Top.Mail.Ru
Политика
Приволжский ФО
0

Конфликт недели: Астахов нажаловался в Генпрокуратуру на беби-боксы

Самое громкое событие с 9 по 15 марта в комментариях экспертов для «ФедералПресс»

На прошлой неделе уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов обратился в Генпрокуратуру РФ с просьбой разобраться с инициативой пермского проекта «Колыбель надежды». Инициатива предусматривает установку так называемых беби-боксов, куда оказавшаяся в трудной ситуации мать может сдать своего новорожденного ребенка, не опасаясь преследования или общественного порицания.

На прошлой неделе уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов обратился в Генпрокуратуру РФ с просьбой разобраться с инициативой пермского проекта «Колыбель надежды». Инициатива предусматривает установку так называемых беби-боксов, куда оказавшаяся в трудной ситуации мать может сдать своего новорожденного ребенка, не опасаясь преследования или общественного порицания. Когда-то эта инициатива получила даже одобрение руководителя краевого следственного управления Марины Заббаровой – случаи убийств новорожденных в Пермском крае гремели на всю страну. Сегодня прокуратура с подачи Павла Астахова может поставить под угрозу дальнейшее существование беби-боксов в России. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Приволжье».

Стороны конфликта: проект «Колыбель надежды» и его руководитель Елена Котова, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.

Описание конфликта. Детский омбудсмен Павел Астахов попросил Генпрокуратуру обратить внимание на инициативу пермского проекта «Колыбель надежды», предусматривающую установку беби-боксов для младенцев-отказников.

«Обратились в Генпрокуратуру с просьбой разобраться, ждем разъяснения, – цитирует Астахова (http://tass.ru/obschestvo/1824218) агентство ТАСС. – Ящик для ребенка – это противоречит не только ряду российских законов, но и моральным принципам. К тому же в Конвенции о правах ребенка говорится, что ребенок имеет право знать своих родителей».

Это заявление было, по-видимому, связано с новостями о том, что столичные власти рассмотрят возможность установки в городе беби-боксов – с такой инициативой выступил фонд «Колыбель надежды», руководителем которого является пермячка Елена Котова. Первый в России беби-бокс появился в Перми в 2011 году. Беби-бокс – это инкубатор со специальной кроваткой-колыбелью, вмонтированный в стену здания – как правило, больницы или социального учреждения. Одна дверца находится на улице, а вторая – внутри помещения. Открывая бокс снаружи, малыша кладут на специальную комфортную кроватку и дверцу закрывают. Об оставленном младенце внутри помещения узнают по тревожному сигналу. Малыша осматривают специалисты, делают первичные анализы. Сообщается о найденном ребенке в полицию и в органы опеки. Женщина, оставившая в беби-боксе свое дитя, не несет уголовной ответственности. Правда, если на малыше нет телесных повреждений. В противном случае ее будут разыскивать.

Толчком для развития этой идеи в 2011 году послужили несколько нашумевших историй – например, о матери из Кондратово, которая хранила трупы двоих новорожденных детей в холодильнике. Целевая группа беби-боксов – женщины, вынашивающие и рожающие детей, не ставя в известность систему здравоохранения. Из страха общественного порицания или по другим причинам они не обращаются за помощью врачей и, соответственно, не воспользуются возможностью официального отказа от ребенка в больнице. На сегодняшний день беби-боксы установлены в двух десятках городов России.

«У нас было обращение, в котором мы обозначили проблему и возможные пути ее решения, – заявила Елена Котова «Эху Перми». – Попросили выразить мнение органов власти о возможности реализации этого проекта. В ответ мы получили Павла Астахова, который написал на нас в Генпрокуратуру. Я не понимаю одной вещи – что он хочет? Он хочет, чтобы я просто прекратила работать. Это спасет ту ситуацию, которая на сегодняшний день в стране. Он не хочет вообще узнать об опыте этого проекта. Он просто сразу отмахнулся, включил административный ресурс. Он своими руками похоронит этот проект, и это будет только его заслуга».

Мнения экспертов

Павел Миков, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае:

«Одним из главных принципов Конвенции ООН о правах ребенка является принцип наилучшего обеспечения интересов каждого ребенка. И если мы будем сравнивать между собой право ребенка на жизнь и право ребенка знать своих биологических родителей, то явный перевес будет в пользу права ребенка на жизнь. Это главная обязанность государства – обеспечить каждому родившемуся ребенку жизнь, выживание и развитие. Установка беби-боксов ни в коей мере не противоречит российскому законодательству. В законодательстве нет как запретов, так и каких-либо дополнительных требований к самому беби-боксу. Это мы выяснили еще в 2011 году, когда у нас в Пермском крае был установлен первый в России беби-бокс. Более того, у наших соседей, в Екатеринбурге, беби-бокс установлен вообще в центре города – в стене храма было пробито отверстие, и внутри храма был установлен беби-бокс. Екатеринбургская епархия Русской православной церкви поддержала этот проект. За время существования беби-бокса в Екатеринбурге (с 14 января этого года) уже было спасено целых две жизни новорожденных детей. В Пермском крае установлено три беби-бокса – в Перми, в Березниках и Добрянке. И за эти годы, что они работают, спасено пять детей: один ребенок был возвращен биологическим родителям, четверо были усыновлены. Таким образом, во-первых, была сохранена жизнь детям, во-вторых, дети обрели семьи. Ни один ребенок не оказался в государственном учреждении. В целом по России установлено 20 беби-боксов в одиннадцати субъектах Федерации, и за это время было спасено 32 жизни ребенка. Из них пять детей были возвращены кровным родителям – они одумались все-таки и сумели доказать, что они действительно являются родителями. Все остальные 27 детей были усыновлены. Таким образом, каждый ребенок обрел семью и сохранил жизнь. Так что для нас важнее – обеспечить ребенку жизнь или реализацию его права знать своих биологических родителей? Он реализует это право, но при этом будет найден на какой-нибудь помойке, в реке, в лесу и так далее».

Вера Кожарская, гендиректор АНО «Региональный центр практической психологии и социальной работы «Вектор»:

«Непростое у меня отношение к беби-боксам. Все зависит от того, какой инфраструктурой эта услуга сопровождается. Вокруг этой услуги, в моем представлении, должна быть создана серьезная профилактическая работа. Почему, как я понимаю, существуют ментальные возражения против этой услуги: мы можем спровоцировать инфантильного родителя, попавшего в серьезную кризисную ситуацию, на такой шаг: так «удобно» избавиться от ребенка. В экспертном сообществе тоже неоднозначно относятся к этому вопросу. Все зависит от деталей: если вокруг этой программы существуют профилактические кризисные центры, и профилактическая работа по раннему выявлению таких проблем, тогда – да. А если это просто яркий, красивый ход, то это может быть иметь и некие негативные последствия. В то же время, в нашей программе беби-боксов есть конкретные результаты: если эта система помогла спасти одного ребенка, не говоря уж о том, что счет на десятки идет, то это говорит само за себя. Насколько повсеместно это должно быть распространено, – это уже другой вопрос».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.