Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
0

Конфликт недели: новый проект застройки центра Екатеринбурга возмутил горожан и поссорил архитекторов

Самое громкое событие с 22 по 28 сентября в комментариях экспертов для «ФедералПресс»

Конфликт начался с презентации на форуме 100+ Forum Russia новой концепции высотного комплекса и делового центра «Екатеринбург-Сити». На берегу городского пруда, рядом с башней «Исеть», которая уже достраивается, УГМК-Холдинг планирует воткнуть еще семь высоток-«карандашей» от 100 до 200 метров высотой. Идею тут же раскритиковали бывший главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин и Жан Пистр – автор проекта Hyatt и башни «Исеть».

Конфликт начался с презентации на форуме 100+ Forum Russia новой концепции высотного комплекса и делового центра «Екатеринбург-Сити». На берегу городского пруда, рядом с башней «Исеть», которая уже достраивается, УГМК-Холдинг планирует воткнуть еще семь высоток-«карандашей» от 100 до 200 с лишним метров высотой. Идею тут же раскритиковали бывший главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин и Жан Пистр – автор проекта Hyatt и башни «Исеть». Горожане их поддержали. Подробнее – в спецпроекте «ФедералПресс».

Стороны конфликта: УГМК-Холдинг, екатеринбургские архитекторы, горожане.

Описание конфликта. Судя по изображениям проекта, башня «Исеть» станет центром новой концепции застройки. А рядом с ней появятся семь тонких «карандашей», или «свечек», от 100 до 200 с лишни метров в высоту. По словам директора по капстроительству УГМК-Холдинга Сергея Ерыпалова, которые цитировали городские СМИ, в общую площадь 750 тысяч кв. метров войдут жилые, торговые, деловые площади, а также места для культурного досуга. Что удивительно, раздражение на этот раз испытали не только простые горожане, но и специалисты – освобожденный от обета молчания уходом с поста главного архитектора Екатеринбурга Михаил Вяткин и архитектор Жан Пистр, автор проектов отеля «Хайятт» и башни «Исеть».

По мнению Михаила Вяткина, новые здания находятся слишком близко к «соседям», спроектированным японским архитектором Кисё Курокавой (небоскреб и четырехуровневый торговый центр). В общем, по мнению специалистов, новые высотки оказались слишком тонкими, простыми, и к тому же этой кучке явно тесновато. А по словам Жана Пистра, новая планировка нарушает некую ось, символическое направление, которое идет от Храма-на-Крови через отель «Хайятт» и завершается башней, спроектированной Курокавой. Это символическое направление связывает прошлое, настоящее и будущее Екатеринбурга. Он добавил, что нынешний проект не учитывает историю участка. «Надеюсь, что застройщики смогут вернуться к корректировке проекта. Нынешнее решение было бы обидно для города», – заключил Жан Пистр.

Горожане тут же подключились к обсуждению. Досталось как самому проекту («На кой это»? – «Чтобы было» – «Так уже было»), так и архитекторам. Дошло и до упреков в адрес Михаила Вяткина, которому тут же припомнили многочисленные городские новоделы.

Олег Букин, общественный инспектор Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, назвал выступление в своем блоге хлестко – «О городской шизофрении». Он коснулся архитектуры («Увидел в СМИ новый макет-концепцию. Перед архитекторами стояла сложная задача: создать сити на месте, на котором нельзя создать сити. Эту задачу они блестяще не выполнили»), но затем сосредоточился на исторической застройке, которая, возможно, пострадает в результате строительства «свечек». Несмотря на заверения авторов проекта, что будут сохранены пять соседних памятников, в комментарии к эскизному проекту имеется существенное уточнение: «Официально признанных». Между тем в зоне будущей застройки есть несколько исторических зданий, споры о которых до сих пор не завершены. Горожане боятся, что может пойти под снос, например, Музей плодового садоводства Среднего Урала, которому исполнилось в этом году сто лет. Там насчитывается более сотни деревьев и кустарников, которые были выведены уральским селекционером Дмитрием Казанцевым. В центре города до сих пор растут столетние липы, плодоносят желтая малина и морозоустойчивые яблони.

