Top.Mail.Ru
Политика
Томская область
0

Министр под следствием, конец «Отдыха» и посягающий на сакральное газопровод. Топ-7 самых громких конфликтов мая в СФО

В Сибирском федеральном округе в мае, несмотря на обилие праздничных дней, конфликтов хватало. Спустя год в Новосибирске снова взялись спорить о судьбе популярного клуба «Отдых», который должны снести, а в Горном Алтае традиционно возникла тема экологии – на этот раз в связи со строительством газопровода в Китай. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Сибирь».

В Сибирском федеральном округе в мае, несмотря на обилие праздничных дней, конфликтов хватало. Спустя год в Новосибирске снова взялись спорить о судьбе популярного клуба «Отдых», который должны снести, а в Горном Алтае традиционно возникла тема экологии – на этот раз в связи со строительством газопровода в Китай. В Омске скандалы связаны с отдельными персонами – министрами и депутатами, а красноярцы воюют из-за цены на проезд в транспорте и отмены прямых выборов мэра. Подробности – в спецпроекте «ФедералПресс.Сибирь».

Новосибирская область

«Отдых» все равно снесут, но жильцы продолжают протестовать

Стороны конфликта: общественность, ЗАО «СД Альфа Капитал».

Описание конфликта. Прошел ровно год, и в Новосибирске вновь проявился конфликт вокруг предполагаемого сноса популярного у горожан клуба «Отдых» и Дома спорта ради строительства на этом месте очередных высоток. Год назад жители домов по улице Богдана Хмельницкого активно протестовали против строительства, которое собирается вести компания «Альфа Капитал». Тогда они собрали семь тысяч подписей против такого развития событий, и в итоге мэр Анатолий Локоть заявил, что клуб не снесут.

Тем большим сюрпризом для горожан стали слова мэра уже нынешней весной о том, что клуб «Отдых» все-таки будет снесен. Как заявил мэр, застройщик пообещал сократить этажность. А чиновники и архитекторы сообщили, что протесты горожан ни к чему не приведут, так как с точки зрения закона никаких нарушений нет, а улица Богдана Хмельницкого так и не была признана частью городского культурного ансамбля.

Комментарии сторон

Местная жительница: проблем очень много, и добавятся новые

«Теплосети, которые рвутся непрерывно, детсады, в которых уже сейчас мест не хватает, большое количество транспортных проблем… Кроме автомобилей на остановку «Стадион «Сибирь» выйдут жители, которым потребуется городской транспорт. А если они начнут стройку пяти высоток, надо будет завозить стройматериалы, а на Богдашку запрещен заезд грузового транспорта», – рассказала «АиФ-Новосибирск» жилица дома на улице Богдана Хмельницкого Юлия Калюжная.

«СД Альфа Капитал»: не комментируем

В пресс-центре компании «СД Альфа Капитал» на просьбу пояснить свою позицию, ответили: «Мы не комментируем эту позицию и никаких интервью по этому поводу не даем».

Мнения экспертов

Анатолий Локоть, мэр Новосибирска:

«Мы вели переговоры с застройщиком, чтобы понять ситуацию, чтобы какие-то условия выставить, найти какие-то компромиссы. Общались с жителями, несмотря на то, что в формальный порядок общественных слушаний это не укладывается. Но мы встречались, общались и обсуждали разные варианты, Поэтому достигнут компромисс по проекту, застройщики пошли навстречу: они снизили, во-первых, этажность, вписали свои проекты в стиль «сталинский ампир».

 

Дмитрий Прибаловец, депутат Совета депутатов Новосибирска:

«С 23 до 20 снижена этажность высотных домов, что, на мой взгляд, никак не решает проблему. То есть, это такие косметические корректировки. Более того практически никто из жителей района не видел, не знает, что это за проект, о котором говорит мэр. Я слышал, что фасады там как-то изменены, приведены в соответствие с обликом улицы Богдана Хмельницкого, но этого никто не видел.

