В Ростовской области сельское хозяйство традиционно является одним из приоритетных направлений экономики. Для поддержки этого сектора существует несколько специальных региональных программ. Однако специалисты отрасли заявляют о новой проблеме – селе без крестьян. В последние годы из сельских территорий идет массовый отток жителей в города.
В Ростовской области сельское хозяйство традиционно является одним из приоритетных направлений экономики. Для поддержки этого сектора существует несколько специальных региональных программ. Однако специалисты отрасли заявляют о новой проблеме – селе без крестьян. В последние годы из сельских территорий идет массовый отток жителей в города. Решение проблемы видят в развитии сельхозкооперативов. Однако, чтобы укрепить этот сектор, региону вновь придется изыскать внушительные средства. Подробности – в материале «ФедералПресс.Юг».
«Одни только зерновики нас не вытянут»
Региональные программы развития сельских территорий входят в долгосрочные планы Ростовской области. В последние годы преимущественно из местного бюджета выделяются средства на развитие социально значимых проектов. Одна из самых громких и полномасштабных программ – «40 бассейнов Дона». Но до сих пор резонансным и нерешенным остается вопрос сокращения населения в сельских районах. Парламентарии задались вопросом, для кого сегодня возводятся детсады и спортивные площадки, если в скором времени в сельских поселениях просто не останется жителей. Как отметили депутаты-справедливороссы, наиболее остро этот вопрос стоит на востоке области – в Ремонтненском, Заветненском районах.
«Сегодня нам необходимо сосредоточиться на центральной проблеме села – создании рабочих мест. Пока этот вопрос решается очень вяло. Из последнего отчета по итогам 2013 года известно, что было создано 55 личных подсобных хозяйств. Но ведь это крайне малый показатель», – прокомментировал руководитель фракции «Справедливой России» в областном заксобрании Сергей Косинов. Он добавил, что одним из способов организации эффективной деятельности сельчан может стать развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации. «Я не побоюсь этой фразы – нам надо спасать сельское хозяйство. Одни только зерновики нас не вытянут, – заявил депутат. – И мы не двинемся с мертвой точки, пока не представим какую-то рабочую систему поддержки села. Могу привести положительный опыт Ижевска, где смогли выстроить такую систему. Регион активно развивает молочную отрасль, и там есть своя модель и определены все участники: кто занимается сырьем, кто держит свои перерабатывающие минизаводы, а кто работает со сбытом».
С тем, что в Ростовской области наблюдается тенденция сокращения числа жителей на селе, согласились и в Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции области (АККОР РО). По их данным, в 33 районах ежегодно происходит отток населения в города. Порядка 30 населенных пунктов по факту не имеют жителей. За последние 20 лет население в сельхозрегионах сократилось на 75 тысяч человек. Больше всего пострадали Боковский, Шолоховский и Чертковкий районы. Как подчеркивают в АККОР РО, отток здесь происходит не из-за того, что местных жителей больше привлекают городские условия жизни, а потому, что в последние годы им стало невыгодно производить продукцию. «С 2009 года в области почти в три раза сократилось поголовье скота, сельхозпредприятия также сократили свои мощности в среднем в шесть-семь раз. Единственный сектор, который показывает положительную динамику, – это фермерство. И то – этих показателей удалось добиться за счет нацпрограмм», – прокомментировал президент АККОР РО Александр Родионов. Он подчеркнул, что на последнем госсовете, посвященному устойчивому развитию сельских территорий в РФ, была поставлена задача проработать долгосрочную стратегию развития в каждом регионе. «Сроки поставили довольно сжатые – до 1 декабря текущего года. И в ростовском заксобрании эта проблема должна не просто обсуждаться. Необходимо понять, какие меры господдержки региональная власть должна оказать, чтобы поддержать депрессивные территории. Пока же у нас складывается такая ситуация, что поддержка и финансирование предоставляются тем районам, которые больше дают продукции и эффективнее работают. Хотя такой подход противоречит нашему региональному законодательству, в котором закреплено, что на территориях с неблагоприятным экономическим климатом должна поддерживаться занятость населения и повышаться его доходность независимо от результатов», – пояснил Родионов.
