В конце прошлой неделе стало известно, что Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), являющийся градообразующим предприятием, переходит на сокращенную рабочую неделю. На пресс-конференции гендиректора НЭВЗ было объявлено о приостановке работы уже с 1 февраля. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Юг».
В конце прошлой неделе стало известно, что Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), являющийся градообразующим предприятием, переходит на сокращенную рабочую неделю. На пресс-конференции гендиректора НЭВЗ было объявлено о приостановке работы уже с 1 февраля. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Юг».
Стороны конфликта: руководство НЭВЗ, работники предприятия.
Описание конфликта. В конце прошлой недели гендиректор НЭВЗ Игорь Щедров заявил, что рабочие будут отправлены в отпуск с сохранением двух третей от заработной платы уже в начале февраля. О ближайших планах компании при этом не сообщалось.
Ряд СМИ опубликовали фото приказа, подписанного Игорем Щедровым.
А 29 января появилась информация, что приказ о бессрочном отпуске рабочих отменен. По словам одного из сотрудников, коллектив извещен о переходе на четырехдневную рабочую неделю. При этом ряд цехов намерены работать по старому графику, а произведенная продукция будет отправляться на склад. Но уже на следующий день из неофициальных источников стало известно, что предприятие приостановит работу на месяц позже – с 1 марта.
Одна из версий случившегося – отсутствие заказов на 2015 год от главного подрядчика, ОАО «РЖД». «У нас был годичный контракт на поставку 334 секций для ОАО «РЖД», которое является основным нашим партнером. Это большая часть производственного плана на текущий год. Однако из-за экономических проблем и роста ставок по кредитам дорога приостановила закупку секций», – приводит РБК слова представителя пресс-службы завода. При этом в НЭВЗ добавили, что сейчас руководство Трансмашхолдинга и завода ведет переговоры с РЖД о возможности возобновить заказ. «Пока никаких конкретных решений не принято, однако мы надеемся, что стороны договорятся», – поясняет представитель.
Напомним, что ОАО «ПО НЭВЗ» – крупнейшее предприятие в России по выпуску магистральных грузовых и пассажирских электровозов. Основано в 1932 году. В 2003 году НЭВЗ вошел в состав ЗАО «Трансмашхолдинг». Около 80 % эксплуатируемых в России электровозов (около 16 тыс.) выпущено на новочеркасском заводе. По данным СПАРК, прибыль предприятия по итогам шести месяцев прошлого года составила 3,528 млрд рублей.
Мнения экспертов
Анатолий Вакуленко, аналитик ИХ «Финам»:
«Сейчас действительно наблюдается снижение спроса на локомотивы и вагоны. В свете негативных ожиданий по грузо- и пассажиропотоку в стране перевозчики экономят на обновлении парка. Для НЭВЗ дополнительным ударом стала потеря рынка Украины, куда он экспортировал часть своей продукции. К тому же на производителях негативно сказывается рост цен на металлы. В то же время снижение курса рубля к иностранным валютам может стать фактором, который сделает продукцию предприятия более привлекательной для потребителей из республик бывшего СССР. Этот же фактор может поддержать и рынок грузоперевозок, обеспечив спрос на продукцию предприятия. Но эти факторы скажутся не ранее второго квартала».
Михаил Бурмистров, глава агентства «Infoline-Аналитика» (в интервью газете «КоммерсантЪ»):
«Сейчас производителям крайне невыгодно привлекать кредиты до подписания контрактов, что раньше было обычной практикой. В текущих экономических условиях это резко повысит себестоимость продукции. Кроме того, многим компаниям сейчас непросто финансировать и текущие контракты; например, у ТМХ (ЗАО «Трансмашхолдинг», в состав которого и входит НЭВЗ – прим. ред.) это контракт жизненного цикла на поставку вагонов для московского метро. В то же время остановка производства может ускорить получение ОАО «РЖД» средств: из-за социального фактора правительство не может не обратить на это внимания».