Хотелось, чтобы люди знали, что именно здесь будет строиться, какие изменения произошли в проекте. Хотелось бы сейчас инициировать общественные слушания. Чтобы все заинтересованные люди могли прийти на эти слушания, высказать свое мнение, пожелания и увидеть тот проект, о котором мы только слышим, но не видим».

Два Ивана поспорят не только за мандат

Стороны конфликта: бывший вице-мэр Новосибирска Иван Стариков, председатель Законодательного собрания Новосибирской области Иван Мороз.

Описание конфликта. Бывший вице-мэр Новосибирска Иван Стариков постоянно проживает в Москве, но в последнее время без его участия не обходится ни одна выборная кампания в родных краях. Недавно он заявил, что намерен пойти на выборы в Законодательное собрание Новосибирской области. Стариков даже назвал округ, где он собирается баллотироваться – это оказался округ № 14, где был избран депутатом нынешний председатель Законодательного собрания Новосибирской области Иван Мороз.

С одной стороны, выбор понятен: Маслянинский район – это родина Ивана Старикова. Но с другой стороны, новосибирские политологи считают, что это вполне может быть частью некоего политического проекта, цель которого состоит в том, что в новом созыве регионального парламента Ивана Мороза в кресле председателя должен сменить новый человек. В регионе называют сразу несколько фамилий единороссов, которые могли бы занять этот пост.

Комментарии сторон

Иван Стариков: я разморожу область

Оппозиционер уверенно заявляет, что округ достанется ему. «Я разморожу Маслянино, а потом и всю область», – сказал Стариков корреспонденту «ФедералПресс.Сибирь».

Иван Мороз: я намерен победить

Председатель заксобрания не боится конкурента. «Я встречался с Иваном Стариковым. Сказал, что это его дело – по какому округу идти на выборы, – говорит Иван Мороз. – Меня это не беспокоит – я пойду на выборы по тому же самому округу и намерен победить. А его, кстати, там многие уже забыли».

Мнения экспертов

Валерий Демидов, завкафедрой гуманитарных основ госслужбы Сибирского института управления – филиала РАНХиГС, доктор исторических наук:

«Никакой борьбы за этот пост нет! У нас в области сложился так называемый селекторат, который в принципе и намечает кандидатуры, которые будут продвигаться. Селекторат состоит из владельцев крупных фирм, крупных промышленников и власть предержащих. Он и решает, а все остальное – это уже производная. Но это. кстати, не какая-то особенность нашей области – это общее явление. В некоторых странах Европы, где демократия похожа на нашу, он тоже наблюдается».
 

Игорь Козлов, кандидат исторических наук, политолог:

«Ситуация весьма показательная. Во-первых, результаты праймериз 24 мая показали, что у Ивана Мороза есть мобилизационный ресурс. Очевидно, что победить его будет сложно любому кандидату, а не только Ивану Старикову. Во-вторых, существуют определенные силы, которые хотели бы сменить председателя заксобрания после выборов. Но, думаю, что решаться это будет уже после выборов. Борьба за кресло развернется только после того, как станет ясен расклад сил в заксобрании».



Омская область

Юрия Шушубаева строительство микрорайона «Ясная поляна» довело до суда

Стороны конфликта: ООО «Рокас» и ЗАО «Корпорация «Агро-траст», Юрий Шушубаев, дольщики, Следственное управление СКР по Омской области.

Описание конфликта. События, центральной фигурой которых оказался депутат Законодательного собрания, руководитель ООО «Рокас» и корпорации «Агро-Траст» Юрий Шушубаев, переросли в конфликт. Основным поводом для возбуждения уголовного дела послужило обращение в правоохранительные органы дольщиков квартир, расположенных в жилом микрорайоне «Ясная поляна». Как выяснилось, на сегодняшний день многие из тех, кто купил жилплощадь много лет назад, так и не отпраздновали новоселье. По версии следствия, размер причиненного им ущерба оценивается в 35 млн рублей. При этом данная сумма будет корректироваться по мере допроса участников долевого строительства, которых насчитывается около 300 человек.

