В понедельник, 27 октября, депутаты городской думы Екатеринбурга направили письмо губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву с предложением-предостережением: не торопиться с реформой МСУ. А на минувшей неделе депутаты областного заксобрания хотели, но не смогли собраться для обсуждения этой проблемы.
В понедельник, 27 октября, депутаты городской думы Екатеринбурга направили письмо губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву с предложением-предостережением: не торопиться с реформой МСУ. А на минувшей неделе депутаты областного заксобрания хотели, но не смогли собраться для обсуждения этой проблемы. Ажиотаж возник потому, что во вторник, 28 октября, думе предстоит окончательно принять закон о реформе местного самоуправления. Но до сегодняшнего дня ни у кого нет единого мнения насчет методов ее проведения. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Урал».
Стороны конфликта: администрация губернатора, администрация Екатеринбурга, дума Екатеринбурга.
Описание конфликта. Еще в сентябре губернатор Евгений Куйвашев внес в заксобрание «мягкий» законопроект, который фиксирует существующий порядок выборов мэров. То есть в Екатеринбурге остается так называемая модель Ройзмана, при которой глава города избирается населением, но не имеет реальных полномочий, а всем хозяйством руководит назначенный сити-менеджер. Всего в семи городах предлагается избирать главу на прямых выборах, но при этом градоначальник будет возглавлять городскую думу и не иметь хозяйственных полномочий. В 21 городе мэров предлагается избирать из числа депутатов. А прямые выборы полноценного мэра, который руководит администрацией, предлагается сохранить в 40 городах, в том числе в Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском.
В любом случае влияние мэров во всех субъектах сильно уменьшится: главы становятся почти символическими фигурами. Районы же в больших городах будут иметь своих глав, свои думы (советы), а главное – свои бюджеты. И ими нынешние мэры уже не покомандуют.
Не все мэры и депутаты согласны с таким раскладом. Некоторые предлагают вообще ликвидировать пост сити-менеджера. Понимая, что грядущая реформа (изменение порядка выбора глав и разделение городов на самостоятельные районы) может лишить их большинства полномочий, а главное – нынешних бюджетов, мэры некоторых мегаполисов пытаются обвинить областную власть в кулуарно-административном подходе и призывают народ высказаться по этому поводу. Думы крупнейших муниципалитетов выступили с заявлениями, в которых призвали не проводить реформу без согласия местных властей. А екатеринбургские депутаты заняли совсем жесткую позицию: было принято обращение к губернатору, заксобранию и полпреду президента РФ в УрФО о недопустимости деления муниципалитетов на самостоятельные МО. В ответ региональные власти убеждают, что уральскую столицу необходимо разбить на несколько управленческих единиц: у жителей, дескать, появляется больше возможностей быть услышанными, достучаться до органов местного самоуправления.
Пока что депутаты согласились лишь с тем, что реформа нужна (а что тут скажешь, если уже принят федеральный закон?). В последующем они должны решить, нужно ли разделять большие города на районы. И здесь накал страстей достигает своего апогея: проект, предложенный губернатором, открывает путь к расчленению крупных городов на самостоятельные районы фактически без их согласия. Хотя в федеральном законе четко сказано, что реформу нужно проводить только с учетом мнения населения.
В указе губернатора прописаны такие формы выяснения общественного мнения, как народные слушания, публичные консультации и социологические исследования. Критики областного законопроекта подчеркивают, что определения этих понятий в законе нет, а значит, все мероприятия можно провести кулуарно, без привлечения широких слоев населения. Ни о референдуме, ни о всеобщем опросе в указе губернатора не говорится.
Против этого выступил мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Он заявил, что обязательно добьется проведения референдума, который официально задекларирует мнение людей. А главное – Ройзман категорически против деления Екатеринбурга на «семь маленьких городов». Выступая на площадке дискуссионного клуба в УрГЭУ, он говорил: «Мы тут были в Генуе... У них там порядка восьми тысяч муниципалитетов, но они хотят укрупняться до тысячи, потому что сложности с управлением и не хватает денег. Расчленение города мало того что снизит управляемость – это огромная нагрузка на бюджет». Цифру в один миллион рублей, в среднем ежегодно затрачиваемый на одного служащего, называл и замглавы города Александр Высокинский. А число муниципальных чиновников, по его мнению, с реформой значительно возрастет.
Сегодня депутаты Екатеринбургской городской думы направили губернатору и в законодательное собрание письмо. В документе они призывают не спешить с принятием нормативно-правовой базы в рамках реформы местного самоуправления. Под письмом поставили подписи 19 народных избранников, включая Евгения Ройзмана. «Такие вопросы и такие решения, – говорится в письме, – нуждаются во вдумчивом, взвешенном анализе сложившихся в муниципальных образованиях особенностей и условий и в первую очередь должны основываться на мнении жителей каждого конкретного муниципалитета, их отношении к планируемым преобразованиям».
Тем не менее процесс приведения областного законодательства в соответствие с федеральным идет, и завтра депутаты заксобрания должны принять очередной закон о реформе муниципальных структур.
Напомним, по 136-му федеральному закону акты субъектов РФ о том, как будут формироваться органы МСУ, должны быть приняты до декабря. На данный момент только шесть регионов утвердили такие документы.
Мнения экспертов
Андрей Альшевских, депутат Законодательного собрания Свердловской области:
«Я бы выбрал единую схему выборов органов местного самоуправления для всей области. Я за сохранение прямых выборов. Глава муниципального образования должен возглавлять администрацию».
Евгений Ройзман, глава Екатеринбурга:
«Нужно качественный опрос населения проводить, чтобы не обмануть город и жителей».
Сергей Пересторонин, руководитель администрации губернатора:
«Я провел уже пять заседаний рабочей группы и сейчас уверен, что законопроекты, которые внесены в думу, будут приняты, и, самое главное, ни одним надзорным органом не будут опротестованы нормы, которые в них прописаны».
Игорь Холманских, полномочный представитель президента РФ в УрФО:
«У областных властей есть еще больше трех лет на то, чтобы решить, как будет организовано самоуправление в Екатеринбурге. Ведь те, кто избраны в 2013 году, будут дорабатывать до конца своих полномочий. Когда полномочия истекут, тогда, возможно, изменения в местном самоуправлении и будут. А пока есть время принять взвешенный закон».