Бизнесмены Свердловской области начинают реализацию проекта, который имеет шансы реанимировать региональную экономику. Основная его идея – выход на рынки Югры и ЯНАО и обеспечение их продукцией тех отраслей промышленности, которых нет в северных регионах УрФО, но которые зато активно развиваются на Среднем Урале. В частности, речь идет о металлургии, машиностроении и стройиндустрии.
Бизнесмены Свердловской области начинают реализацию проекта, который имеет шансы реанимировать региональную экономику. Основная его идея – выход на рынки Югры и ЯНАО и обеспечение их продукцией тех отраслей промышленности, которых нет в северных регионах УрФО, но которые зато активно развиваются на Среднем Урале. В частности, речь идет о металлургии, машиностроении и стройиндустрии. К тому же именно в этих нишах конкуренцию Свердловской области могут составить соседствующие с севером УрФО Новосибирская и Омская. Стоит отметить, что новый проект имеет подозрительное сходство с уже существующим «Уралом Промышленным – Уралом Полярным», однако будет реализовываться при непосредственном участии бизнеса. О том, что предлагают свердловские промышленники, и почему без этого проекта региону предрекают судьбу Курганской области, – в материале «УралПолит.Ru».
У крупнейшего государственного института развития в УрФО «Корпорации развития» в скором времени может появиться конкурент. Отдельно от проектов и планов компании свердловские бизнесмены предложили свой вариант межрегиональной кооперации в округе. Уже со следующей недели они готовы начать предпринимать первые шаги по сближению экономик Среднего Урала и северных регионов УрФО. Планируется, что в ближайшее время в правительстве Свердловской области пройдет совещание промышленников под руководством вице-премьера Алексея Орлова, на котором будет обсуждаться укрепление экономики региона за счет выхода на рынки Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Заявление было сделано сегодня, 5 сентября, на очередном заседании Свердловского союза промышленников и предпринимателей.
Бизнесмены уверены, что активно развивающаяся нефтегазовая промышленность и постепенное освоение территории северного Урала потребуют продукцию отраслей, которые традиционны для Свердловской области, где развита металлургия и стройиндустрия, а также существует ряд машиностроительных предприятий, часть из которых уже давно поставляет свою продукцию в адрес нефтяных компаний.
«Необходимо создать «дорожную карту» по продвижению нашей продукции в северные территории, изучить рынок, заручиться поддержкой властей и РЖД, подписать соглашение о сотрудничестве трех регионов: Свердловской области, Югры и ЯНАО», – заявил председатель комитета СОСПП по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями Анатолий Сысоев.
По его словам, переходить от слов к делу нужно уже сейчас, поскольку кооперация экономики Среднего Урала с северными территориями – это единственный путь для укрепления экономики.
Заметно, что промышленники настроены более чем серьезно. Уже вынесена кандидатура координатора проекта (вице-премьера свердловского правительства Алексея Орлова). Планируется, что также будет создан орган управления, который смог бы разработать «карту потребителей» Югры и ЯНАО, концепцию транспортной логистики и продумать участие Свердловской области в федеральной программе развития северных регионов УрФО.
Как оказалось, в правительстве кое-какая работа в этом направлении ведется, однако есть и проблемы, которые могут затянуть начало реализации проекта. «У нас размещен заказ на проведение изучения строительного рынка Югры и ЯНАО, в том числе мы предусмотрели изучение и оценку входных барьеров в эти регионы. Кроме того, у нас разрабатывается комплексная программа развития северных территорий Свердловской области, которые и являются основной опорой ее экономики», – отметила Елена Новоторженцева, заместитель министра экономики области.
По ее словам, выходить в другие регионы свердловчане не смогут, пока их продукция не станет конкурентоспособной. Для этого необходимо максимально модернизировать существующее производство.
Стоит отметить, что одним из основных препятствий в очередной раз становятся и высокие тарифы на электроэнергию, «благодаря» которым увеличивается и стоимость выпускаемой продукции, которая в итоге не может конкурировать на рынке.
Несмотря на это и ряд других замечаний к проекту, принять участие в нем согласилась и Свердловская железная дорога. По словам заместителя начальника СвЖД Петра Эсаулова, пока инфраструктурные особенности железной дороги между Средним и Северным Уралом недостаточны, тем не менее расстояние между ними меньше, чем между Омской и Новосибирской областями, которые, например, на сегодняшний день везут в Югру и ЯНАО больше щебня, чем Свердловская.
«СОСПП не сможет заниматься исполнением этого проекта, нужно создавать проектную компанию с государственным участием. Нужно кураторство полпредства, – предложил Петр Эсаулов. – Мы говорим о развитии ЯНАО... «Северный широтный ход» мог бы начать это делать, если бы государство подтвердило свое участие. Этому проекту нужно придумать название, чтоб не путать его с УП-УП».
Заранее поддержкой проект заручился и у тюменских промышленников. На заседании присутствовал президент Тюменского союза промышленников и предпринимателей Эдуард Альтфатер, который назвал идею свердловских предпринимателей «плановой сбалансированностью». «Если проект реализовать, то показатель ВВП УрФО вырастет. Вы, свердловчане, – промышленники, но используете свой потенциал скорее только наполовину, нужно его повышать и перекидывать к нам», – отмечал глава ТОСПП.
Таким образом, при всей привлекательности проекта, скорее всего, он станет ни чем иным как аналогом уже существующей «Корпорации развития». Возможно, новый проект бизнесменов по межрегиональной кооперации станет своеобразным ответом на полностью провластную компанию, проекты которой периодически буксуют. В свою очередь реализация идеи предпринимателей может стать вполне жизнеспособной, поскольку здесь они сами создают слияние экономик. Более того, изучение рынка трех областей может вскрыть недостатки и внести коррективы в программы и концепции Свердловской области. В частности, при его обсуждении на совещании СОСПП представитель компании «Лори», например, отметил, что недоработка в областных документах по промышленности и отсутствие транспортной составляющей в результате может привести к тому, что Свердловская область может стать депрессивным или сельскохозяйственным регионом, как Курганская область.