицию бывшего министра экономики поспешили раскритиковать как коллеги по банковскому цеху, так и академические экономисты. С чем они не согласны – читайте в материале «ФедералПресс».

«То, что мы видим сейчас, – это масштабный кризис, – сказал Герман Греф. – Мы видим нулевую прибыль банковского сектора, громадное формирование резервов, ЦБ приходится очищать банковский сектор от банков, которые таковыми не являются. В целом ситуация очень тяжелая в банковском секторе, но уже контролируемая».

Текущие проблемы официального банковского бизнеса очевидны всем игрокам. Они связаны с тяжелой экономической ситуацией, с одной стороны, и с кардинальной сменой политики Центробанка – с другой. Безусловно, ситуация в этом секторе достаточно сложная, есть проблемы с капиталом, вызванные снижением качества активов, также в целом отмечается снижение маржи, связанное с существенным ростом стоимости фондирования, одновременно с этим снижаются темпы кредитования. Тем не менее все респонденты «ФедералПресс» убеждены, что сравнение текущей ситуации с «глобальным банковским кризисом» – явное преувеличение.

Глава второго по величине госбанка, ВТБ, Андрей Костин, жалованье которого за 2014 год составило 21 млн долларов, заявил, что не видит кризиса в российском банковском секторе. «Сложностей много... У кого-то есть сложности с капиталом, сложности с прибылью, есть высокая ставка рефинансирования... Но в целом ситуация абсолютно под контролем», – заявил Костин. Аналогичное заявление сделал первый зампред Центробанка Алексей Симановский.

Заведующий кафедрой банковского права и финансово-правовых дисциплин юридического факультета им. М. М. Сперанского РАНХиГС Гарегин Тосунян назвал заявление главы Сбербанка эмоциональным. «Российская банковская система работает и, несмотря на имеющиеся трудности и многие негативные факторы, работает стабильно», – уверен он.

Эксперты оценили вероятность масштабного кризиса в финансовом секторе как достаточно низкую. По их мнению, для этого должно иметь место стечение экстраординарных событий – чтобы они сошлись в одной точке в одно время и по принципу домино обрушились эшелоны банков.

Центробанк затворяет двери в параллельный мир

«Абсолютно правильно, что представители банковской среды видят кризис, а Центробанк считает, что его нет. Так и должно быть, ведь банки и государство должны преследовать разные цели и задачи. Коммерческие банки преследуют задачи повышения доходности и развития бизнеса. С этой точки зрения банковский рынок очень много потерял за несколько лет. И действительно все выглядит похоже на классический кризис. Но Центробанк преследует цели повышения управляемости финансовой системы, ее контролируемости. С этой точки зрения за два года были достигнуты колоссальные успехи», – отмечает Егор Клопенко, вице-президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий, руководитель Центра стратегического консалтинга и компании Event Management Group.

По его мнению, банковская отрасль на данный момент – это уже совсем не тот бизнес, каким он был раньше, до вмешательства мегарегулятора в обычный порядок вещей. И это не так плохо. Финансовая система страны не может быть «черной дырой» и не должна быть дверью в параллельный нелегальный мир. А так и было, и дверь эта была открыта нараспашку, считает эксперт.

В массовом отзыве лицензий аналитики видят только положительную сторону – процесс очищения рынка от недобросовестных игроков. В следующем году, по мнению экспертов, чистки, скорее всего, продолжатся. Однако уже с 2017 года волна массовых отзывов лицензий может прекратиться. Происходит процесс укрупнения, происходят консолидации и объединения, что делает оставшиеся банки более конкурентоспособными на рынке, уверен Егор Иванов, экономический аналитик Национального рейтингового агентства (НРА).

Напряженно, но жить можно

Проблемы банковского сектора не уникальны, главная причина – рецессия в экономике. Не может какой-то сектор экономики развиваться отдельно от целого. Если в экономике сложности, то и во всех секторах в целом сложности, в том числе и в банковском секторе. Отрицать это глупо, уверен Василий Якимкин, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при президенте РФ.

В тучные годы банки были капитализированы примерно на 10 триллионов рублей. Сегодня из-за западных санкций у российских кредитно-финансовых организаций ограничен выход на западные рынки капиталов.

