ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» может создать совместное предприятие с американской корпорацией Pratt & Whitney по сборке двигателей для МС-21. Об этом заявил собственник предприятия ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» в лице генерального директора Владислава Масалова. Причем «Сатурн» готов предоставить собственную производственную площадку.
ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» может создать совместное предприятие с американской корпорацией Pratt & Whitney по сборке двигателей для МС-21. Об этом заявил собственник предприятия ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» в лице генерального директора Владислава Масалова. Причем «Сатурн» готов предоставить собственную производственную площадку. Фактически отечественные моторостроители намерены поддержать американскую разработку в ущерб пермскому «движку» ПД-14. Подобные намерения очень неоднозначны, учитывая завершение консолидации пермского моторостроительного комплекса под управлением НПО «Сатурн» в рамках дивизиона «Двигатели для гражданской авиации». Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
Сегодня, 28 февраля, состоится заседание совета директоров ОАО «Авиадвигатель», на котором будет заключен договор передачи полномочий единоличного исполнительного органа «Авиадвигатель» управляющей организации – ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» (Рыбинск). Об этом «ФедералПресс.Приволжье» стало известно из документов раскрытия. Фактически будет поставлена точка в консолидации пермского моторостроительного комплекса под управлением НПО «Сатурн» в рамках дивизиона «Двигатели для гражданской авиации».
В середине января акционеры ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «Пермский моторный завод» на внеочередных общих собраниях приняли решение о передаче ОАО «НПО «Сатурн» полномочий единоличного исполнительного органа. Ранее эти полномочия были у ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК).
С точки зрения акционерного капитала эти предприятия не объединены. ПМЗ, «Авиадвигатель» и НПО «Сатурн» остаются самостоятельными юридическими лицами, дочерними предприятиями ОДК. Дивизионный принцип управления распространяется на распределение заказов и формирование загрузки производственных мощностей. Все эти функции будет выполнять рыбинское предприятие. При этом есть возможность того, что НПО «Сатурн» будет брать на себя основные заказы, работая с ПМЗ по остаточному принципу.
Пермский моторный завод в настоящее время обделен заказами и давно работает себе в убыток. Как пояснил «ФедералПресс.Приволжье» источник на предприятии, «завод находится в «плачевном состоянии»: учитывая тот факт, что оборудование не обновлялось на протяжении многих лет, ПМЗ не может создать конкурентоспособной продукции. Производимые двигатели по себестоимости выходят дорогими и производственно устаревшими. К слову, у работников нет доверия и к новому управляющему директору завода – Сергею Попову (в прошлом коммерческий директор «Сатурна» и руководитель пермского ОАО «Стар» – прим. «ФедералПресс.Приволжье»). Внутри компании ходят слухи, что «человек поставлен специально, чтоб окончательно развалить завод, так как его управленческие качества в должности руководителя ОАО «Стар» очень сомнительны».
В 2012 году было обнадеживающее сообщение о получении предприятием контракта на производство порядка 200 авиационных двигателей ПС-90А-76 для самолетов Ил-76МД-90А. Однако контракт до сих пор не подписан. А генеральный директор ОДК Владислав Масалов намекает, что в ближайшее время таких объемов и вовсе не будет. В интервью изданию РБК г-н Масалов пояснил: «С ПМЗ контракт не подписан. Согласовываем с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) цены и возможность корректировки графика поставки двигателей, чтобы сохранить товарный выпуск пермского завода в 2013 году. Пока получается, что в 2013 году ОАК нужно передать Министерству обороны всего один самолет, то есть нам нужно поставить четыре двигателя. Поэтому мы пытаемся договориться об опережающей поставке моторов – до десяти штук. Всего готовимся к производству порядка 200 двигателей. Большая часть из них будет установлена на 39 Ил-476, которые были закуплены Министерством обороны». На вопрос, что будет с двигателем ПС-90А2, который устанавливается на Ту-204, Масалов пояснил: «Заказ пока небольшой. Объединение «Сатурна» и ПМЗ в одном дивизионе должно снизить стоимость производства этого двигателя, и мы надеемся, что он станет более востребован нашими авиакомпаниями».
Еще одним ударом по пермскому предприятию может быть создание совместного предприятия НПО «Сатурн» и американской корпорации Pratt & Whitney, с конца 1990-х по 2011 год обладавшей пакетом акций ПМЗ. На пермском заводе Pratt & Whitney участвовала в создании двигателя ПС-90А2, который в том числе предполагалось устанавливать и на самолет Ту-204СМ (сейчас проект производства таких лайнеров практически заморожен). В 2010 году Pratt & Whitney уведомила ОДК о невозможности продаж самолетов Ту-204СМ в Иран с пермским двигателем ПС-90А2 из-за санкций Госдепа США.
«Сейчас с американским производителем обсуждается новый вариант сотрудничества – сборка авиационных двигателей PW-1400 на мощностях НПО «Сатурн». «Они считают «Сатурн» самой современной российской площадкой, а конструкторско-инженерный коллектив – самым подготовленным в работе с иностранными партнерами. То, что в свое время не удалось сделать в Перми, мы рассчитываем реализовать на площадке «Сатурна», – цитирует слова г-на Масалова издание.
Между тем двигатель PW-1400 является прямым конкурентом отечественному двигателю пермской разработки ПД-14 – и тот, и другой двигатель можно устанавливать на перспективный среднемагистральный лайнер МС-21. По данным корпорации «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию), сертификация МС-21 ожидается в 2016 году, а первые поставки – уже в 2017 году. Если не будет задержек с выходом на рынок, то, по расчетам ОАК, до 2026 года может быть поставлено около 1100 лайнеров. И теперь фактически отечественные моторостроители намерены поддержать американскую разработку в ущерб пермскому «движку».
Прибыльное и чуть ли единственное уцелевшее в России КБ «Авиадвигатель» теперь также находится под давлением рыбинского предприятия. КБ НПО «Сатурн» и КБ «Авиадвигатель» – это два родственных конструкторских бюро гражданского двигателестроения. В пользу рыбинского КБ говорит наличие определенного опыта работы с французской компанией Snecma. В управление «Авиадвигателя» топ-менеджмент НПО «Сатурн» также хотел поставить Сергея Попова. Однако губернатор Пермского края Виктор Басаргин в ходе встречи с руководством ОДК отстоял главного конструктора Александра Иноземцева. По словам премьера Геннадия Тушнолобова, которые цитирует издание «Коммерсант.Прикамье», губернатор посоветовал ОДК восстанавливать убыточный Пермский моторный завод, а не реформировать прибыльный «Авиадвигатель». В итоге губернатор предложил ОДК представить программу развития пермских предприятий.
Справка «ФедералПресс.Приволжье»:
ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» – двигателестроительная компания, специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, кораблей Военно-морского флота и гражданских судов, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок. ОАО «НПО «Сатурн» входит в состав ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация». 84 % акций НПО «Сатурн» принадлежит государству, 16 % – физическим лицам.