В адрес Юрия Шушубаева выдвинут ряд серьезных обвинений: мошенничество, незаконное получение кредита и растрата в особо крупном размере. Народный избранник, по версии следствия, потратил средства дольщиков отнюдь не на квартиры, а перевел деньги на расчетные счета подконтрольных ему организаций, руководителями которых были его родственники или непосредственные подчиненные. Кроме того, по версии следствия, Юрий Шушубаев семь лет назад, являясь руководителем ЗАО «Корпорация «Агро-Траст», получил кредит по подложным документам на общую сумму более миллиарда рублей, которые были израсходованы на нужды предприятия. Однако заемные денежные средства так и не были возвращены в банк. Депутату также вменяют получение по подложным документам 1 млрд рублей кредитных средств у казахстанского «АТФ Банка». На допросе в качестве обвиняемого Юрий Шушубаев отказался от дачи показаний. В отношении обвиняемого следствием избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Комментарии сторон

Юрий Шушубаев: будет день – будет пища

Оказавшийся в центре скандала депутат заявил: «Все уже давно сказано. Следственный комитет дал четкое решение по этому вопросу. Дальше будет день – будет и пища».

Следствие: был причинен значительный ущерб

«Всего для нового микрорайона было собрано 332 млн рублей, при этом 101 миллион исчез со счетов застройщика, – рассказал Олег Кучин, руководитель третьего отдела по расследованию особых важных дел СУ СКР по Омской области. – Нам удалось проследить судьбу пропавших денег. Как выяснилось, Шушубаев купил себе новый автомобиль, погасил ранее взятые в банке кредиты и даже оплатил учебу брата. За новенький Land Rover, приобретенный в ООО «МУСА Моторс Джей Эл Эр», он отдал 3,348 млн рублей. Что касается «Ясной Поляны», то, по данным СКР, 314 дольщикам был причинен значительный ущерб. У людей нет теперь ни квартир, ни денег».

Мнения экспертов

Владимир Варнавский, председатель заксобрания Омской области:

«Правительство Омской области системно и продуктивно занимается микрорайоном «Ясная поляна», и сегодня с помощью областного бюджета мы же «вытащили» много подобных домов, где были недобросовестные застройщики. Но я хочу предупредить граждан: прежде чем вступить в какой-то кооператив, убедитесь в прозрачности отношений».




Иван Жуков, политолог:

«Скандалы с «Ясной Поляной» длятся уже много лет, дольщики обращались во все мыслимые и немыслимые инстанции, даже к какому-то муфтию, чтобы повлиял на Шушубаева. Видимо, прокуратура более убедительна. Здесь, видимо, имеет место банальное невыполнение договора, которое должно быть наказано, и хорошо, что справедливость восторжествовала хотя бы отчасти».




Министр Фомина подозревается в превышении полномочий

Стороны конфликта: министр финансов Омской области Рита Фомина, следственное управление СКР по региону.

Описание конфликта. Похоже, что в этом году политические скандалы в Омске становятся своего рода традицией. На этот раз в поле зрения правоохранительных органов оказалась глава областного министерства финансов Рита Фомина.

Следователи инкриминируют чиновнице превышение должностных полномочий при расчетах с НПО «Мостовик» в рамках контракта на строительство метрополитена. По версии следствия чиновница, пользуясь служебным положением совместно с экс-министром развития транспортного комплекса региона Олегом Илюшиным, незаконно выделила 205 миллионов рублей руководителю научно-производственного объединения «Мостовик» Олегу Шишову для перекредитования в банке в рамках госконтракта на строительство Красногорского гидроузла, Западного обхода Омска и метрополитена. Однако чиновница считает, что выдвинутые против нее обвинения не имеют под собой почвы для заведения уголовного дела.

