Top.Mail.Ru
Политика
Санкт-Петербург
0

Конфликт недели: Петербург ставит рекорды по числу проголосовавших «мертвых душ»

Самое громкое событие с 15 по 21 сентября в комментариях экспертов для «ФедералПресс»

Главный конфликт Северной столицы на прошедшей неделе касался событий в единый день голосования. Выборы давно позади, а страсти все не утихают. Наблюдатели продолжают находить взявшиеся из ниоткуда голоса по итогам муниципальных и губернаторских выборов. Местами муниципальные депутаты умудрились набрать более 100 % голосов. В итоговых таблицах продолжают появляться «математические неточности». Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс».

Главный конфликт Северной столицы на прошедшей неделе касался событий в единый день голосования. Выборы давно позади, а страсти все не утихают. Наблюдатели продолжают находить взявшиеся из ниоткуда голоса по итогам муниципальных и губернаторских выборов. Местами муниципальные депутаты умудрились набрать более 100 % голосов. В итоговых таблицах продолжают появляться «математические неточности». Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс».

Стороны конфликта: ЦИК, кандидаты в депутаты и на пост губернатора, наблюдатели, петербуржцы.

Описание конфликта. Центризбирком РФ обратится в суды касательно фальсификации на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге. Как сообщил председатель ЦИК Владимир Чуров, нарушения были вскрыты в результате проверки, инициированной после критических публикаций региональных СМИ. Всего «сверхокругов» насчитали десять. Чуров даже поблагодарил журналистов за бдительность, оговорившись, правда, что часть информации объективного подтверждения не нашла.

Согласно данным ГАС «Выборы», в МО «Светлановское» при тысяче выданных в УИК № 358 бюллетеней в стационарных ящиках для голосования их оказалось 2819. То есть явка составила 166 %. В МО «Полюстрово» его глава Андрей Жабрев получил 117 % голосов. На УИК № 912 зафиксировано 404 действительных бюллетеня, а глава МО получил 473 голоса.

В МО «Петровский» в Петроградском районе один из кандидатов-единороссов Дмитрий Ильковский заработал 103 % голосов. Как следует из статистики голосования, в муниципальном образовании по округу № 185 проголосовали 4095 человек (строка «число действительных избирательных бюллетеней»). А за кандидата проголосовали 4219 человек, то есть 103 %. В самой системе его результат указан как 100-процентный. В том же округе по итогам общих подсчетов набралось 77 неизвестно откуда взявшихся бюллетеней. Сам кандидат так прокомментировал результат: «Это ошибка ввода данных, у меня 82 % на самом деле. Ошибка систематическая – вокруг выборов много суеты, люди устают».

Несовпадение данных в реальном протоколе и в системе «Выборы» заметила наблюдательница Валерия Попихина. Согласно документам, представленным девушкой, в УИК № 61 в 1,5 раза увеличилось количество волеизъявивших: в протоколе сказано, что в стационарных ящиках найдено 303 бюллетеня, в электронном варианте значится 490, а число действительных бюллетеней увеличилось по сравнению с фактическим результатом на 207 штук. При этом результаты кандидатов – одинаковые. «Мы сейчас занимаемся этой математикой, и выходит, что почти 50 тыс. бюллетеней из комиссий пропали. В среднем для одного избирательного участка – 20–30 штук. Очень интересно, как это вышло, не все же выносили их с участка? При этом наблюдатели нашли 111 участков в городе, где, напротив, бюллетеней в урне оказалось больше, чем выдано. Общие подсчеты показали, что это плюс 4 тыс. голосов. Получается, что на 111 участках был произведен вброс, а на 114 участках – там, где недочет бюллетеней, – накрутка явки», – резюмирует наблюдатель.

По словам кандидата в МО «Невский округ» Сергея Виватенко, неизвестные до выборов и победившие кандидаты в его округе набрали голоса за счет досрочного голосования. «Я ничего оспаривать не буду, может, цифры и не бьются, но когда я увидел, что, подсчитав губернаторские результаты, председатели комиссий просто уехали, я все понял и пошел домой», – добавил он.

