Работники компании «Якутуголь», организовавшие пикет из-за крайнего недовольства зарплатой и условиями труда, столкнулись с мощным прессингом. Водители фирмы, входящей в холдинг «Мечел», провели в городе Нерюнгри на днях акцию протеста, которую руководство несколько раз пыталось сорвать. На требования начальство не ответило, но попыталось запугать членов коллектива. Водителей подвергают многочисленным проверкам, составляя акты о нарушениях.
Работники компании «Якутуголь», организовавшие пикет из-за крайнего недовольства зарплатой и условиями труда, столкнулись с мощным прессингом. Водители фирмы, входящей в холдинг «Мечел», провели в городе Нерюнгри на днях акцию протеста, которую руководство несколько раз пыталось сорвать. На требования начальство не ответило, но попыталось запугать членов коллектива. Водителей подвергают многочисленным проверкам, составляя акты о нарушениях. Однако останавливаться транспортники не собираются – на 13 августа они запланировали еще один митинг. Водители автоколонн рассказывают, что их зарплаты не индексировались уже несколько лет, а после покупки «Якутугля» «Мечелом», на предприятии стали заметно хуже и условия труда. Водителей поддержала Конфедерация труда России, устроившая митинг в Москве. Подробности – в материале «ФедералПресс.Дальний Восток».
«Мы провели пикет и сейчас требуем от администрации создать примирительную комиссии, – рассказал на условиях анонимности один из протестующих водителей корреспонденту экспертного канала. – Но администрация предприятия с нами на контакт не идет. Руководство пробует действовать с помощью кнута и пряника: одних запугивают, а другим активистам предлагают выгодные должности. Начальство говорит, что у нас на предприятии можно заработать и 70, и 80 тыс. рублей, но на деле это далеко не так».
Трудовой конфликт на «Якутугле» в Нерюнгри начался еще в 2011 году – уже тогда водители и слесари были недовольны оплатой своего труда. По словам сотрудников, с тех пор стало только хуже – зарплата фактически не индексируется, а сверхурочные оплачиваются настолько незаметно, что многие предпочитают от них отказываться. Дочерняя компания «Мечела» «Мечел Майнинг» выкупила «Якутуголь» в 2007 году. По словам работников, с тех пор ухудшились и условия труда. Не хватает квалифицированных кадров, в том числе инженеров, гидравликов – они уходят к конкурентам, у которых выше зарплаты.
«Сейчас в автобазе числится 70 карьерных автосамосвалов «БелАЗ», на линию же выходит чуть больше половины (для сравнения в прошлом работали примерно 120 машин), – рассказывают водители. – Сама же территория автобазы в советские времена была буквально вылизана, ведь сюда присылали на испытания свои большегрузные автомобили ведущие мировые фирмы: WABCO, Euclid, Komatsu. Сейчас она превратилась, можно сказать, в поле боя под Прохоровкой. Саму автобазу в народе сейчас зовут «Сталинград»: дырявые крыши, поломанные ворота».
Работники говорят, что нередко возникают и проблемы с запчастями – порой из-за того, что они не были вовремя поставлены, простаивает большегрузная техника. Подработать практически нереально. При этом зимой температура составляет 50-70 градусов мороза, воздух в карьерах загазован, вода загрязнена. Рамы грузовиков лопаются от холода.
При этом в настоящее время средняя зарплата водителя составляет 35-40 тыс. рублей вместе с «северным» коэффициентом. У конкурентов в компании «Колмар», подконтрольной Геннадию Тимченко, – 70-80 тыс. рублей. Обе фирмы добывают в Южной Якутии уголь и экспортируют его в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. «Мечел» в частности недавно начал разрабатывать крупнейшее в России месторождение Эльгинское месторождение.
Только в 2012 году объем добычи составил 10 млн тонн рядового угля. Компания на хорошем счету и у властей. Правда, по информации угольщиков, «благоприятная картина» сильно преувеличена, а на деле многие инвестпроекты не выполняются: «На собрании руководство говорит, что все замечательно, и это они говорят нам, хотя мы понимаем истинное положение дел».