По ходатайству следственных органов министр финансов Рита Фомина была отстранена от занимаемой должности. Наравне с экс-главой министерства развития транспортного комплекса Олегом Илюшиным ей предъявлены обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ, п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Злоупотребление и превышение должностных полномочий»). Как утверждает следствие, чиновница незаконно перечислила НПО «Мостовик» более 200 млн рублей, которые предприятие использовало для перекредитования в банке. В итоге по ходатайству Следственного управления Следственного комитета РФ по Омской области Рита Фомина была отстранена от должности, однако чиновница проигнорировала данное решение и вышла на работу, посчитав, что подобные решения должны приниматься не единолично.

Комментарии сторон

Рита Фомина: обвинения безосновательны

Чиновница, выслушав доводы следователей, заявила, что всего лишь исполняла свои обязанности: «Я не одна принимаю решения – таков бюджетный процесс. Довольно обидно слышать обвинения в свой адрес, не имеющие под собой оснований».

Следствие: действия чиновников были противоправными

«Бывший министр действовал совместно с министром финансов Омской области Ритой Фоминой. В итоге этих противоправных действий чиновников бюджету Омской области причинен ущерб в сумме более 1,2 миллиарда рублей, – заявила старший помощник руководителя СУ СКР по Омской области Лариса Болдинова. – К тому же в силу своих должностных полномочий министр финансов может оказать воздействие на свидетелей и представителя потерпевшего по уголовному делу, состоящих у нее в подчинении, чем противодействовать расследованию, а также может продолжить заниматься преступной деятельностью, связанной с ее должностным положением».

Мнения экспертов

Александр Желейщиков, омский юрист:

«Рита Фомина действовала в соответствии с действующим законодательством, а все остальное – лишь домыслы. Коррупционной составляющей как не было, так и нет. Следствие продолжается. Поймите, что она документы подписала не просто так. Всему есть логическое объяснение. В Омскую область из Министерства финансов России пришли деньги на строительство метрополитена. И Рита Фомина как министр финансов санкционировала этот платеж. Миллиард на строительство метро был выделен правительством России, и из этих денег был выделен аванс 30 %, как и положено по госконтракту. На сегодняшний день решение об отстранении ее от должности обжаловано».

Виктор Назаров, врио губернатора Омской области:

«Те уголовные дела, которые сейчас расследуются, связаны с «Мостовиком». И я могу заверить, что никаких хищений со стороны работников правительства допущено не было. Это были ошибки: работники правительства доверяли руководителю «Мостовика» и получили последствия, которые пересеклись с Уголовным кодексом. Я думаю, что следствие даст соответствующую оценку».



Алексей Ложкин, депутат Омского городского совета (фракция ЛДПР):

«В связи с тем, что на сегодняшний день окончательного приговора нет, говорить о чем-либо пока рано. Но думаю, что следственные органы просто так уголовные дела не возбуждают. Надо понимать, что это уже не первый крупный чиновник, который попадает под следствие. Конечно, Рита Фомина будет оправдываться, но давайте дождемся окончания следствия».



Алексей Рябов, заместитель начальника Главного управления информационной политики Омской области:

«Глава региона Виктор Назаров подписал распоряжение о временном отстранении со 2 июня 2015 года министра финансов Омской области Риты Фоминой. Распоряжение подписано в рамках исполнения судебного решения об отстранении от занимаемой должности министра финансов Омской области».



Красноярский край

Слушания об отмене выборов мэра Красноярска оказались чистой формальностью

Стороны конфликта: жители Красноярска, городская мэрия.

Описание конфликта. В Красноярске состоялись слушания по одному из самых важных для горожан вопросов. На суд жителей был вынесен проект изменений в устав города, предполагающий отмену прямых выборов мэра. Проект корректировки внес на рассмотрение глава Красноярска Эдхам Акублатов. Согласно поправке, в дальнейшем мэра предстоит избирать депутатам из числа кандидатов, прошедших конкурсный отбор.

После доклада о предмете слушаний пришедшие начали задавать вопросы. В частности, красноярцев интересовало, будет ли мэр по-прежнему нести ответственность перед жителями и каких позитивных изменений ждут от реформы. Заместитель руководителя департамента главы города Нина Коврова ответила, что мэра, как и ранее, смогут отозвать глава субъекта и депутаты, однако положительных изменений от отмены выборов горожанам ожидать не стоит. Направлена корректировка вовсе не на это. Ее основная цель – привести устав в соответствие с федеральным законодательством.

