Многолетний президент «РЖД» Владимир Якунин готовится покинуть пост в компании и перейти в Совет Федерации. В СМИ между тем развернулась оживленная дискуссия о том, кто займет кресло главы огромной транспортной империи.
МОСКВА, 19 августа, РИА ФедералПресс. Многолетний президент «РЖД» Владимир Якунин готовится покинуть пост в компании и перейти в Совет Федерации. В СМИ, между тем, развернулась оживленная дискуссия о том, кто займет кресло главы огромной транспортной империи.
«Окончательные кадровые решения будут приняты руководством государства и реализованы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации», ‒ отметил Якунин в телеграмме, адресованной сотрудникам «РЖД».
Освобождающаяся должность ‒ лакомый кусок, и за нее развернется ожесточенная борьба внутри элиты, отмечают эксперты. Железнодорожный комплекс для России остается связующим звеном единой экономической системы, от нормальной работы которого зависит стабильная деятельность промышленных предприятий, подвоз жизненно важных грузов. Кроме того, поезда ‒ самый доступный транспорт для миллионов россиян.
Среди возможных преемников Якунина называют председателя Совета директоров «Аэрофлота» Кирилла Андросова, главу Минпромторга Дениса Мантурова, министра транспорта Максима Соколова. Однако чаще всего звучат три фамилии: Дворкович, Левитин, Мишарин.
Вице-премьер Аркадий Дворкович хорошо знаком с транспортной отраслью: еще в июне 2012 года он был назначен председателем профильной правительственной комиссии. Непосредственно проблемами «РЖД» Дворковичу довелось активно заниматься в начале текущего года, когда по всей стране начали отменять электрички. Отмечая высокие шансы кандидата, некоторые аналитики сомневаются, хватит ли у него опыта для управления одной из крупнейших мировых железнодорожных компаний.
Сильные позиции у помощника президента РФ Игоря Левитина. В 1973 году он окончил Ленинградское высшее командное училище железнодорожных войск и военных сообщений, в 1983 году ‒ Военную академию тыла и транспорта по специальности «инженер путей сообщения», после чего долгое время служил на железной дороге. С 1996 по 2004 год Левитин работал в ЗАО «Северстальтранс», где курировал, в частности, тему транспортного машиностроения и железнодорожных перевозок. После этого с 2004 по 2012 год Игорь Левитин занимал пост министра транспорта РФ, осуществив ряд значимых инфраструктурных проектов.
Впрочем, у «РЖД» имеется собственная «скамейка запасных»: компания может решить кадровые вопросы за счет внутренних резервов. На общем фоне выделяется первый вице-президент Александр Мишарин, которого однажды уже чуть не назначили вместо Владимира Якунина.
Мишарин ‒ потомственный железнодорожник, получил профильное образование в Уральском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта (в настоящее время ‒ УрГУПС), после чего долгое время трудился на Свердловской железной дороге, достигнув руководящих постов. В 1998 году началась карьера Мишарина в правительстве, где он в разное время занимал высокие должности в министерстве путей сообщения и министерстве транспорта. Однако деятельность Александра Сергеевича в качестве губернатора Свердловской области с ноября 2009 по май 2012 года оставила неоднозначное впечатление: его критиковали, в частности, за кадровую чехарду и «болотную» выставку «Иннопром», строительство площадки под которую потребовало огромных расходов.
Изменения в устав области, инициированные губернатором, стали еще одним знаковым событием «мишаринского периода». Двухпалатный парламент, просуществовавший более 15 лет, не устраивал губернатора-железнодорожника, стремившегося выстроить всех по единому образцу. На муниципальном уровне Мишарин также успел внедрить несколько изменений. В частности, именно с его подачи главы городов начали массово уходить в отставки, а в местные уставы вносились изменения о введении поста сити-менеджера.
Как отмечает доцент Института общественных наук РАНХиГС, политолог Екатерина Шульман, поиски потенциальных преемников Владимира Якунина начались не вчера: «В бюрократии существует высокий уровень внутренней конкуренции. Она не имеет отношения к политическим взглядам, у этих людей вообще не очень есть то, что мы с вами подразумеваем под политическими взглядами. У них есть повестка, их повестка ‒ это выживание в тяжелой ситуации, как сейчас, либо захват новых ресурсов».
«РЖД» ‒ огромная структура. Одна из естественных монополий, крупнейших в нашем чрезмерно монополизированном экономическом пространстве. Это огромные деньги. Это огромная собственность. Это все очень важно. Претендентов на такой кусок будет всегда много», ‒ заключила Шульман.
В свою очередь, кандидат политических наук, доцент кафедры теории и истории политической науки Уральского федерального университета, политолог Руслан Мухаметов заявил: «Что касается наиболее вероятных преемников, то ими могут считаться первые замы Якунина ‒ Мишарин и Морозов, так как они обладают нужной квалификацией и опытом работы в системе «РЖД». Как мне представляется, за пост президента госмонополии развернется внутриэлитная борьба».