На дворе уже весна, а Министерство финансов по сей день не может согласовать окончательный проект бюджета, который бы соответствовал экономическим реалиям. Сегодня ведомство предоставило еще один вариант документа, впрочем, и он может оказаться не последним. Подробности – в материале «ФедералПресс».
На дворе уже весна, а Министерство финансов по сей день не может согласовать окончательный проект бюджета, который бы соответствовал экономическим реалиям. Сегодня ведомство предоставило еще один вариант документа, впрочем, и он может оказаться не последним. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Сверстанный вариант бюджета был рассмотрен федеральным казначейством 27 февраля. Однако в ведомстве усмотрели в документе сильно заниженные доходы из-за пессимистичного прогноза среднегодовой цены за баррель нефти. Проект был отправлен на доработку.
Авторы документа рассчитывали доходы из расчета стоимости барреля нефти марки Bent в 50 долларов. В данный момент стоимость барреля черного золота превышает 60 долларов. По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, в проекте бюджета сегодня будут скорректированы доходы «в сторону увеличения». Кроме того, Минфин «перезаложил» в своих расчетах уровень инфляции – вместо ранее заложенных 5,5 % годовая инфляция не должна превысить 12,2 %. Впрочем, эксперты и чиновники уверены – данный вариант документа вовсе не окончательный.
Неактуально – переделать
Надо отметить, что законопроект федерального бюджета на 2015–2017 годы был рассмотрен в Государственной думе еще в ноябре прошлого года. Однако документ создавался в расчете на стоимость нефти в 80 долларов за баррель, а потому размер запланированных доходов составлял более 15 трлн рублей. Сегодня в бюджет заложены доходы в размере 12,3 триллиона. Только вот прогнозы дальнейшего развития ситуации нельзя назвать едиными. Увы, по словам аналитиков, процедура подготовки изменений в бюджет РФ зависит не только от Минфина, но и от правительства, а также Госдумы. «Правительство сегодня не может прийти к окончательному решению, – отмечает директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. – Связано это с серьезными изменениями и решениями, которые властям предстоит принять. Я не оправдываю правительство, но надо понимать, что экономическая ситуация сегодня требует принципиальных изменений».
Дерюгин также напомнил, что минувшим летом в высших эшелонах власти было принято решение об изменении всей бюджетной политики России: «По предварительному документу уже было понятно, что никаких бюджетных маневров, о которых говорил бывший министр финансов Алексей Кудрин, не останется. Приоритетный ранее рост государственной поддержки силовых структур сменила поддержка социальная».
По словам заведующего лабораторией денежно-кредитной политики Института экономики переходного периода Сергея Дробышевского, пересмотр бюджета был и является необходимой мерой, потому как «первоначальный проект документа принимался в принципиально иных макроэкономических реалиях».
Рерайт бюджета неизбежен
Скорее всего, нынешняя корректировка бюджета не станет окончательной. Об этом уже заявил министр финансов Антон Силуанов. Он также уточнил: весьма вероятно, что следующие поправки в документ будут внесены уже в мае. По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, данная ситуация не является нормальной. «Речь идет о сотнях миллиардов рублей! – напоминает экономист. – Такое впечатление, что правительство играет, переводя бюджетные средства из одной статьи в другую и обратно».
Впрочем, по мнению других экспертов, коррективы в течение года однозначно будут, что является необходимым шагом в условиях нестабильной экономической ситуации и сильной волатильности ряда ключевых показателей. «Думаю, следующий пересмотр стоит ожидать в начале лета, то есть когда станут до конца ясны итоги работы в рамках антикризисного бюджета, – предполагает Дерюгин. – Уже сегодня пересматриваются параметры доходов бюджета, и надо сказать, что сегодня они более честные, чем в прошлом году. Однако если смотреть по категориям, они менее сбалансированы: цена нефти занижена, занижен и уровень ожидаемой инфляции; а вот наращивание ВВП и темпы роста в 3 % – это слишком оптимистично!».
Экономист также ожидает, что в середине года возможен пересмотр расходов: для сохранения социальных гарантий населению власти могут решить проблему сокращением количества бюджетников. Правда, по мнению Дробышевского, вряд ли подобные меры реально снимут нагрузку с государственной казны. «Отказ от серьезных индексаций зарплат бюджетников – гораздо более эффективная мера. Вряд ли сокращение работников бюджетной категории дополнительно облегчит нагрузку на государственную казну», – полагает Дробышевский.
Эксперт согласен с мнением о том, что в конце весны – начале лета бюджет будет пересмотрен, однако в каких именно категориях могут быть внесены изменения – пока не ясно. «Сегодня мы видим, что бюджетные статьи сокращают крайне неравномерно, – объясняет Дробышевский. – Весьма вероятно, что в мае правительство попытается выровнять дисбаланс с учетом всех тех ключевых показателей (нефть, инфляция, изменение ВВП), уровень волатильности которых сегодня крайне высок».