В результате большинство голосов оказалось против внесения поправок в устав, но комиссия, которая голосовала следом, мнения горожан не учла и вынесла решение рекомендовать горсовету одобрить поправку. При этом сами депутаты, вошедшие в состав комиссии, в большинстве своем проголосовали против отмены выборов. Поддержали корректировку лишь сотрудники мэрии.

Комментарии сторон

Представители мэрии: ответственность за выбор главы на себя возьмут губернатор и депутаты

«Избрав губернатора, вы доверяйте ему власть. Смысл нормы федерального закона состоит в том, что у губернатора и депутатов есть право взять на себя ответственность, как у выбранных нами лиц», – пояснила заместитель руководителя департамента главы города Нина Коврова.

Общественность: поставленных целей за счет отмены выборов власть не добьется

«Не понимаю, для чего это делается. Якобы губернатор мудрее народа и может поставить нормального человека, а люди могут ошибаться. Но практика показывает, что чиновников, которых нанимают, намного чаще сажают. Говорят, что хотят сэкономить бюджет на выборах, но деньги все равно будут тратиться на то, чтобы заносить в известные кабинеты, чтобы протолкнуть своего человека», – считает руководитель «Бюро журналистских расследований» Дмитрий Голованов.

Мнения экспертов

Сергей Толмачев, депутат Красноярского городского совета депутатов:

«По сути, вопрос с прямыми выборами мэра города Красноярска решать все равно депутатам заксобрания – они у красноярцев это право отобрали, им его и возвращать. Со своей стороны горсовет выступает с законодательной инициативой о возвращении прямых выборов в Красноярске. Мы подготовили и закон и обоснования к нему. На ближайшей сессии горсовета отправим его в заксобрание. Что касается устава, то его непринятие – просто сигнал депутатам ЗС, чтобы лучше думали и учитывали мнение горожан».
 

Сергей Комарицын, политолог:

«Практическое значение появится только тогда, когда депутаты городского совета выйдут в заксобрание с законодательной инициативой, чтобы выборы главы города были всенародными и прямыми, и все депутаты Законодательного собрания, в свою очередь, примут изменения в краевом законе. Значение же слушаний в том, что все-таки оказалось выражено мнение горожан. Красноярцы за сохранение прямых всенародных выборов, и если депутаты и городские, и особенно краевые не прислушаются к мнению народа, то, значит, они от народа далеки».


Красноярские перевозчики пошли на шантаж городской власти

Стороны конфликта: перевозчики, мэрия Красноярска.

Описание конфликта. Еще в начале года красноярские перевозчики подали документы в краевом минтрансе, с тем чтобы поднять стоимость проезда в общественном транспорте. Однако до сих пор этого так и не произошло. В апреле министр транспорта Сергей Еремин сделал громкое заявление: пока экономических оснований пересматривать стоимость проезда нет. Между тем предприниматели не переставали жаловаться на постоянно растущие цены на запчасти и ГСМ. В результате в начале мая в Ассоциации пассажирских перевозчиков края заявили о намерении прекратить предоставлять скидку по транспортной карте, если администрация не начнет возмещать эту самую скидку из бюджета. Буквально на днях чиновникам и транспортникам удалось прийти к компромиссу, однако договоренность может носить временный характер.

В настоящий момент проезд в красноярском автобусе стоит 19 рублей. Транспортная карта позволяет сэкономить на каждой поездке рубль и при пересадке – два рубля.

Комментарии сторон

Перевозчики: отмена скидки – вынужденная мера

«Отмена скидки становится вынужденной мерой. Если скидку не отменить, то через некоторое время у транспортных компаний могут возникнуть финансовые проблемы, которые выльются в невыплату заработной платы, невозможность приобретения средств для обслуживания подвижного состава, что повлияет на безопасность движения. Транспортники не отказываются возить по карте – они просто не могут предоставлять скидки», – прокомментировал заместитель председателя ассоциации перевозчиков Красноярска Константин Кнапнугель.

