Экономический кризис, напряженная международная обстановка и конфронтация Запада с Россией привели к явной смене приоритетов у всех – от мала до велика. Не стала исключением и отечественная туристическая отрасль, понесшая в конце года колоссальные убытки из-за падения курса рубля по отношению к доллару.
Экономический кризис, напряженная международная обстановка и конфронтация Запада с Россией привели к явной смене приоритетов у всех – от мала до велика. Не стала исключением и отечественная туристическая отрасль, понесшая в конце года колоссальные убытки из-за падения курса рубля по отношению к доллару. На зарубежные путевки среди соотечественников упал спрос. По регионам прокатилась целая серия скандалов, связанных с неисполнением обязательств туроператорами: компании-банкроты вынуждены были закрываться, оставляя обманутых клиентов без обещанных путешествий и компенсаций. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Ситуация по сей день остается крайне тяжелой. Руководство пяти крупнейших российских турфирм регулярно заявляет, что нынешнюю ситуацию невозможно даже сравнить с кризисом 2008 года. Туризм сейчас находится даже в худшем положении, чем во времена дефолта в 1998 году. В те годы падение национальной валюты аналогичным образом парализовало всю отрасль, однако сегодня обстоятельства оказались гораздо более серьезными.
В этом году россияне не горят желанием отдыхать за рубежом. Во-первых, дорого. Во-вторых, слишком высоки риски – никто ведь не знает, насколько изменилось отношение жителей западных государств к туристам из России. Что касается теплых стран типа Египта, то сюда даже самые недальновидные обыватели вряд ли поедут. Видеоролики, на которых террористы – сторонники «Исламского государства» казнят заложников, не видели разве что несмышленые дети. Впрочем, хватит опасений – уже не первый месяц страна с тревогой наблюдает за ходом гражданской войны на соседней Украине, ожидая, что не сегодня, так завтра Россию вынудят ввязаться в эту бестолковую и страшную мясорубку.
Турфирмы изучают достояние Отечества
Аналитики туристической отрасли склонны предполагать, что этот год станет для операторов еще более сложным, чем 2014-й, – клиентов будет все меньше. Первые позитивные изменения в индустрии отдыха эксперты обещают не раньше 2016 года. Сколько компаний останется к тому времени? Очевидно, только те, кто в условиях серьезной конкуренции сможет сохранить клиентуру. Впервые за минувшие 24 года крупнейшие российские туроператоры предложат обывателям летний пакет туров по стране.
В Ростуризме заявляют, что соответствующие пакеты услуг разрабатывают с учетом международных правил пять крупнейших компаний: «Пегас Туристик», «Библио Глобус», Coral Travel, «Анекс Тур» и «Интурист», – то есть все те, кто ранее специализировался лишь на зарубежных путешествиях. Предложения должны появиться в скором времени – турфирмы намерены открыть предотпускной сезон новыми предложениями. В первую очередь решили освоить организацию туров на курорты Краснодарского края и Крымского полуострова. Впрочем, известно, что как минимум в одном из пакетов, разработанном «Библио-Глобусом», есть автобусные маршруты по городам Сибири и Урала. Обладатели так называемых внутренних путевок получат возможность вылететь из 30 городов, расположенных в Центральной части России, Сибири и на Дальнем Востоке.
По словам руководителя Ростуризма Олега Сафонова, аналогичные предложения действовали у туроператоров и раньше, однако они не были массовыми и разрабатывались без учета требований международного туризма. «Была реализована та задача, которая была поставлена Федеральным агентством по туризму, – заявил Сафонов. – Нашим путешественникам будет предоставлен качественный отдых по мировым стандартам. Это начинание бизнеса важно. Уверен, что туркомпании смогут хорошо заработать. Но главное – нашим туристам будет предоставлен качественный отдых за хорошую цену».
Существенное падение спроса на зарубежные путевки эксперты начали отмечать еще до кризиса – летом прошлого года. Почти 42 миллиона россиян предпочитали иностранным турам поездки в заповедные уголки родины. В 2013 году число таких патриотов составило 30 млн человек. В центре внимания, конечно же, на сей раз оказался Крым: с момента воссоединения полуострова с Россией там побывали 4,1 млн туристов, за счет которых местная казна пополнилась на 107 млрд рублей. По прогнозам Ростуризма, число патриотически настроенных россиян увеличится и в этом году – на 30–50 %.
Попытки Ростуризма помочь туристическим сервисам преодолеть тяжелые времена, безусловно, похвальны. Однако есть в этой истории одно но: вместе с ростом спроса на внутрироссийские путевки растет и количество предложений. Если в прошлом году подобные услуги в России оказывали без малого 2960 компаний, то на сегодняшний день – 3710.
Как Ростуризм собрался иностранцев в Россию возить
В то время как представители власти и бизнеса сообщают об оттоке зарубежных инвестиционных капиталов из России, глава Ростуризма Олег Сафонов решил пойти от противного. Агентство намерено в самое ближайшее время разработать привлекательный для иностранных путешественников образ России. Для этих целей ведомство наметило план действий на ближайшее время. Причем, надо отметить, Ростуризм, как и все остальные бюджетные организации, несколько стеснен в средствах – около месяца назад правительство приняло решение сократить расходы по всем направлениям на 10 %.