Мнения экспертов

Олег Букин, общественный инспектор Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

«Это место не предусмотрено для так называемого сити ни с какой точки зрения, в том числе с точки зрения транспортной инфраструктуры. То, что в результате получится, это не архитектура, а аттракцион – «Вот какие небоскребы мы умеем строить!». А вообще, я в своем блоге все уже сказал».



Дмитрий Москвин, блогер, культуролог:

«Тот вопрос, что в Екатеринбурге становится много небоскребов, какое-то время назад воспринималось в штыки. Но сейчас, когда центральная часть города уже изувечена несколькими высотными строениями, обратного пути нет. Поэтому, конечно, с новым городским пространством надо как-то работать, искать адекватные, современные проекты, которые могли бы включить эти несколько построенных башен-недоразумений, вписать их в более современный вариант городской среды. Здесь очень важно, чтобы к проекту были привлечены специалисты мирового уровня. Вообще, лучше, чтобы это были звезды мирового уровня. Екатеринбург планирует по стратегии развития к 2025 году входить в список городов с элементами мирового, стать глобальным центром. И надо, чтобы его внешний вид соответствовал городам-конкурентам. При этом очень важно, чтобы эти небоскребы были соответствующего уровня. А насколько они плотные, надо вникать и смотреть. Например, в Варшаве все это вполне симпатично выстраивается. Надо подчеркивать, сохранять исторический облик. Для Екатеринбурга это актуально. Исторический облик Екатеринбурга сложно испортить, его уже просто нет. Речь идет о горизонте города, о линии исторического центра, которую надо выстраивать».

Интернет-пользователь preserge:

«Мнение Вяткина мало кого должно интересовать после того, что он с городом сотворил. Памятников о себе по городу он оставил немало. Долго будут помнить и проклинать. Он и на профессии «архитектор» воздвиг памятник, поставив торговый центр в пяти метрах от главного входа в Архитектурную академию. После его «деятельности» можно смело сказать, что архитекторов у нас нет. А то, что он комментирует, скорее напоминает «лоббирует». Видимо, он лоббист, а не архитектор».



Андрей Старцев, общественный эксперт Екатеринбурга:

«Реализация 35-этажного проекта Кишё (или Киши) Курокава находится под вопросом, странно, что Михаил Борисович Вяткин привлек внимание именно к этому проекту. А что касается всего остального, я вижу плюсы нового проекта в сочетании элементов жилой и деловой застройки. Чтобы не получилось, как в Париже, где чисто деловой парижский Сити становится страшным, необитаемым ночью – жизни там нет. А здесь планируется деловая застройка и апартаменты вместе. Этим мне он импонирует. И я не сказал бы, что этот проект слишком часто утыкан небоскребами. Земля дорогая, и если мы хотим создать видимость такой застройки, как на Манхэттене, то плотность застройки в новом екатеринбургском проекте даже ниже, чем в других крупных городах. Очень жаль проекта башни «Урал» – проектировали французы, бюро «Валод энд Пистр», она была 380-метровая, однозначно самый большой небоскреб за пределами Москвы, она задавала Екатеринбургу новую планку высотного строительства. А этот проект «дорос» всего до 298 метров. А что касается памятников архитектуры, проектировщики планируют сохранить четыре памятника. Под застройку, кстати, попадает и дом-музей Казанцева. Но о нем уже поздно сожалеть – спасать его надо было раньше. Сейчас там имеет ценность только сад. Кстати, в старой концепции было предложено взять оттуда саженцы и пересадить их на новое место. В новом проекте значится «зеленый кусочек», но что это, – непонятно. Но дом-музей Казанцева свое отжил, помню бомжатник, который там был. Этот мертвец уже протух, думать о нем надо было 20–30 лет назад, сейчас говорить о нем слишком поздно».


Фото макета из блога Олега Букина.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.