Выступая в эфире ГТРК «Тыва», известный предприниматель Руслан Байсаров заявил, что оператором проекта строительства железной дороги Курагино – Кызыл должна стать созданная им летом Тувинская инвестиционная корпорация (ТуИК). Для реализации проекта ему будет достаточно получить государственные гарантии по кредитам, которые предприниматель намерен привлечь со стороны.
В среду, 5 декабря, выступая в эфире ГТРК «Тыва», известный предприниматель Руслан Байсаров заявил, что оператором проекта строительства железной дороги Курагино – Кызыл должна стать созданная им летом Тувинская инвестиционная корпорация (ТуИК). Для реализации проекта ему будет достаточно получить государственные гарантии по кредитам, которые предприниматель намерен привлечь со стороны. Инициативу бизнесмена публично поддержали глава республики Шолбан Кара-оол и сенатор Алексей Пиманов. Но несмотря на публичную презентацию нового проекта наблюдатели уверены, что теперь предпринимателю нужно готовиться к критике со стороны экспертного сообщества. Эксперты уже обратили внимание на то, что без госучастия сроки окупаемости дороги существенно удлинятся, а новая схема реализации проекта с участием «компании без истории» слишком непрозрачна. В отличие от того, что предлагалось раньше, когда за одну часть магистрали отвечало государство, а за вторую – частный инвестор. Подробности читайте в материале «ФедералПресс.Сибирь».
«Для нас важна та позиция, которую проявляет инвестор, – заявил, выступая в эфире ГТРК «Тыва», глава республики Шолбан Кара-оол. – И эта позиция требует очень серьезной поддержки со стороны государства. Потому что получение сотни миллиардов рублей и их вложение именно в инфраструктуру, в железную дорогу, которая не дает сиюминутной отдачи вкладчику, – это, конечно, риск для инвестора».
Программа «Открытый разговор» вышла в эфир после того, как глава республики выступил с ежегодным посланием к Верховному Хуралу республики. Кроме Шолбана Кара-оола в программе приняли участие сенатор Алексей Пиманов, а также бизнесмен Руслан Байсаров, который говорил о новой схеме реализации проекта строительства железной дороги в Туву как о деле решенном.
«Все 400 километров теперь будет строить только частный инвестор, – заявил предприниматель. – Это совершенно беспрецедентный формат».
Сообщив, что решение о перераспределении средств инвестфонда РФ на реконструкцию участка Междуреченск – Тайшет было правильным, Руслан Байсаров подчеркнул, что, по предварительным расчетам, для строительства дороги требуется 150 млрд рублей. Собственные инвестиции он оценил в 25 процентов, а остальные средства, по его словам, планируется привлекать на кредитной основе. Он отметил, что изначально строительство будет вестись из расчета пропускной способности 15 млн тонн, из которых 3 млн будут зарезервированы для республики, а далее, если потребуется, пропускная способность дороги будет наращиваться до 27 млн тонн.
Предприниматель Руслан Байсаров включился в реализацию проекта железной дороги в Туву в июне прошлого года, когда вместе с партнером по Русской медной компании Игорем Алтушкиным договорился о приобретении у структур ОПК Сергея Пугачева Енисейской промышленной компании. В сентябре он стал гендиректором ЕПК, но в начале июля нынешнего года покинул этот пост, а также отказался стать владельцем 50 % акций ЕПК, не оплатив свою долю.
В среду инвестор признался, что летом возникла сложная ситуация, связанная со вскрывшимися многомиллиардными кредитными обязательствами ЕПК: «Было много неожиданностей от предыдущего владельца ЕПК, – сообщил Байсаров. – Я открыто заявил правительству Российской Федерации, что строить железную дорогу в таком виде нельзя. И вопрос постепенно начал решаться».
Идея Руслана Байсарова о том, что ТуИК готова построить все 402 км дороги, была известна и ранее. Предприниматель утверждал, что ведет переговоры с ВЭБом и другими крупными банками, для чего необходимо проработать механизм финансирования проекта. Предполагалось, что это возможно сделать за счет госгарантий по кредитам или облигационным займам. В среду Руслан Байсаров подтвердил, что по его новому проекту в республике будет создаваться дирекция, к работе которой приоритетно будут привлекаться местные кадры. Всего планируется создать 15 тысяч рабочих мест, а налоговые поступления в бюджет составят порядка 13 млрд рублей в год.
