В Нижегородской области конфликт напоминает затянувшуюся позиционную войну, в которой сторона, пренебрегающая правилами, до сих пор одерживала верх. Если город сможет привлечь нелегальных мусорщиков к ответу и защитить владельцев дачных участков от завала строительным мусором, это станет уроком для всех желающих заработать подобным образом и юридическим прецедентом, который можно распространить на весь Нижний Новгород. Подробности в спецпроекте «ФедералПресс.Приволжье».
В Нижегородской области конфликт напоминает затянувшуюся позиционную войну, в которой сторона, пренебрегающая правилами, до сих пор одерживала верх. Если город сможет привлечь нелегальных мусорщиков к ответу и защитить владельцев дачных участков от завала строительным мусором, это станет уроком для всех желающих заработать подобным образом и юридическим прецедентом, который можно распространить на весь Нижний Новгород. Подробности в спецпроекте «ФедералПресс.Приволжье».
Стороны конфликта: администрация Нижнего Новгорода, члены садоводческого товарищества «Родник», «неизвестные» мусорщики.
Описание конфликта. Принципиальный для Нижнего Новгорода конфликт между членами садоводческого товарищества, городской администрацией и организаторами незаконной свалки продолжается и вновь перешел в публичную плоскость. В 2007 году находчивые предприниматели придумали простую схему извлечения денег из мусора, выкупив несколько садовых участков в центре Нижнего Новгорода под организацию свалки. Оказалось, что штрафы за незаконный вывоз мусора платить выгодней, чем соблюдать закон. За семь лет завалена почти половина садоводства площадью 15 га, при том, что согласие на использование своих участков под складирование мусора дали далеко не все. На прошлой неделе власти обрисовали перспективы уголовного дела, пока по статье 330 УК РФ. Только за год водителям грузовиков, которые завозят мусор, было выписано порядка ста административных штрафов – при общем потоке, по подсчетам садоводов, до сорока машин в день. «Расследование уголовного дела по заявлению владельцев засыпанных мусором участков должно производиться Следственным комитетом, а не полицией, поскольку дело имеет большой общественный резонанс. Здесь необходимо проведение дорогостоящих экспертиз, в том числе с привлечением всех структур органов власти», – разъяснил ситуацию замначальника УВД по Нижнему Новгороду Александр Фомин. Сами садоводы называют конкретные фамилии виновных в организации несанкционированной свалки.
Мнения экспертов
Денис Новиков, глава администрации Советского района Нижнего Новгорода:
«В феврале 2014 года при администрации Советского района мы создали рабочую группу, в состав которой помимо наших специалистов вошли представители министерства экологии Нижегородской области, департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу, а также сотрудники прокуратуры и полиции. По результатам нашей совместной работы были установлены лица, виновные в организации свалки на территории садового товарищества, и против них возбуждено уголовное дело. В перспективе рабочая группа будет контролировать ситуацию, связанную с проведением исследований почвы, воды и воздуха для того, чтобы в отношении лиц, которые занимались незаконной деятельностью, можно было возбудить другие уголовные дела, например, за нанесение ущерба окружающей среде».
Максим Бирюков, председатель СНТ «Родник»:
«В данный момент свалка прекращена. Наиболее приемлемый вариант развития в данный момент – изъять те земли, которые используются незаконно, и наказать виновных. Физически невозможно вычистить все заваленные участки, но частично привести в порядок могли бы».
Михаил Барковский, экс-председатель постоянной комиссии по экологии, депутат гордумы Нижнего Новгорода:
«Мы занимались этим вопросом, и достаточно продуктивно – подключали все надзорные и правоохранительные органы. Перспективы тогда были очень простые, прекратить свалку полностью, размежевать земельные участки и привлечь собственников, использующих участки не по назначению, к уголовной ответственности».
Александр Табачников, вице-спикер заксобрания Нижегородкой области:
«Мы живем в этой стране и знаем, что если правоохранительным органам что-то нужно, то есть миллион способов добиться цели. На сегодняшний день эти люди (виновные в организации свалки, – прим. ред.), не то что какому-то там приводу не подверглись, думаю с ними там две-три беседы провели. Техника стоит, которая нарушает закон, она не арестована, на участки обеспечительные меры не наложены. Только властные структуры занимались этой проблемой два года, а до этого люди кувыркались сами по себе».
Асхат Каюмов, руководитель экологического центра «Дронт»:
«Надо все, что свалено, вывозить и захаранивать, вопрос: кто будет за это платить. По-видимому, виновный в организации свалки, которому потом выставят счет. А как сделают, проверим, была ли в этом процессе власть заинтересована, потому что, если скажут «сейчас укатаем и построим очередной торговый центр», значит, кто-то был заинтересован. Если город вложится деньгами, значит, власть не хотела создать новую строительную площадку, а если нет – значит, так было и задумано».