Мэрия: суть транспортной карты в создании удобства для пассажиров

«Департаментом транспорта проведена работа с частью перевозчиков, которые изначально предлагали отказаться от использования транспортных карт при расчете. В настоящее время достигнуто соглашение, которое позволяет говорить с полной уверенностью о том, что в дальнейшем транспортная карта будет работать в городе с теми положениями, которые имеются. Суть этого проекта направлена на то, чтобы создать удобства для пассажиров и в некоторой мере сэкономить на поездке», – заявил заместитель руководителя департамента транспорта администрации Красноярска Анатолий Зуев.

Мнения экспертов

Константин Сенченко, депутат городского совета Красноярска, член постоянной комиссии по ЖКХ и транспорту:

«Здесь нужно продолжать искать компромисс. При этом очевидно, что в сегодняшних условиях о росте тарифа говорить не приходится: мы не можем переложить решение проблемы на плечи горожан. Но и цены на детали, транспорт и прочее продолжают неуклонно расти. Решение проблемы должно заключаться в предоставлении льгот по кредитам для перевозчиков, выделении дополнительных средств из бюджетов».

 

Артем Бадюков, депутат, член постоянной комиссии по ЖКХ и транспорту:

«Я не знаю, насколько важен этот рубль, эта льгота. Мне сначала вообще казалось, что это какое-то насмехательство. Я не вижу здесь чего-то важного, но подчеркну, что я не та целевая аудитория. Нужно спрашивать тех, кто пользуется скидкой постоянно. Если это не так важно для людей, я думаю, нетрудно исполнить желание перевозчиков. Неприятно слышать в этой ситуации слово «ультиматум». Перевозчики и администрация должны договариваться. Если ставятся ультиматумы, тогда стоит говорить вообще о безопасности транспортной схемы, и, может, стоит задуматься над тем, чтобы сделать долю частных перевозчиков меньше. Но это конкретно к данной ситуации с ультиматумом. В общем же надо смотреть, если действительно растут расходы, а мы хотим ездить на автобусах должного качества, то, может быть, стоит начать подстраиваться под условия рынка. Искусственное удерживание ни к чему хорошему не приведет».

Республика Алтай

В регионе обеспокоены грядущим строительством газопровода «Алтай»

Стороны конфликта: Газпром, правительство Республики Алтай, коренное население Горного Алтая, экологи, общественники.

Описание конфликта. В начале мая Газпром и CNPC подписали несколько документов по основным условиям поставок газа в Китай по так называемому западному маршруту, который также получил название газопровод «Алтай». Документ, подписанный в присутствии Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина, оговаривает объемы газа, сроки строительства, но не включает цены на газ. В то же время часть местной общественности Горного Алтая и некоторые экологи уже более десяти лет выступают против строительства газопровода. Все эти годы с разной степенью интенсивности экологи вели в Горном Алтае активную агитационную кампанию против газопровода, используя недоверие коренного населения к такого рода проектам. Говорилось о том, что газопровод нанесет непоправимый ущерб экологии республики, а кроме того, было известно, что газовая труба пройдет по плато Укок, на котором в 1993 году новосибирскими археологами была обнаружена мумия женщины, похороненная около 2,5 тысяч лет назад. Неофициально плато стало называться сакральным местом алтайцев, и против строительства трубы стали выступать местные общественные деятели из числа коренных жителей. Несколько лет назад этот конфликт находился в высшей степени напряжения, а некоторые общественники угрожали, что готовы превратить строительство трубы в Горном Алтае во второй «Химкинский лес». Однако в последнее время страсти вокруг проекта немного поутихли. Между общественниками Горного Алтая и госкорпорацией даже завязалась переписка.

