Top.Mail.Ru
Промышленность
Ханты-Мансийский автономный округ
0

Югра подстраховала нефтяных пилотов

Регион предложил правительству ввести принципиально новую форму налога вместо традиционного НДПИ

На этой неделе в столице Югры обсудили возможность замены НДПИ на налог на прибыль от реализации добытой нефти, который зависит от финансового результата, для нескольких пилотных месторождений. Сегодня для правительства России одним из важнейших стал вопрос налогового регулирования нефтедобывающей отрасли, особенно с учетом резких колебаний мирового курса стоимости нефти.

На этой неделе в столице Югры обсудили возможность замены НДПИ на налог на прибыль от реализации добытой нефти, который зависит от финансового результата, для нескольких пилотных месторождений. Сегодня для правительства России одним из важнейших стал вопрос налогового регулирования нефтедобывающей отрасли, особенно с учетом резких колебаний мирового курса стоимости нефти. Суть новой схемы, ее плюсы и минусы с точки зрения экспертов – в материале «ФедералПресс.Урал».

Обсуждение налоговых схем в начале декабря прошло с участием губернатора Югры Натальи Комаровой, заместителя министра энергетики РФ Кирилла Молодцова, окружного парламента, представителей нефтегазодобывающих регионов и компаний, научных и экспертных организаций.

Новый законопроект об изменении налогообложения на нефть для пилотных нефтегазовых проектов в регионе правительство ХМАО-Югры готово внести в Госдуму уже в ближайшие дни. Предлагаемый механизм позволит учитывать не только мировые цены на нефть и обменный курс, но также индивидуальные расходы компаний на добычу и транспортировку.

Проектом предусмотрено введение налога на финансовый результат сразу для 22 участков, расположенных в Югре и соседнем Ямало-Ненецком автономном округе. Планируется привлечь к разработке те месторождения, развивать которые сегодня компаниям пока невыгодно. Предложенный законопроект при ставке налога 60 % предусматривает брать налог с прибыли, разницы между доходами от реализации нефти и расходами на добычу и доведение ее до товарного состояния.

В соответствии с нынешними условиями налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых. При этом если речь идет о нефти, природном газе и угле, то налоговой базой становится количество добытого полезного ископаемого. В этом случае налоговые ставки устанавливаются по видам полезных ископаемых. При нынешнем режиме НДПИ нефтяникам выгоднее качать «легкую» нефть, чем работать с трудноизвлекаемыми глубокими залежами полезных ископаемых, которые требуют инвестиций. И, несмотря на существующие льготы, обременены тяжелой данью налоговых сборов.

Новая схема предлагает облагать налогом не нефть в момент ее добычи (как это происходит сейчас), а накопленную за время разработки месторождения прибыль. Прибыль – финансовый результат – определится разницей между доходами и расходами за весь период освоения участка. Ставка налога должна при этом расти по мере увеличения нефтедобычи и сокращаться при ее уменьшении. Такая система позволит увеличить доходы бюджета от высокорентабельных нефтегазовых месторождений и одновременно простимулирует компании к разработке сложноизвлекаемых запасов нефти. Для участников эксперимента НДПИ будет заменен, по сути, еще одним налогом на прибыль.

Нововведение дает возможность компаниям перейти добровольно на 5 лет к системе налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытого черного золота. Первый шаг реформирования системы налогообложения сырьевого сектора экономики России уже сделан – это внедрение механизма трансфертного ценообразования и института консолидированных групп налогоплательщиков, что позволит контролировать доходы и расходы компаний. «Следующим шагом должен стать выбор системы налогообложения. При этом необходимо, чтобы новая система отвечала таким требованиям, как ценовая конъюнктура на внешних рынках, продуктивность месторождений и их месторасположение, – сообщил «ФедералПресс.Урал» директор департамента экономического развития ХМАО-Югры Павел Сидоров. – В результате взаимодействия Ханты-Мансийского автономного округа с экспертами в области налогообложения ТЭК и Министерством энергетики РФ был разработан проект федерального закона о системе налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти, газа (налог с финансового результата). Мы рассчитываем, что новый налог на прибыль от реализации нефти и газа с 2016 года заменит НДПИ. Для исчисления этого налога будет установлен перечень и порядок определения доходов и исключаемых из них расходов.

Как отметила глава региона Наталья Комарова, «большинство экспертов склоняются к тому, что действующая система налогообложения недропользования в нашей стране не отвечает современным условиям и выработала свой ресурс». Губернатор Югры подчеркнула, что сегодня требуются изменения в системе налогообложения: «При этом задачи по обеспечению эффективности деятельности предприятий, занимающихся добычей углеводородов, должны соответствовать интересам государства и территории, на которой осуществляют свою деятельность компании».