Сейчас уже понятно, что именно Руслан Байсаров стал могильщиком схемы проекта железной дороги, согласно которой часть магистрали должна была быть построена за счет государства, а часть – за счет средств Енисейской промышленной компании. Покинув в июле ЕПК, предприниматель написал письмо Владимиру Путину. В нем он сообщал о возможности восстановления залога на акции Енисейской промышленной компании со стороны структур Сергея Пугачева, что делало, по его мнению, инвестиции в железную дорогу «неоправданно рискованными».
Президент России поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову разобраться в ситуации. И хотя позже ЕПК официально сообщила о полном погашении своих долговых обязательств перед Межпромбанком на сумму более 800 млн рублей, в правительстве РФ прошел ряд совещаний, где Руслан Байсаров представил свой новый проект, согласно которому единственным его оператором становилась Тувинская инвестиционная корпорация. В середине ноября Минрегион вообще исключил железную дорогу в Туву из перечня инвестпроектов, которым оказывается господдержка за счет средств Инвестиционного фонда РФ.
В среду в ходе телепрограммы «Открытый разговор» никто ни слова не проронил о том, будет ли проект железной дороги увязан с освоением Элегестского месторождения, как это было предусмотрено ранее. Впрочем, известно, что в настоящее время лицензия на освоение месторождения принадлежит Енисейской промышленной компании, но в ближайшие дни она может быть отозвана, если до 13 декабря компания не устранит нарушения лицензионного соглашения. Руслан Байсаров ничего не сказал про то, намерена ли ТуИК претендовать на получение лицензии на месторождение угля, продажей которого можно окупить железную дорогу.
В любом случае, Руслану Байсарову нужно готовиться к критической атаке со стороны экспертного сообщества, рассматривающего новый вариант проекта железной дороги довольно скептично. Практически все опрошенные «ФедералПресс.Сибирь» специалисты довольно настороженно отнеслись к новой схеме реализации проекта дороги Курагино – Кызыл.
Во-первых, специалистами отмечается, что сроки реализации проекта, в котором будет участвовать только один частный инвестор, существенно удлинятся. Во-вторых, до сих пор непонятно, как Руслан Байсаров собирается установить контроль над Элегестом, если лицензию на его освоение отберут у ЕПК. В любом случае, сроки освоения месторождения (где только стартовый платеж составит сумму в 1,5 млрд рублей, а строительство ГОКа оценивается в 30 млрд рублей) могут существенно сдвинуться, поскольку проектирование шахты еще не начиналось.
Особые нарекания специалистов вызывает включение в схему проекта новой структуры – Тувинской инвестиционной корпорации, которая была создана Русланом Байсаровым летом нынешнего года. Сам предприниматель уверял, что она учреждена с капиталом в 1 млрд рублей, однако в прессе уже появились сообщения о том, что реально она зарегистрирована по месту нахождения правительства Тувы, а уставный капитал ТуИК равен 10 тысячам рублей.
«Зачем вообще было рушить столько лет выстраиваемый проект, – задаются вопросом эксперты. – Новая схема Байсарова гораздо менее прозрачна, чем прежняя. Раньше хотя бы было понятно, что первые 147 км магистрали строит государство, а остальное – недропользователь Элегеста. Теперь же будет строить новая компания, у которой нет ни истории, ни репутации. Но за ее ошибки будет отвечать российское государство».
Пока руководство республики претензий к новой схеме проекта не высказывает. Интересно, что в тот же день, выступая с посланием к Верховному Хуралу республики, Шолбан Кара-оол ни слова не сказал про проект железной дороги, а населенные пункты Курагино и Кызыл упомянул, говоря об археологическом проекте с таким же названием. Впрочем, чуть позже в телеэфире глава республики отметил, что нельзя ставить под сомнение проект, старт которому дал глава государства Владимир Путин.
«Если человек голову на рельсы кладет, то государство должно оказать содействие в получении кредита под госгарантии, – отметил Шолбан Кара-оол. – Тем более, если это необходимо для выполнения государственных задач».


