Top.Mail.Ru
Общество
Краснодарский край
0

Роспотребнадзор рассказал, из-за чего болеют краснодарцы

Главным негативным фактором остается загрязнение воздуха автомобилями и промышленными предприятиями

Вчера, 19 марта, региональное правление Роспотребнадзора опубликовало государственный доклад «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в городе Краснодаре в 2012 году». Главным фактором, влияющим на здоровье жителей кубанской столицы, остается загрязнение атмосферного воздуха автомобилями и промышленными предприятиями. Он повышает уровень смертности горожан до 20%, передает корреспондент «ФедералПресс.Юг».

Вчера, 19 марта, региональное правление Роспотребнадзора опубликовало государственный доклад «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в городе Краснодаре в 2012 году». Главным фактором, влияющим на здоровье жителей кубанской столицы, остается загрязнение атмосферного воздуха автомобилями и промышленными предприятиями. Под его воздействием уровень смертности горожан повышается до 20 %, передает корреспондент «ФедералПресс.Юг».

Социально-гигиенический мониторинг в Краснодаре проводился в прошлом году в 58 точках (в 2011 – в 53-х, в 2010 году – в 56 точках) – снижение числа мониторинговых точек произошло за счет сокращения количества проб пищевых продуктов.

Загрязнение воздуха

«Результаты социально-гигиенического мониторинга показывают, что главным фактором, влияющим на здоровье населения города Краснодара, является загрязнение атмосферного воздуха», – отмечают эксперты Роспотребнадзора. Около 90 % выбросов в атмосферу в Краснодаре производятся автотранспортом. И если в 2004–2009 годы отмечено снижение загрязнения воздуха, то с 2010 года наблюдается его рост.

На тысячу краснодарцев в прошлом году официально приходилось 356 автомобилей, в то время как в целом по стране – не более 200 машин. При этом летом количество автотранспорта резко возрастает из-за иногородних и транзитных перевозок, направляющихся на черноморское или азовское побережье через Краснодар. В 2011 году доля выбросов в воздух автомобилей составила 88 % всего загрязнения ил 65,7 тысяч тонн (в 2010 году – 62,7 тысячи тонн). «Сильное загрязнение ощущается вдоль автомагистралей с большим количеством зданий и построек, а, значит, с наименьшим количеством зеленых насаждений», – отмечают аналитики. Являясь основным источником загрязнения, автомобили выделяют в атмосферу более 200 вредных веществ.

Еще около 9 тысяч тонн выбросов добавляют промышленные предприятия. Основными источниками загрязнения воздуха являются Краснодарская ТЭЦ, ОО «Лукойл-Кубанэнерго», ЗАО «КНПЗ – Краснодарэконефть», масложиркомбинат «Краснодарский», мясокомбинат «Краснодарский», ОАО «Филип Моррис Кубань», международный аэропорт и «Роснефть-Кубаньнефтепродукт».

В течение года на каждый квадратный километр города выпало 88,9 тонн вредных примесей, что составило 89,9 кг на каждого жителя города. Основная доля – 63,3 тонн на квадратный километр – приходится на оксид углерода, что составляет 64,1 кг на каждого жителя города Краснодара.

Загрязнение атмосферного воздуха является одной из причин повышенной смертности краснодарцев. Хроническое ингаляционное воздействие пыли может повышать уровень общей смертности до 20 % по сравнению с фоновым уровнем. Кроме того, существующая в Краснодаре концентрация взвешенных веществ может вызвать в год дополнительно: 700 случаев госпитализации по поводу респираторных заболеваний, 900 случаев госпитализации по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, 1,7 тысяч случаев хронического бронхита, 27,1 тысяч приступов астмы у взрослых и 11,1 тысяч у детей, 1,1 млн дней ограниченной активности.

Эксперты Роспотребнадзора также предлагают пути решения этой проблемы: развивать общественный электротранспорт, строить новые развязки, объездные дороги и переходы, внедрять каталитических насадок полного сжигания топлива (нейтрализаторов), сажеуловителей, качественно убирать улицы и увеличивать зеленые зоны. Также необходимо усилить контроль за качеством топлива, выводить автотранспортные предприятия за город, в жилых районах строить многоярусные паркинги и гаражи.

Краснодарцы болеют больше, чем остальные кубанцы

Говоря о социально-экономических показателях развития кубанской столицы, аналитики Роспотребнадзора отмечают: с 2009 по 2011 годы значительно увеличились бюджетные расходы на здравоохранение. В среднем, на одного краснодарца тратили 3999 рублей шесть лет назад и 5948 рублей в позапрошлом году. Но за этот же период выросло – до 7,9% – число квартир, не имеющих водопровода, уменьшился удельный вес жилой площади, оборудованной центральным водопроводом, а также на одну десятую процента стало меньше жилой площади, приходящийся на каждого горожанина. В среднем на одного краснодарца приходится 25,6 квадратных метров. Стало меньше и врачей – с 49 человек на 10 тысяч в 2009 году население до 46,9 тысяч медиков в 2011-м. Но по краю этот показатель еще ниже – на 10 тысяч кубанцев в среднем приходится менее 26 врачей.