В горизбиркоме на все один ответ: «Техническая ошибка»

Мнения экспертов

Оксана Дмитриева, депутат Госдумы:

«На участке № 2044 явка на муниципальных выборах составила 272 человека, а на губернаторских – 1472, в 7 раз больше. То есть 1200 человек пришли на участок, взяли бюллетень по губернаторским выборам и отказались брать бюллетень по муниципальным? И почему никто из наблюдателей и членов комиссии эту тысячу в глаза не видел и не зафиксировал? Это что, невидимки из фантастических романов Уэллса? И это не единицы, это свыше 500 участков по городу, то есть больше 25 %. Тысячи людей были принуждены к голосованию, втянуты в фальсификации, замешаны в таких нарушениях избирательного законодательства, которые характеризуются как уголовные преступления. Тысячи людей фактически стали соучастниками уголовных преступлений.

Выборы были проведены без выбора. К регистрации не были допущены реальные конкуренты, как на муниципальных, так и на губернаторских выборах. На губернаторских выборах был заблокирован муниципальный фильтр антиконституционным способом, поскольку господин Полтавченко дал команду собрать за себя более 70 % подписей муниципальных депутатов, сознательно блокируя фильтр для всех остальных, для «неугодных» кандидатов. В Петербурге выборы проходили в 107 муниципальных образованиях, соответственно было 107 избирательных комиссий, расположенных в разных районах города. Чтобы не допустить к регистрации кандидатов, нужно скрыть местоположение этих избирательных комиссий, ИКМО. Затем нужно скрыть часы работы и ежедневно произвольно их изменять.

Если кандидаты все же находили ИКМО и вычисляли часы работы, то организовывался физический фильтр: приглашались братки, молодчики с татуировками-свастиками на руках, которые физически блокировали доступ в избирательную комиссию. А те, кто прорвался и сдал документы, не смогли на следующем этапе сдать финансовый отчет. А дальше тем кандидатам, которые смогли преодолеть все эти барьеры, отказывали в регистрации по надуманным причинам. Получив отказ в регистрации, кандидаты шли в суды, и суды часто принимали решение в пользу кандидатов. Но после решения суда кандидаты снова идут в ИКМО, и у них снова не принимают документы».

Григорий Мельконьянц, сопредседатель совета движения в защиту прав избирателей «Голос»:

«Чуров пытается выпустить пар – работает на то, чтобы в общественном мнении хоть как-то реабилитировать скомпрометированную избирательную систему. Одновременно с муниципальными выборами в Петербурге выбирали и губернатора. Кампании получились самыми скандальными в стране. Но признаваемые избиркомом нарушения – лишь вишенка на торте, в реальности их было намного больше. Членам нижестоящих комиссий преподан урок: их в любой момент могут сдать».


Юрий Светов, публицист и политолог:

«Все претензии, связанные с этими выборами, адресуются власти. А что же мы не говорим о других партиях? Или власть должна организовать выборы, власть должна создать оппозицию на этих выборах, а оппозиции останется только одно: победить? Есть одна заповедь французского политолога: голосуй за победителя, а не за побежденного. Если на стадии регистрации кандидат бесконечно жалуется на всевозможные препятствия и барьеры, с какой стати избиратель должен сделать свой выбор в пользу именно такого деятеля? В таких случаях избиратель вполне резонно может задаться вопросом: что такой кандидат может сделать для меня, если он не способен решить свои проблемы?

Значительную часть вины за то, что выборы у нас проходят именно таким образом, возлагаю на наши политические партии. Хотя падение избирательной активности граждан – это общемировой процесс. Плюс имеет место некое вырождение партий во всем мире. Политика – борьба грязная, подковерная. И пока наши партии реально не начнут извлекать уроки из прошедшей избирательной кампании и не начнут готовиться к выборам в Законодательное собрание Петербурга, они будут иметь все тот же результат. Вовлекайте людей в партии, создавайте институт сторонников, работайте с людьми. Когда Оксана Генриховна жалуется на то, что ей не дали собрать необходимое количество муниципальных подписей, кто ей мешал «сесть» на телефон, обзвонить людей, попросить о помощи? Возможно, кому-то пришлось бы заплатить за это. Но такова реальная жизнь. Главное, ты делай эти шаги, борись. Марин Ле Пен, когда ей надо было собрать 500 с лишним подписей за выдвижение кандидатуры на выборы президента Франции, объехала всю страну, агитировала людей. И она сумела это сделать».


Аркадий Любарев, эксперт «Голоса»:

«Для итогов губернаторских выборов никаких последствий выявленные нарушения иметь не будут, но для муниципальных выборов возможно изменение результатов отдельных кандидатов. Что касается допустивших нарушения членов избиркомов, я сомневаюь, что их привлекут к уголовной ответственности».

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.