Уральская горно-металлургическая компания 25 января начнет поисково-оценочные работы на участках Еланского и Елкинского месторождений никеля. Жители Воронежской области по-прежнему выражают недовольство намерениями компании добывать никель и строить горно-обогатительный комбинат.
Уральская горно-металлургическая компания 25 января начнет поисково-оценочные работы на участках Еланского и Елкинского месторождений никеля. Жители Воронежской области по-прежнему выражают недовольство намерениями компании добывать никель и строить горно-обогатительный комбинат. После попыток привлечь внимание властей с помощью многочисленных обращений и митингов они отправили письмо в ООН с просьбой принять меры «в связи с возможной дискриминацией населения Центрального Черноземья в контексте права на питание и связанных с ним прав». Следующий шаг и последняя надежда жителей сельскохозяйственного региона – проведение референдума, на котором они смогут отдать голоса против деятельности уральской компании в преимущественно аграрном районе, где находится один из старейших заповедников с краснокнижным животным. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
О чем будет референдум
В соответствии с полученной лицензией уже в эту пятницу, 25 января, УГМК начинает поисково-оценочные и разведочные работы Еланской группы месторождений в Новохоперском районе Воронежской области. Это означает: первый шаг к тому, чтобы добыча никеля в регионе все-таки велась, уже сделан.
В регионе тем временем не прекращаются протесты против разработки месторождений: жители области и правозащитники уверены, что это убьет экологию черноземной области. Тысячные пикеты и акции начались еще в апреле 2012 года, когда стало известно о конкурсе на право пользования участками недр федерального значения Еланское и Елкинское, расположенными на территории Новохоперского муниципального района. Тогда основным претендентом на победу считался ГМК «Норникель». Но в конкурсе победило ООО «Медногорский медно-серный комбинат», входящее в структуру УГМК. Эксперты сомневались в том, что победа была одержана честно и что УГМК вообще возьмется за разработку никеля.
После того как победила УГМК, недовольство граждан стало нацелено на эту компанию. По данным движения «В защиту Хопра», протестные акции собирали до 80 % населения районных центров, а разные инициативные группы собрали около 50 тысяч подписей против разработок. К движению в защиту Центрального Черноземья подключились даже жители соседней с Воронежской Волгоградской области. Протестующие называли проект освоения месторождений не иначе как антинародным. Кроме того, согласно результатам опроса, проведенного в октябре – ноябре 2012 года Институтом социологии РАН в Новохоперском районе, 98 % опрошенных категорически против планов разработок, при этом треть высказали готовность идти на радикальные меры, чтобы остановить работы.
В первом этапе работ на месторождении общественники видят еще большую угрозу экологии, теперь их задача – добиться проведения районного референдума. Как сообщил «УралПолит.Ru» координатор движения «В защиту Хопра» Константин Рубахин, инициативная группа общественников в начале месяца подала заявление в местную думу на проведение референдума. В бюллетени для голосования предполагается внести один вопрос: «Согласны ли вы на предоставление для геологического изучения, разведки и добычи медно-никелевых руд участков недр Еланское и Елкинское, находящихся в Новохоперском муниципальном районе Воронежской области?». По закону в течение двадцати дней депутаты Новохоперского района должны либо разрешить, либо отказать в проведении всенародного голосования. Параллельно ситуацию, сложившуюся в Новохоперском районе, рассматривает российский Greanpeace, и еще одно письмо с просьбой обратить внимание на проблему направлено в Совет по правам человека при президенте РФ.
Все эти обращения имеют только один смысл – запретить УГМК осваивать месторождение. «Мы видим три пути решения данной ситуации. Либо решение о прекращении деятельности УГМК в Новохоперском районе примет Путин или Медведев, либо у компании отзовут лицензию по суду, если в работе компании или в ходе конкурса будут выявлены какие-либо нарушения, либо решение об отмене освоения месторождений будет принято по результатам референдума», – заявил в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» Константин Рубахин.
УГМК во фраке?
Воронежские активисты уверены, что даже при использовании современных технологий добыча и обработка никеля неизбежно окажет негативное воздействие на окружающую среду. «Прежде всего следует четко уяснить – никаких суперсовременных экологически маловредных технологий добычи полезных ископаемых в настоящее время просто не существует. Есть лишь вредные и очень вредные. Вообще, аккуратненько, с минимальным ущербом для природы изъять сотни миллионов тонн руды – все равно что поработать каменщиком на стройке во фраке и не запачкаться», – цитирует на своем сайте слова старшего научного сотрудника Хоперского государственного природного заповедника Владимира Давыденко общественная организация «В защиту Хопра».
