Челябинские власти не готовы оплачивать издержки железнодорожников на пригородных маршрутах. Сегодня, 1 апреля, губернатор Челябинской области Михаил Юревич заявил, что переговоры со Свердловской пригородной компанией (СПК) «будут долгими», и не исключил, что на части направлений взамен электричек будут курсировать автобусы. Ранее СПК объявила о завершении сбора подписей к губернатору с просьбой сохранить электрички.
Челябинские власти не готовы оплачивать издержки железнодорожников на пригородных маршрутах. Сегодня, 1 апреля, губернатор Челябинской области Михаил Юревич заявил, что переговоры со Свердловской пригородной компанией (СПК) «будут долгими», и не исключил, что на части направлений взамен электричек будут курсировать автобусы. Ранее СПК объявила о завершении сбора подписей к губернатору с просьбой сохранить электрички. Эксперт «УралПолит.Ru» генеральный директор ООО «Кэмп» Яков Гуревич заявляет, что конфликт команды Юревича и железнодорожников может спровоцировать социальные волнения в регионе. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Конфликт между южноуральскими властями и Свердловской пригородной компанией длится уже около полугода. Железнодорожники неоднократно заявляли о недостаточном финансировании внутрирегиональных перевозок, в ответ областные власти говорили о неэффективности работы пригородных электричек.
Сегодня губернатор Михаил Юревич заявил журналистам, что переговоры с представителями СПК по поводу финансирования внутрирегиональных перевозок обещают быть долгими. По мнению губернатора, региональный бюджет не должен субсидировать затраты железнодорожников. «Где это видано, чтобы бюджет оплачивал перевозки? – эмоционально заявил губернатор. – У нас есть разные виды транспорта: автобумы, маршрутки, трамваи, троллейбусы. Электрички рассчитаны на перевозку больших объемов людей. Поэтому они оправданы в пригородах огромных мегаполисов, например, в Москве и Московской области. У нас населения очень мало, поэтому надо считать расходы».
Юревич заявил, что региональные власти не могут понять затраты перевозчиков. «Мы разберемся детально, – заверил глава региона. – СПК может что угодно хотеть, но тратить деньги налогоплательщиков, сейчас все деньги считаем. Шантажировать нас нет смысла. Если не докажут затраты, то мы не будем идти на поводу у шантажа. Пока нас не убедили».
Также губернатор еще раз повторил мысль о том, что часть электричек может быть заменена автобусами: «Будем автобусы пускать по тем же маршрутам, они справятся, я думаю. По цене то же самое будет. Сейчас перевозчики зарабатывают на перевозке, они бьются за маршруты».
Сегодняшнее обсуждение ситуации с финансированием перевозок связано с тем, что в пятницу, 29 марта, ЮУЖД объявила об итогах акции «Сохраним поезд!». В рамках акции в Челябинской области было собрано около 15 тысяч подписей за сохранение электричек. Подписи южноуральцев обещано передать в приемную губернатора. По итогам 2012 года объем выпадающих доходов СПК по Челябинской области составил 358 миллионов рублей, по фактически выполненным работам уровень покрытия составил 27 %, или 97,5 миллиона рублей. Такие данные привел гендиректор СПК Евгений Савостин, комментируя итоги акции.
По словам Евгения Савостина, срок действия договора между перевозчиком и правительством Челябинской области должен закончиться 31 мая. «Думаю, на следующей неделе какой-то результат будет», – предположил он. Глава компании также заявил, что без поддержки регионального бюджета 50-процентная льгота для школьников и студентов сохранена не будет. Впрочем, гарантийные письма о сохранении льготы региональными властями уже подписаны, добавил Савостин.
Гендиректор СПК также заявил журналисту «УралПолит.Ru», что компания работает над снижением собственных расходов. «Заложено снижение собственных расходов до уровня 95,3 %, – сообщил он. – Мы закупаем новую технику, турникеты, билетопечатающие автоматы. Снизились очереди в кассы, не исключено сокращение штатов. Уровень безбилетного проезда снизился на 3–5 % в Свердловской области, теперь часть ревизионного аппарата перебрасываем сюда. По Челябинской области число безбилетников снизилось с 25 до 10–15 %».
По мнению железнодорожников, автотранспорт не может стать заменой железнодорожному: электрички всепогодны и безопасны. Кроме того, до некоторых южноуральских муниципалитетов на автотранспорте не добраться, только на электричке, считает руководитель СПК.
С позицией Савостина согласен директор ООО «Кэмп» Яков Гуревич. «Это закончится большими скандалами, автобусами электрички заменить не смогут, – считает эксперт. – Люди могут выйти и перекрыть железную дорогу. Если власть заботится об эффективности экономики, она должна искать компромисс и использовать электрички». Он также выразил сомнение, что автобусные перевозчики заинтересуются новыми маршрутами, которые могут открыться из-за отмены электричек. «Никто не собирается пускать автобусы, перевозчикам не очень это нужно», – считает эксперт. Также он отмечает, что в регионе не была создана собственная пригородная компания, и теперь налоговые поступления от перевозок поступают в соседнюю Свердловскую область.
Напомним, что из-за задолженности областного бюджета произошло сокращение внутриобластных железнодорожных маршрутов, на которое пошли областные власти. С 1 января 2013 года будут отменены 34 электропоезда, ранее, с 1 сентября, были отменены десять маршрутов. Получив заказ от правительства Челябинской области на сокращение, железнодорожники также будут вынуждены сократить около 200 человек, работающих в СПК и связанных предприятиях.