Сегодня основной вклад в формирование нефтегазового потенциала страны вносит именно Западная Сибирь. И многие ресурсы нефти и газа в регионе до сих пор полностью не разведаны. При этом действующая система налогообложения не стимулирует компании к увеличению коэффициента извлечения нефти и комплексному подходу к разработке месторождений. В настоящий момент нефтедобыча приносит 82 % бюджетных доходов в ХМАО-Югре. Поэтому регион в первую очередь заинтересован в сохранении и долгосрочном увеличении этих поступлений.

По словам замминистра энергетики РФ Кирилла Молодцова, «инициатива Югры отражает назревшую необходимость системного отраслевого стимула, а не точечных решений для конкретных месторождений». «Мы отберем проекты, которые позволят в течение трех лет протестировать администрирование нового налога и устранить риски бюджета. Чтобы участок был отобран для эксперимента, запасы нефти на нем должны составлять не менее 70 % от общего объема запасов, поставленных на баланс», – уточнил Молодцов.

Фактически правительство Югры предложило механизм, который будет мотивировать недропользователей на повышение нефтеотдачи, поскольку обеспечит рентабельность разработки как традиционных, так и более затратных трудноизвлекаемых запасов. Он также позволит учитывать при налогообложении не только мировую цену на нефть и обменный курс, но и индивидуальные расходы на добычу и транспортировку.

Но некоторые эксперты полагают, что новый закон не сможет исправить картину нефтедобычи и переработки в целом. Сегодня глубокая переработка добытых полезных ископаемых дело невыгодное. Поэтому бизнесмены не хотят делать вложения в переработку как нефти, так и газа, леса, металла и т. д. Нынешняя политика возврата НДС создала ситуацию, при которой вывозить из России стратегические ресурсы выгоднее, чем перерабатывать их в стране. «Что касается энергоресурсов и продукции так называемой малой переработки, то моя позиция заключается в том, что надо полностью менять политику по возврату налога на добавленную стоимость (НДС). Для чего, например, ввели возврат НДС при экспорте? Для стимулирования экспорта. Нам же сейчас надо стимулировать не вывоз сырья, а производство продукции глубокого передела, – отметил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс.Урал» доктор экономических наук, президент ассоциации «Налоги России» Владимир Фролов. – Проблема заключается в том, что если фирма продает за рубеж сырье или продукцию низкой степени переработки, то она получает возмещение НДС. Если же продукция поставляется на внутренний рынок, то НДС не возвращается. Поэтому инициатива уважаемых людей из Югры лично у меня вызывает большие сомнения».

В любом случае инициатива югорских властей станет серьезным шагом в укреплении экономической безопасности страны. Сегодня нефтегазовый сектор играет ключевую стратегическую роль для России, в том числе в доходной части ее бюджета. Предполагается, что новый законопроект, подготовленный парламентом Югры, поступит на рассмотрение в Госдуму в самые ближайшие дни.

А пока предложенный законопроект активно обсуждается интернет-сообществом. И даже вносятся дополнительные предложения по теме налогообложения: «Пока нефтяники нефть до товарного состояния доведут, они себе такие расходы нарисуют, что и платить в бюджет НФР 3 копейки останется», «Ну а что делать? Нефтяникам тоже нужно помогать, тем более при такой низкой цене», «Чтобы иметь эффект с такого налога, надо организовать хороший контроль за структурой себестоимости. В настоящий момент все компании имеют в структуре себестоимости огромные затраты на услуги легкового транспорта. Есть примеры, когда генеральный директор нефтяной компании имел служебную машину для себя, для жены и для дочери, плюс машина с охраной. Я предлагаю вменить налог с пользователей служебным транспортом с суммы затрат на содержание в 13 % как скрытый доход и этот налог направить в местные органы власти».

Справка «ФедералПресс.Урал»:

В США последние налоговые льготы в нефтедобывающей сфере были введены в 1995 году, когда падение цен на нефть стало критичным и вложения в эту отрасль перестали быть прибыльными. В качестве стимула правительство стало вводить налоговые льготы вплоть до полного устранения налогов для тех, кто разрабатывал нерентабельные или низкорентабельные месторождения. В результате эти льготы продолжают действовать в отношении разработок, начавшихся в период с 1996 по 2000 год. Член Комитета по природным ресурсам конгрессмен Эдвард Марки подсчитал, что если бы сразу после того, как цены на нефть начали расти, эти налоговые льготы отменили, то общий доход бюджета от налогов, выплачиваемых нефтяными компаниями, мог бы составить порядка 11 млрд долларов.


Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.