Комментарии сторон

Газпром: исходим из требований российского законодательства

«При реализации всех проектов в Республике Алтай ОАО «Газпром» базируется на требованиях российского законодательства и исходит из приоритетного учета богатого исторического и культурного наследия народов Алтая, необходимости максимального задействования потенциала местного населения, – говорит заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Виталий Маркелов. – Этот подход будет применяться и в дальнейшем. Уже на этапе прединвестиционного исследования в 2010 году при изучении трассы магистрального газопровода учитывался высокий историко-культурный потенциал Алтая, была проведена оценка современного состояния памятников истории и культуры по предполагаемой трассе газопровода, выполнено предварительное зонирование территории по степени сложности и перспективности, предложена система охранных мероприятий».

Представитель алтайцев: у нас три вопроса, и никто на них не отвечает

«Планируемое строительство газопровода «Алтай» все еще вызывает обеспокоенность в Республике Алтай. И это нужно признать. Можно сказать, что население Горного Алтая в целом смирилось со строительством газопровода и уже нет тех массовых протестных настроений. Сейчас население молчаливо смотрит за происходящим. Тем не менее вопросы, которые нас беспокоили раньше, остаются, на них никто не ответил, их никто доступно и открыто не донес до населения, – говорит общественник, зайсан рода телес Акай Кине. – Складывается мнение, что, похоже, никто и не собирается давать на них ответ.

Вопрос первый. Что будет с сакральными для алтайцев местами, через которые пройдет газопровод? Вопрос второй. Археологические раскопки на пути строительства газопровода. Здесь вызывает обеспокоенность то, что раскопки могут вестись аврально, не тщательно, не досконально. В результате мы можем навсегда потерять археологические памятники. Вопрос третий. Миграция из районов Китая. Насколько мы знаем, техническая дорога по пути следования газопровода все-таки будет построена. Это может привести к неконтролируемой миграции. Как будет регулироваться миграция?».

Мнения экспертов

Андрей Тихонов, политолог:

«Пока нельзя быть полностью уверенным в том, что проект «Алтай» будет реализован. В условиях давления на Китай со стороны США и замедления темпов роста китайской экономики могут возникнуть определенные сложности при заключении контрактов. Ситуация может поменяться.

Причем возникает ощущение, что в строительстве газопровода больше заинтересована наша страна, чем Китай. Проект станет прорывным для ряда регионов и прежде всего для Республики Алтай. Поэтому неудивительно, что после 8 мая тема газопровода не звучала в федеральной прессе, а обсуждалась только на региональном уровне.

Так что проекту могут воспрепятствовать только геополитические и экономические проблемы, а отнюдь не экологи. К тому же возникновению протестов против газопровода будет препятствовать ужесточение российского законодательства в отношении НКО и «нежелательных организаций».

Владимир Полетаев, член Совета Федерации от Республики Алтай:

«Сегодня с уверенностью можно сказать, что возведение одной из крупнейших трансазиатских газовых магистралей даст серьезный импульс социально-экономическому развитию сибирских регионов, существенно улучшит качество жизни населения Республики Алтай. Подписанное соглашение позволяет жителям Горного Алтая рассчитывать на создание новых рабочих мест. Газпром планирует готовить в вузах кадры для дальнейшей работы по обслуживанию данного газопровода. Реализация проекта «Алтай» позволит увеличить налоговые поступления в бюджет РФ, а доходы региональной казны за счет налоговых отчислений увеличатся почти на треть. Важно отметить, что при строительстве газопровода «Алтай» особое внимание будет уделено экологическим аспектам. Проведены общественные слушания. Замечания и предложения участников слушаний полностью учтены при выборе трассы газопровода «Алтай». При строительстве будут соблюдены все экологические и природоохранные требования, реализация проекта будет проходить максимально прозрачно с привлечением научной и экологической общественности».

Виктор Ромашкин, первый секретарь рескома КПРФ:

«Пока мы все владеем информацией, что заключено только соглашение, которое не касается конкретного контракта, и по цене стороны еще не договорились. Но если это соглашение будет реализовано, то я не думаю, что в республике найдется серьезная общественно-политическая сила, которая будет препятствовать этому».


Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.