«Социально-экономические показатели в Краснодаре значительно выше, чем средние по краю. В 2012 году зарплата в Краснодаре составила 30140 рублей при средне краевой зарплате 23742 рубля. Проблемой является низкая зарплата бюджетников: работников образования 20192 рубля, здравоохранения 21759 рублей, сферы социального обслуживания 14780 рублей, культуры и искусства 20160 рублей», – говорится в докладе Роспотребнадзора.

Самая серьезная проблема современного демографического развития – высокий уровень смертности населения. В 2012 году умерло 9561 краснодарцев или 11,2 на тысячу человек, что превышает целевой показатель на 12%. Смертность от болезней системы кровообращения – 705,9 на 100 тысяч превышает целевой уровень в 1,8 раз.

Демографическая ситуация, несмотря на определенные положительные сдвиги, оценивается как неблагоприятная.

У краснодарских детей выше, чем в крае заболеваемость всеми болезнями, в том числе инсулинозависимым сахарным диабетом, астмой, астматическим статусом, язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритом, врожденными аномалиями. У взрослых выше, чем в крае заболеваемость инсулинозависимым и инсулиннезависимым сахарным диабетом, ожирением, бронхитом хроническим и неуточненным, астмой, астматическим статусом, язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритом и дуоденитом, мочекаменной болезнью.

Интернет вам в помощь?

Определенную опасность представляет и электромагнитный фон. В городе осуществляют деятельность по предоставлению услуг сотовой связи и беспроводного широкополосного доступа к интернету по технологиям Wi-Fi и WiMAX, такие операторы, как МТС, «Мегафон», «ВымпелКом», ЗАО «Телеком Евразия» и ООО «Скартел».

«В последние годы отмечается тенденция размещения передающих антенн на отдельно стоящих вышках и мачтах, что существенно снижает риск неблагоприятного воздействия электромагнитного излучения на население. На крышах жилых домов продолжают размещаться маломощные источники электромагнитного излучения широкополосного беспроводного доступа к сети интернет по технологии Wi-Max, что не противоречит требованиям санитарных правил и нормативов», – говорится в ежегодном государственном докладе. В прошлом году по вероятной угрозе от электромагнитных излучений в Роспотребнадзор обратилось 44 человека, однако превышения допустимого уровня плотности потока энергии электромагнитного поля во всех случаях не установлено.

Миприроды с Роспотребнадзором согласен

Как сообщал «ФедералПресс.Юг», в начале февраля Министерство природы опубликовало доклад ««О состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году», в котором уделило особое внимание Краснодарскому краю.

Так, отмечают эксперты Минрегиона, в Краснодаре отмечен высокий уровень загрязнения воздуха. Вместе с кислородом жители кубанской столицы вынуждены вдыхать формальдегид, бензопирен, взвешенные вещества, фенол, оксид углерода. За 2011 год загрязнение воздуха в Краснодаре повысилось в несколько раз в сравнении с данными предыдущего года, и, по данным Минприроды, «качество воздуха неблагоприятно для здоровья». В докладе также отмечается, что по информации Росприроднадзора перечень регионов с наибольшим объемом выбросов от автотранспорта возглавляют Москва – (913,6 тыс. тонн) Московская область (749,5 тыс. тонн) и Краснодарский край (487 тыс. тонн).

Напомним, что, по данным института территориального управления «Урбаника», Краснодар занял первое место в Интегральном рейтинге ста крупнейших городов России (топ-100) как раз за 2011 год. Если раньше эксперты и рядовые краснодарцы просто рассуждали о необъективности рейтинга, то сейчас данные федерального министерства подтверждают эти рассуждения.

«Мягко говоря, городские власти не делают для решения этой проблемы ничего, – пояснил «ФедералПресс.Юг» заместитель координатора Экологической вахты по Северному Кавказу Дмитрий Шевченко. – Чтобы решить транспортную проблему, нужно расширить пропускную способность дорог – нужны развязки, расширение улиц, чтобы машины не стояли в пробках и не выпускали выхлопные газы. Но этим никто не занимается». По мнению эколога, рассуждения об общественном транспорте также остаются только разговорами. «Фактически мы видим деградацию общественного транспорта и в качестве, и в цене. Чтобы снизить антропогенную нагрузку на город, необходимо сохранять зеленые зоны, а мы сегодня наблюдаем обратный процесс», – подытожил Шевченко.

Депутат городской думы Краснодара Игорь Коломийцев перечислил «ФедералПресс.Юг» факторы, приводящие к образованию автомобильного загрязнения: сокращение зеленых зон при отсутствии закладки новых, отсутствие транспортных развязок и переездов из одного микрорайона в другой, идущих в обход центра, а также отсутствие парковочных мест. По мнению депутата, проблему пробок и загазованности в центре города создает не большое количество машин, а занятость боковых полос дороги припарковавшимися автомобилями. Выходом из ситуации может стать строительство многоярусных и подземных парковок, а также многоярусных дорог на наиболее оживленных участках движения.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.