Top.Mail.Ru
Экономика
Краснодарский край
0

Расширение порта Новороссийска отпугнет туристов от Геленджика и Кабардинки

Эксперты советуют властям упорядочить работу компаний в порту и развивать логистику

В самом конце уже прошлого года российское правительство подписало распоряжение о расширении порта Новороссийска за счет земельных участков в районе мыса Пенай. Новые территории пойдут под строительство морского терминала по перевалке нефтепродуктов. Как это повлияет на экономику и экологию крупнейшего порта страны, читайте в материале «ФедералПресс.Юг».

В самом конце уже прошлого года российское правительство подписало распоряжение о расширении порта Новороссийска за счет земельных участков в районе мыса Пенай. Новые территории пойдут под строительство морского терминала по перевалке нефтепродуктов. Как это повлияет на экономику и экологию крупнейшего порта страны, читайте в материале «ФедералПресс.Юг».

Еще в середине декабря Минтранс опубликовал проект распоряжения правительства, в котором говорилось о строительстве терминала мощностью до 11 миллионов тонн нефтепродуктов в год. Инициатором строительства выступило ООО «Нефтегазиндустрия», владеющее Афипским нефтеперерабатывающим заводом. Согласно проекту, дизельное топливо до порта будут доставлять по трубопроводу прямо из станицы Афипской, расположенной в 150 километрах от Новороссийска. Кстати, сам завод два года назад был выкуплен компанией у структур Олега Дерипаски. По официальным данным 99% долей «Нефтегазиндустрии» принадлежат кипрской Lakescope Limited, 1% — Windport Limited. Выручка за позапрошлый год составила 24,7 миллиарда рублей, чистая прибыль – 3,4 миллиарда.

Уже на стадии проектирования некоторые эксперты заявили, что такой проект – со строительством отдельного причала, бурением 3,5-километрового тоннеля и постоянным подогревом трубы – вряд ли окупится. К тому же в порту уже есть два крупных нефтяных терминала. Так что проекту, скорее всего, потребуется государственная поддержка.

«Что касается экологических последствий, то тут существенных изменений не будет. Обычно такие проекты согласовываются, получают разрешение властей, проводится экспертиза, - прокомментировал расширение порта аналитик Инвесткафе Андрей Шенк. – Чтобы расширение было экономически эффективным, необходимо расширять транспортную инфраструктуру, в том числе железную дорогу, которая идет к порту. Экономическая целесообразность может быть эффективной только при этих условиях». Эксперт отметил, что по его сведениям такое расширение транспортной развязки уже готовится.

Член Общественного экологического совета при губернаторе Краснодарского края, гражданская активистка из Новороссийска Татьяна Трибрат рассказала «ФедералПресс.Юг», что расширение порта может поставить крест на таких популярных черноморских курортах, как Кабардинка и Новороссийск. «Новороссийск исчерпал экологические ресурсы по наличию опасных объектов, - уверена Татьяна Григорьевна. – Исторически в городе развивались только цементная промышленность и торговый порт, дома строили вперемешку с этими предприятиями, рядом с портом, рядом с вокзалом. Сегодня проблема отселения людей из промзоны вообще никак не решается. Горожане живут в 160 метрах от мазутного терминала в нарушение всяческих норм». По словам эколога, строительства терминала в районе мыса Пенай «приближает промзону к курортным зонам – Кабардинке и Гленеджику. Люди развивали курортный бизнес, строили дорогие отели, вкладывались в благоустройство. Перенос промышленных объектов туда отпугнет туристов». Татьяна Трибрат также развенчала мифы, которыми обычно оправдывают появление промышленных монстров в городах: на терминале будут работать, максимум, 1% жителей поселка, а доход в прибыльной курортной отрасли потеряет большая часть населения. К тому же налоговые отчисления от предприятия пойдут не в местный, а федеральный бюджет.

Из этой ситуации гражданская активистка видит один выход: отселение людей из промзоны и упорядочение работы порта. «Нужно закрывать нерентабельные предприятия, оставшиеся еще с советских времен. Например, уже давно наладом дышит судоремонтный завод, даже свое назначение как судоремонтный завод он не несет – там другие производственные мощности, какие именно – информация для нас закрыта, - пояснила Трибрат. – Тут же рядом элеваторные, нефтеперерабатывающие базы, небольшие частные предприятия, которые «повтыкали» маленькие трубы на 500 тысяч тонн, а рядом монстры по 11 миллионов тонн. Каждый пытается присосаться к нефтедоллоравой трубе, поэтому порт разорвали на участки. Стратегическая задача федеральной власти сделать цивилизованный новый современный порт, пересмотреть работу уже действующих предприятий, а не бесконечно расхватывать новые куски территории».

Схожей позиции придерживаются и в самой компании «Новороссийский морской торговый порт». Комментируя новость одному из федеральных СМИ, глава НМТП Радо Антолович отметил, что территория порта полностью застроена и места для запуска нового крупного терминала просто нет.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.