Широкий общественный резонанс в Горном Алтае вызвало уголовное дело, которое завел республиканский следственный комитет в отношении главного врача перинатального центра Республики Алтай 56-летнего Анатолия Демчука и врача-неонатолога Алексея Каташева. Они подозреваются в убийстве «малолетнего лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии». Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Сибирь».
Широкий общественный резонанс в Горном Алтае вызвало уголовное дело, которое завел республиканский следственный комитет в отношении главного врача перинатального центра Республики Алтай 56-летнего Анатолия Демчука и врача-неонатолога Алексея Каташева. Они подозреваются в убийстве «малолетнего лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии» (п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Как утверждают следователи, главный врач перинатального центра отдал неонатологу незаконный приказ не оказывать медицинскую помощь родившейся на 23 неделе беременности девочке, в результате чего она скончалась. В рамках расследования дела оба врача были арестованы, но впоследствии Анатолий Демчук по состоянию здоровья был помещен под домашний арест. В поддержку Анатолия Демчука и Алексея Каташева уже выступила Ассоциация врачей Республики Алтай, а простые жители Горно-Алтайска провели пикет, который собрал несколько десятков человек. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Сибирь».
Стороны конфликта: следственный комитет РФ по Республике Алтай, главный врач Перинатального центра Республики Алтай Анатолий Демчук и врач-неонатолог Алексей Каташев.
Описание конфликта. Главный врач бюджетного учреждения здравоохранения Республики Алтай «Перинатальный центр» Анатолий Демчук был задержан правоохранительными органами в последних числах марта. По этому поводу следственный комитет республики сообщил, что Демчука подозревают в совершении «убийства малолетнего, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а также в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий».
8 марта в Перинатальном центре, который возглавлял Анатолий Демчук, женщина родила девочку. Как утверждают следователи, главный врач, с целью убийства новорожденной, отдал незаконный приказ подчиненным не оказывать ей медицинскую помощь. В течение дежурных суток с момента рождения по указанию подозреваемого врачи не проводили лечение и наблюдение новорожденной, в результате чего 9 марта ребенок скончался в медицинском учреждении. При этом роженица приходится главном врачу невесткой (сын и невестка работают врачами в Кош-Агачской райбольнице, которой раньше руководил Демчук), а роды состоялись на 23-й неделе беременности. В рамках расследования дела был также арестован врач-неонатолог Алексей Каташев, который и получил приказ не оказывать медпомощь новорожденной.
Через полмесяца после ареста Анатолий Демчук, который, как оказалось, страдает хроническими заболеваниями, был доставлен в реанимационное отделение республиканской больницы, а позже Верховный суд Республики Алтай принял решение изменить меру пресечения на домашний арест. В то же время он, несмотря на усилия адвокатов и развернувшуюся общественную кампанию, оставил без изменения решение городского суда об аресте врача-неонатолога Алексея Каташева.
Разразившийся скандал вызвал широкий резонанс в республике. Мнения жителей разделились: одни считают врачей жертвой интриг, в то время как другие пытаются понять мотивы подозреваемых, указывая на то, что девочка была недоношенной. В республике также есть люди, которые считают докторов ответственными за происшествие, отмечая грубость и хамство врачей роддома, а также их непрофессионализм.
Пика конфликтная ситуация достигла чуть более недели назад, когда в Горно-Алтайске около памятника Григорию Чорос-Гуркину прошел пикет в поддержку Анатолия Демчука и Алексея Каташева, собравший несколько десятков человек. Люди вышли с плакатами: «Демчук и Каташев – лучшие из врачей», «Ассоциация врачей с вами», «Алексей – профессионал своего дела, его любят мамы и дети!!», «Алексей, мы тебя любим и уважаем». К этому моменту особенно стало заметно, что Анатолия Демчука поддерживают прежде всего чиновники высшего звена республики, в то время как за врача-неонатолога Алексея Каташева высказываются самые обычные граждане.
В поддержку Анатолия Демчука и Алексея Каташева выступила Ассоциация врачей Республики Алтай, которая распространила специальное заявление: «Никто не вправе называть обвиняемых убийцами до решения суда; никто не вправе нарушать законодательство при сборе доказательной базы; мера пресечения в отношении подозреваемых должна быть соизмерима с вменяемым обвинением и социальной опасностью их для общества».
Следственные органы предпочитают не комментировать общественную кампанию, которая идет в Горном Алтае, но неофициально представители правоохранительных органов отметили, что им «не привыкать к специально раздуваемому резонансу».
Мнения экспертов
Дмитрий Кобзев, шеф-редактор агентства REGNUM по Сибири:
«Это дело приобрело общественный резонанс в том числе из-за вопроса, который напрямую, может быть, Демчука даже и не касается. В ходе журналистского расследования мы обзвонили несколько перинатальных центров в крупных городах сибирского региона, таких как Новосибирск и Красноярск. Нас интересовал вопрос: умеют ли в России выхаживать детей, родившихся на 22-й неделе беременности с массой тела от 500 до 700 грамм? Причем мы не говорили, что опрос проводится в связи с делом Анатолия Демчука, но никто отвечать «под запись» на этот простой, казалось бы, вопрос не стал, поскольку они сразу понимали, о какой ситуации идет речь, и комментировать отказывались. Может быть, потому, что опасались своим ответом навредить коллеге.
У нас в стране есть четкие, утвержденные Минздравом, критерии, согласно которым ребенок, рожденный позже 22 недели беременности и весом более 500 грамм, считается живым. Девочка, смерть которой привела к обвинениям Демчука и Каташева, как раз родилась с показателями, которые находятся на границе принятых критериев. В то же время в ходе бесед с врачами обнаружилось, что в российском медицинском сообществе существует стойкое убеждение, что у нас в стране не умеют выхаживать таких детей. Врачи говорят об этом в один голос.
Тогда возникает вопрос: почему эти критерии действуют до сих пор? Почему никто не собирается приложить усилия, чтобы их отменить? Наша редакция уже направила по этому поводу официальный запрос в Минздрав России, ответа на который пока не поступало. У ведомства наверняка есть статистика смертности таких младенцев. И если статистика в стране действительно плохая, то планирует ли ведомство в перспективе отменить те критерии, которые действуют сейчас? Ответа, повторюсь, пока нет».
Амыр Айташев, главный редактор РИА «Новости Алтая»:
«После ареста врачей поднялась волна возмущения, которая четко разделена на сторонников Анатолия Демчука, в большинстве своем его бывших коллег из Алтайского края, где он ранее работал, и сторонников Алексея Каташева, состоящая из его бывших пациентов и членов их семей. Именно последние устроили пикет в поддержку Алексея Каташева.
Как мне стало известно, Каташев заступил на дежурство 9 марта, и, обнаружив ребенка, к которому не были применены обязательные в таких случаях методы лечения, обратился к главному врачу, от которого получил указания не оказывать медицинской помощи. В подобной ситуации врач должен действовать согласно инструкции, но Каташев ее нарушил, подчинившись преступному приказу Демчука. Остается непонятным, почему не задержаны другие врачи, которые были ответственны за здоровье новорожденной в первые часы после рождения. Также непонятно, почему к простому врачу Алексею Каташеву применена такая строгая мера пресечения, как содержание под стражей.
Вызывает возмущение сочувствующих Алексею Каташеву и тот факт, что руководство республики в лице ее главы Александра Бердникова никаким образом не отреагировало на это происшествие, давая таким образом повод думать, что в ходе следствия главному врачу удастся выйти сухим из воды, сделав виноватым в смерти новорожденного ребенка врача Алексея Каташева».