Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания с 1 февраля готова была приостановить движение электричек по маршруту Краснодар – Ростов-на-Дону из-за отсутствия заказа со стороны администрации Краснодарского края на ряд пригородных маршрутов. Вместе с тем перевозчик считал необходимым сохранить данный маршрут в первоначальном варианте в связи с его высокой востребованностью у населения и социальной значимостью.
Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания с 1 февраля готова была приостановить движение электричек по маршруту Краснодар – Ростов-на-Дону из-за отсутствия заказа со стороны администрации Краснодарского края на ряд пригородных маршрутов. Вместе с тем перевозчик считал необходимым сохранить данный маршрут в первоначальном варианте в связи с его высокой востребованностью у населения и социальной значимостью. В результате проведенных переговоров все же было принято решение сохранить этот маршрут в исходном виде. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Юг».
Стороны конфликта: администрация Краснодарского края, ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания», жители Краснодарского края и Ростовской области.
Описание конфликта. ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» сообщило об отмене с 1 февраля ряда электропоездов на участке Краснодар – Ростов-на-Дону в связи с тем, что власти края не предоставили соответствующий заказ на обслуживание маршрута. Выходило так, что между городами перестанут курсировать восемь электричек, а нагрузка распределится между уже запущенными по этому направлению «Ласточками» и автобусами.
«ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» не имеет юридического основания продолжать обслуживать межрегиональное направление Ростов-на-Дону – Краснодар целиком. Вместе с тем ОАО «СКППК» рассчитывает на возобновление курсирования электропоездов на данном направлении при наличии положительного решения со стороны региональных властей», – прокомментировал порталу «Юга.ру» генеральный директор СКППК Андрей Лесниченко.
В пресс-службе Северо-Кавказской железной дороги отметили, что решение по формированию маршрутной сети в Краснодарском крае и выбору компании-перевозчика принимают власти региона. Согласно законодательству, они обязаны заказывать объем перевозок, устанавливать стоимость проезда для населения и компенсировать разницу между «социальным» тарифом и экономически обоснованными затратами железной дороги. В пресс-службе также подчеркнули, что отсутствие заказа со стороны администрации Краснодарского края на обслуживание СКППК ряда направлений движения не лишит пригородного сообщения населенные пункты, расположенные по маршруту следования отменяемых поездов. Так, на участке Тимашевская – Краснодар курсируют электропоезда, обслуживаемые ОАО «Кубань Экспресс-Пригород». Также две пары электропоездов связывают Тимашевскую и Староминскую. Кроме того, на маршрутах остается по пять пар поездов, которые курсируют по направлениям Ростов – Орловка-Кубанская и Староминская – Ростов.
«Конечно, если принимать все это формально, то не будет проблем доехать из Ростова в Краснодар. Есть же «Ласточки», которые при всем в разы дороже и без льгот. Кроме того, можно доехать до Староминской, а там пересесть в электричку до Тимашевской или до Краснодара. Но тут уже несколько неудобств. Во-первых, в связи с нововведениями может быть не одна пересадка, а две. Сначала из Ростова – до Орловки-Кубанской, от Орловки – до Староминской, а от Староминской – уже дальше. А если по времени не успеваете, то придется делать еще одну пересадку в Тимашевской. Во-вторых, пересадка, перебежка с одного пути на другой, особенно если в руках багаж и пассажир едет с маленькими детьми, потеря времени – это уже серьезно. Но железнодорожники не сообщают и еще об одном. Льготы могут быть предоставлены только на маршрут из Ростова до Орловки-Кубанской или Староминской (смотря на какую электричку сядете). На территории Краснодарского края донские льготы не действуют. И даже из Орловки до Ростова с вас все равно возьмут по полной», – пишет сайт «Большой Ростов».
«Я так понимаю, что никто не хочет взглянуть на ситуацию трезво. Ведь в первую очередь пострадают наши дети – студенты. Во-вторых, потерпят неудобство пожилые люди, а именно пенсионеры. Ведь на их нищенскую пенсию и так нелегко прожить. Власти, проснитесь от зимней спячки, а то все проспите!» – комментирует этот материал интернет-пользователь Елена.
После такой волны возмущения среди жителей как Краснодарского края, так и Ростовской области между руководством ОАО «СКППК» и администрацией Краснодарского края были проведены переговоры. «В результате стороны пришли к конструктивному решению о восстановлению движения электропоездов на данном участке в исходном виде», – сообщил радостную новость перевозчик.
Мнения экспертов
Михаил Брячак, первый зампред комитета Госдумы по транспорту (на круглом столе в «Комсомольской правде», посвященном проблемам пригородного транспорта):
«Если прекращается сообщение по какому-либо маршруту, можно с высокой долей вероятности утверждать, что населенные пункты по направлению этого маршрута в ближайшее время прекратят свое существование. Это будет одним из основных факторов вымирания населения на территории Российской Федерации в тех субъектах, которые сокращают эти маршруты. Этого допустить нельзя.
В настоящее время – в том числе по этой причине – с лица земли в год исчезают сотни населенных пунктов. Если пассажиров мало, мы перестали их возить, их никогда не станет больше. И населенный пункт, целые районы вымирают. Демография, весь комплекс проблем, связанных с государственным строительством, лежит в этом важнейшем вопросе».
Источник «ФедералПресс.Юг», близкий к ситуации:
«По опыту подобных ситуаций в других регионах точно можно заявлять, что отмена электричек неизбежно оказывает негативное влияние на социальную сферу. Более того, проблемы возникают не только с транспортной доступностью, но и с безопасностью дорожного движения.
В случае же с заявлением Северо-Кавказской пригородной пассажирской компании о прекращении движения электропоездов – это просто шаг к вынуждению администрации Краснодарского края провести переговоры. Привлечь внимание общественности и СМИ – это лучший для этого ход. В результате, как мы видим, было принято решение сохранить столь важное сообщение между городами».
Интернет-пользователь Риа (на сайте «Большой Ростов»):
«Ожидаемые последствия преступного решения о приватизации железнодорожного транспорта. Сеть железных дорог в стране всегда была в государственной собственности, поскольку она относится к стратегическим объектам, обеспечивающим безопасность государства. Разодрали ее на куски частной собственности, и сейчас собственники рулят: хотят – везут, если им заплатили столько, сколько они захотели. В противном случае – идите полем. И никто собственнику не указ. Только ставят перед бюджетом задачи – профинансировать их вне зависимости от возможностей страны. Возвратите железные дороги в государственную собственность – строили эти дороги не их нынешние собственники и не им указывать, какие маршруты нужно обеспечивать населению».