«У нас зарплаты меньше, чем у таксистов, хотя раньше работать на большегрузной технике было престижно, – говорят водители. – Кроме того, неважно обстоят дела с обеспечением техники безопасности. Технологические дороги, как положено, не ремонтируются. Не работает так, как надо, спутниковая система навигации GPS. Все это мешает выполнить план. Завышены и сами нормы, непонятно, как начисляется зарплата. Кроме того, если раньше запчасти заказывались на год вперед, то сейчас водителю или приходится самому ехать в магазин – а проблема огромная купить нужную запчасть на БеЛАЗ или искать ее на свалке».
Работники АТА (автобаза технологического автотранспорта) требуют предоставить им новые нормы оплаты труда и соответствующие документы, обусловившие снижение зарплаты. Кроме того, они считают, что водители должны получать не менее 100-120 тыс., слесари – 40-50 тыс. рублей. В требования включен и пункт о повышении зарплаты всем специалистам рабочих профессий. Пикет в Нерюнгри собрал 26 июля более 220 человек.
Руководство «Якутугля» до акций протеста не шло на уступки. Согласно пресс-релизу компании недельной давности зарплата в АТА постоянно повышалась, «несмотря на снижение производительности труда». По словам директора автобазы Виктора Станиловского, в настоящее время зарплата составляет 65-70 тыс. рублей для водителей разных транспортных средств. Председатель территориальной профсоюзной организации компании Владимир Апет также занял позицию руководства.
Требования сотрудников поддержали федеральные профсоюзы, которые провели митинг солидарности у здания головного офиса корпорации в Москве. «Конфедерация труда полностью поддерживает законные требования работников автобазы «Якутуголь», – написал в своем обращении к председателю совета директоров «Мечела» Игорю Зюзину президент КТР Борис Кравченко. – В случае отказа руководства от реального диалога, мы готовы оказать трудовому коллективу юридическую и информационную помощь, инициировать кампанию солидарности на общероссийском уровне и поставить вопрос перед правительством РФ». По словам Бориса Кравченко, подобное поведение руководства создает «негативный имидж компании».
Несколько лет назад в «Якутугле» была предпринята попытка создать независимый профсоюз «Горпроф». Администрация попытки пресекла. Угольщики обращались тогда в Следственный комитет РФ и к самому Игорю Зюзину. Владелец контрольного пакета холдинга «Мечел» не ответил на просьбы улучшить условия труда и увеличить зарплату. Хотя только за 2010 год его состояние утроилось, превысив показатель в 4 млрд долларов. По данным рейтинга Forbes, 53-летний председатель совета директоров холдинга находится на 58-м месте в рейтинге миллиардеров с показателем 1,8 млрд долларов.
Сегодня, 1 августа, активисты сообщили, что к ним стал применяться административный ресурс. «Стали придираться буквально к мелочам, сегодня к нам пришла комиссия, – рассказали корреспонденту «ФедералПресс.Дальний Восток» водители «Якутугля». – К одному попросту начали придираться: «Вы не в сапогах, а в ботинках? На вас нет специальной рабочей куртки?» Составили акт о нарушении. Теперь планируется организовать внеплановую проверку на знание правил дорожного движения, хотя мы все были аттестованы в марте. Правило такое – три раза не сдал «экзамен», следует увольнение. При такой обстановке «не сдать» будет несложно. Недавно из Якутска приехала представитель профсоюза, она заявила, что мы нарушили трудовое законодательство при проведении пикета, так как не поставили в известность первичную профсоюзную организацию. Но мы имели на это право, так как профсоюзу предприятия мы не доверяем».
Получит комментарий «Якутугля» корреспонденту «ФедералПресс.Дальний Восток» не удалось. Телефонный разговор с руководителем пресс-службы компании Львом Зотовым прервался после того, как он услышал вопросы об автобазе, затем его рабочий телефон перестал отвечать. Зато стало известно, что начальник участка заявил протестующим водителям по рации: «Ну, что, ребята, допрыгались?».