Первые шаги по привлечению туристов начались еще в прошлом году. Однако в связи с введением режима тотальной экономии у Ростуризма сегодня есть возможность выделить средства на создание и запуск маркетинговых представительств Visit Russia, которые займутся продвижением туристических услуг отечественных операторов за рубежом. Их работа будет обходиться ведомству не менее чем в 100 млн рублей ежегодно.
«В прошлом году мы объявили о том, что откроем представительства в девяти странах, которые генерируют к нам въездной поток. Два из них будут открыты в Китае. По нашим расчетам, на июль-август 2014 года работа представительств будет обходиться в сумму более 110 млн рублей в год. В связи с изменением курса валют сейчас эта цифра возрастает. Мы планируем проведение этой работы на базе государственно-частного партнерства», – делится планами глава Ростуризма.
Тогда же, в 2014-м, и представители туристического бизнеса, и чиновники из соответствующего федерального агентства неоднократно заявляли, что у нашей страны есть все шансы стать излюбленной курортной зоной на международной арене. Однако, по словам того же Сафонова, в первую очередь необходимо разработать туристический бренд России, который будут узнавать во всем мире. В качестве примера он привел такие страны, как Турция, Египет, Таиланд, Доминикана. Ростуризм приглашает всех желающих попробовать принять участие в конкурсе на создание и разработку бренда и слогана.
«Конкурс пройдет в несколько этапов. Первый – подача работ, второй – голосование на сайте Ростуризма. Мы планируем провести конкурс открыто, исходя из того, что все граждане могут предложить свой проект туристического бренда России. И будет общественное голосование на сайте. Какие работы люди выберут, те и будут отсортированы», – заявил Сафонов, уточнив также, что в конце мая конкурсная комиссия отберет по пять самых интересных предложений. Подведение итогов пройдет в июле – после того, как Роспатент проведет соответствующую проверку.
Правда, победителям конкурса Сафонов не обещает никаких материальных поощрений – денег или же призов. «Бюджетные деньги на него тратиться не будут. Мы считаем, что участвовать в нем почетно, а победить – невероятно почетно», – заявил он.
Египет согласен на все…
Пока в России идет операция по спасению отечественных туроператоров и возрождение отечественных для массового использования, одна из наиболее развитых в этом плане стран, похоже, готова пойти на многие уступки, лишь бы сохранить российского туриста. Речь идет о Египте, который уже несет потери из-за сократившегося вдвое потока российских гостей.
Египетские власти ранее заявили, что в 2015 году намерены ввести ряд бонусов для лучшей организации работы российских туроператоров и отдыха граждан РФ. Во-первых, местные власти выразили готовность повысить субсидии по чартерным рейсам. Во-вторых, египетская сторона выступила с предложением легализовать денежные операции на территории Египта в рублях. В-третьих, гостям обещают продлить моратории на взимание визового сбора на весь летний период. С этими инициативами выступил несколькими днями ранее представитель министерства по туризму Египта Мухаммед Салем.
Тем временем в Ростуризме не спешат собирать столь заманчивые бонусы. К предложению Сафонов относится крайне сдержанно. «Да, это хорошая идея. Но мне кажется, что она непростая и, скорее всего, потребует серьезной доработки и изучения. Здесь должны участвовать центральные банки двух стран и взаимодействовать туристические операторы», – объясняет чиновник.
Что касается скандального законопроекта, находящегося на рассмотрении в Госдуме и касающегося получения туроператорами финансовых гарантий у страховых компаний, глава Ростуризма продолжает уверять бизнесменов, что данная инициатива вряд ли будет принята в парламенте. «Никто не собирается препятствовать туристам, желающим отдохнуть за границей. Работая с этим законопроектом, мы поставили себе цель не нанести непоправимого ущерба бизнесу туроператоров. Все положения внесенного законопроекта сейчас обсуждаются, и я уверен, что спорные моменты подвергнутся корректировке. Но наша основная задача – защитить туристов. Это потребует от туроператоров дополнительных затрат, а никакой бизнес не хочет нести лишнюю нагрузку», – заявил Сафонов.
Похоже, российская сторона все же настроена крайне решительно – развить собственную туристическую сферу, отвлекая внимание граждан от зарубежных всемирно известных морских курортов. Впрочем, надо сказать, что выбор Черноморского побережья, конечно же, понятен – тепло и красиво. Однако если мы собираемся привлекать иностранцев на эти курорты, выходя на международную туристическую арену, то заведомо проиграем – российский сервис известен многим и существенно отличается даже от турецкого и египетского не в лучшую сторону. Однако в ближайшее время тандем туроператоров и Ростуризма не изменит озвученных планов. А было бы неплохо, скажем, привлекать иностранцев предложением совершить путешествие на Камчатку – заглянуть в жерло вулкана или погреть озябшие руки возле гейзера. Или съездить на крещенские морозы на Байкал и вернуться с таким загаром, о котором не мечтают жители Майорки.
Работа по развитию туризма во всех регионах России начнется лишь после окончания первой фазы. По словам Сафонова, «путешествовать по России сейчас для иностранных туристов в два раза дешевле, чем год назад, и это должно стать идеей номер один для продвижения страны».