Добиться поддержки или защиты со стороны местных властей жителям региона пока тоже не удается. Их позиция сейчас ограничивается только устными заявлениями. В частности, губернатор области говорит, что все работы должны соответствовать современным требованиям защиты окружающей среды, а также в Воронежской области должно быть достигнуто общественное согласие по поводу разработок никеля. Без соблюдения данных условий губернатор обещал не допустить никаких работ. Жители области ему не верят. И понятно, почему.
Металлургическая компания уже приступает к работам на месторождениях, но правительство региона до сих пор не то что подписало, но даже и не составило (!) текст соглашения с разработчиком, от которого будет зависеть дальнейшая судьба территории. Документ должен предусматривать, что УГМК не повлияет на экологическую обстановку в регионе. Если это условие не будет выполняться, то правительство может отказать компании в подписании данного документа. Это сделает невозможной добычу никеля на территории Еланской группы месторождений. «Поддержка или неподдержка правительством деятельности УГМК возможна только в рамках соглашения о сотрудничестве по разработке никелевых месторождений между правительством области и УГМК. Документом будут предусмотрены конкретные условия взаимодействия органов власти и предприятия. В настоящее время текста в сколь-либо проработанной форме не существует», – отмечают в пресс-службе правительства и губернатора Воронежской области.
Новохоперский заповедник находится примерно в 15 км от территории месторождений
Единственной попыткой правительства снизить протестный настрой стало создание общественного совета по контролю за комплексным освоением никелевых месторождений Воронежской области, председателем которого назначен заведующий Воронежским отделением Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ Николай Чернышов. Однако до конца убедить жителей в том, что УГМК принесет пользу региону, не представляется возможным: по словам Рубахина, ни документы, ни планы разработки месторождений компания в общественный совет не представляла.
В самой Уральской горно-металлургической компании заявляют, что никаких реальных угроз для окружающей среды проект не представляет. А строительство предприятий может начаться только в 2016 году при условии соблюдения всех процедур, предусмотренных законом, в том числе проведения общественных слушаний и получения государственных экспертиз.
«Предположительно доразведка месторождений продлится до 2015 года. В рамках этой работы необходимо будет оценить запасы, изучить гидрогеологию и сейсмичность района, провести испытания на обогатимость. Если результаты этих исследований будут положительными, то к 2016 году планируется разработать проект ГОКа в Воронежской области и никелевого завода в Свердловской области. Ввод предприятий в эксплуатацию запланирован на 2022 год, выход на проектную мощность – в 2027 году», – заявили «УралПолит.Ru» в пресс-службе УГМК.
Протестные акции в Воронежской области в компании объясняют современными тенденциями общественной и политической жизни. «Протестные акции сегодня сопровождают создание любого сколько-нибудь крупного предприятия вне зависимости от его реальной опасности. Экологическая тематика – предмет сложный, вокруг него существует множество заблуждений, мифов, необоснованных страхов. Это благодатная почва для спекуляций, чем многие граждане пользуются уже вполне профессионально, – отмечают в пресс-службе. – В то же время мы понимаем, что вся эта шумиха не могла не обеспокоить людей, живущих в Новохоперском районе. С ними мы, безусловно, будем работать, объяснять, рассказывать, показывать и доказывать, что разработка месторождений – это не глобальная катастрофа, а обычное промышленное предприятие. С учетом существующего состояния промышленных технологий никаких серьезных угроз для окружающей среды нет, а есть шанс на реальное улучшение условий жизни населения района».
Стоит отметить, что всего компания планирует инвестировать в проект 70 млрд рублей. Одна треть будет потрачена на строительство металлургического завода в городе Кировграде Свердловской области, а две трети будет направлено на горное производство в Воронежской области. При этом в компании отмечают, что цифра эта пока условна и может быть скорректирована.
Справка «УралПолит.Ru»:
Еланская группа месторождений (Еланское и Елкинское) и рудопроявлений (Центральное, Троицкое, Новопокровское и другие) относится к новому, ранее неизвестному в России и за рубежом высоконикелистому платиноидно-медно-кобальтовому типу. Располагаются месторождения в 240 км восточнее Воронежа (Новохоперский район) вблизи железной дороги (пос. Елань-Колено). Открыты в 1970–1980 годах. Ресурсы Елкинского участка составляют 54,6 тыс. тонн меди, 393,8 тыс. тонн никеля и 14,4 тыс. тонн кобальта. Прогнозные ресурсы Еланского составляют 5,6 тыс. тонн меди, 54,1 тыс. тонн никеля, 1,7 тыс. кобальта. Лицензия по каждому месторождению выдана на 25 лет. С момента получения месторождений до начала промышленной добычи (по условиям лицензионного соглашения) пройдет восемь лет, при этом только на геологическое изучение заложено пять лет.