«Нужен закон, а не очередная программа»
В областном заксобрании концепцию развития сельхозтерриторий планируют рассмотреть совместно с минсельхозом до конца года. В свою очередь Сергей Косинов заявил, что реагировать на ситуацию и вырабатывать модель поддержки сектора необходимо в более спешном порядке, а именно до сентября, так как осенью правительство начнет формировать и планировать бюджет на 2015 год.
«Развитие кооперации – одно из направлений, которое действительно может повысить самозанятость на селе», – согласился замминистра сельского хозяйства Ростовской области Игорь Ромашевский. Он рассказал, что пока общая доля закупок у сельхозкооперации составляет очень малые объемы: мяса – 3 %, молока – 4 % и овощей – 2 %. А основная доля продукции реализуется индивидуальным предпринимательством. «Для развития кооперации в первую очередь необходимо выделять средства для субсидирования процентной ставки. Но сразу подчеркну: на этот год из-за вынужденной оптимизации расходов региональный бюджет не может выделить средства», – пояснил замминистра.
Сами инициаторы развития сельскохозяйственных кредитных кооперативов рассказали, что с минсельхозом и региональными ведомствами работают достаточно плотно и смогли выстроить определенный диалог. Однако сегодня к решению вопроса необходимо привлечь и законодательные структуры. «Нам необходимо законодательное подкрепление наших инициатив. Как показывает опыт, создание специальной программы не приносит долго действующего эффекта. Нам нужен закон именно по той причине, что власть приходит и уходит, а закон остается в любом случае, и никто его уже не сдвинет. Следовательно и финансирование не будет прекращено. Кубань, приняв такой местный закон, сделала себе очень хороший финансовый задел. Мы могли бы перенять опыт соседнего региона, адаптировав его под наши условия», – уверен председатель областного сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (СКПК) «Юракс» Анатолий Кадров.
Эту позицию поддержал и председатель СКПК «Целинец» Михаил Бражников. По его словам, самый «живучий» вид совместной деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции – это совместная кооперация. Но она всегда так или иначе будет связана с кредитными системами. И чтобы посодействовать этому начинанию, нужна, в первую очередь, властная рука.
В качестве решения проблемы инициативная группа предложила проект создания организации, которая бы напрямую занималась поддержкой сельскохозяйственных кооперативов в регионе, а стопроцентным ее учредителем выступало государство. Опираясь на опыт соседних регионов – Краснодарского края и Астраханской области, участники рынка предлагают сформировать фонд по поддержке СКПК. По предварительным подсчетам, финансовая база должна составлять порядка 200–500 миллионов рублей.
Участники рынка пояснили, что сегодня единственно работающий рычаг получения средств – это сотрудничество с банками; наиболее активно с кооперацией работают Россельхозбанк, Сбербанк и Московский индустриальный банк. Однако они подчеркнули, что фондирование кредитными организациями носит эпизодический характер. Кроме того, по объективным причинам банк будет кредитовать только стабильного и надежного клиента. И по факту получается, что позволить себе кредитоваться в банках могут лишь пять-шесть региональных кооперативов. Собеседники утверждают, что почти в 100 % случаев кооператив не может предоставить поддержку своим участникам для получения кредита. Понятно, что эффективность существования такого объединения падает.
«У нас есть господдержка от минсельхоза и департамента поддержки предпринимательства. Здесь кооператив чувствует себя как Золушка, которая не имеет своей программы, а только предусматривается возможное участие. Еще один возможный способ госпомощи – Гарантийный фонд. Он готов предоставить возврат средств до 70 %. Но только если кооператив согласился кредитовать банк. Что тоже часто становится проблемой», – рассказал Анатолий Кадров.
Между тем участники рынка отмечают, что в Ростовской области развивать сельскохозяйственную кооперацию пытаются вот уже 20 лет. Пока это происходит с переменным успехом. Сначала работала целая ведомственная программа, постепенно ее начали сворачивать, и в итоге объем поддержки составил всего 86 тысяч рублей в год. Все понимают, что это сумма фактически ничего не может решить.
Юлия Дементьева