«Значительно поджимаются кредитные портфели, резко сжимаются лимиты кредитования на межбанковском рынке (а для Сбербанка это головная боль, особенно на периферии). Причины понятны: корпорации не наращивают объемы выпуска из-за рецессии, схлопнулся потребительский спрос, теперь уже каждый десятый заемщик не возвращает кредит. Банки ужесточили требования к заемщикам, но встал очевидный вопрос: «А кому тогда в текущих условиях все-таки выдавать кредиты?». Эти негативные явления оказывают психологическое давление на банкиров, они начинают нервничать. Меньшая, чем в тучные годы, прибыль нервирует господина Грефа. В этом году банки получили в форме господдержке 1,3 триллиона. Банкирам нужно еще порядка 8 триллионов рублей, чтобы не нервничать и чувствовать себя уверенно», – иронизирует Якимкин.

«Все бегают, латают дыры в активах, пытаются соответствовать новым требованиям, и ничего», – говорит руководитель Центра стратегического консалтинга Егор Клопенко.

Аналитик НРА Егор Иванов убежден, что основной пик негативных явлений в российской банковской системе уже пройден и состояние можно оценить как тяжелое, но стабильное.

«Из предстоящих событий, которые можно расценивать как негативные, я бы отметил период декабря 2015 – января 2016 года, когда наступает срок погашения привлеченных год назад дорогих депозитов. Учитывая объем этих вкладов в депозитных портфелях банков, можно ожидать роста конкуренции, банки будут стараться сохранить вкладчиков и не допустить их массового ухода на рынок. Прохождение этого периода будет говорить о завершении острой фазы, и в дальнейшем ситуация будет нормализовываться», – полагает эксперт.

Дайте промышленности дешевых денег

О конкретных сроках завершения кризисных явлений думать пока рано, убеждены все аналитики, опрошенные «ФедералПресс». До тех пор, пока остаются санкционные ограничения, в том числе и на доступ к иностранному капиталу, банковский сектор будет испытывать определенный дискомфорт.

«По фондированию банкам нужно сейчас более активно работать на азиатских финансовых рынках. Кредитные линии нам готовы открывать и китайские, и арабские банки. Впрочем, конечно, необходимо учитывать некоторые особенности ментальности: китайцы предпочитают сотрудничать с банками, имеющими госгарантии; арабских банкиров привлечет возможность разместить средства на условиях высокой доходности», – считает Василий Якимкин.

Проблемы в финансовом секторе будут сохраняться до тех пор, пока экономика не пойдет в агрессивный и уверенный рост на уровне 10 % в год ежегодно, уверен эксперт.

При средней норме прибыльности в обрабатывающих отраслях производства на уровне 8–11 % и дорогих кредитах на развитие промышленности надеяться не приходится. «Брать кредиты под 15 % и получать прибыль 8 % – только дурак так будет работать, себе в убыток», – говорит Якимкин.

По его словам, для того, чтобы финансовая система окрепла, нужно срочно возрождать реальный сектор, национальную промышленность. А чтобы производство росло ежегодно двузначными цифрами, нужно повысить рублевую ликвидность, нужны дешевые кредиты.

Сегодня также необходимо полностью поменять подход к экономической политике. В нынешних условиях нужно переходить с монетаризма на рельсы кейнсианской теории и неокейнсианства, адаптировав их к российским реалиям. Но пока в правительстве и ЦБ засели монетаристы, сделать это будет невозможно, уверен эксперт.

Напомним, в октябре эксперты «Столыпинского клуба» – советник президента Сергей Глазьев и бизнес-омбудсмен Борис Титов – представили программу «Экономика роста». Экономисты, по их словам, разработали альтернативу сложившейся в России «псевдорыночной» модели развития – «настоящую рыночную» модель, которая позволит экономике расти до 10 % за год.

В частности, эксперты предлагают осуществить целевое эмиссионного кредитование предприятий по ставке 4–5 % на инвестиционные цели. По их мнению, если эмиссия будет направлена не в розницу, на поддержку потребления, а на стимулирование малого и среднего бизнеса (где отдача достигается в максимально короткие сроки) или импортозамещение, то это никак не повлияет на инфляцию.

Благодаря этому удастся, по мнению разработчиков программы, перейти от «видимости макростабилизации» к системному стимулированию экономического роста.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.