Top.Mail.Ru
Экономика
Сибирский ФО
0

Томские деньги ушли по дороге налево

Счетная палата РФ обнаружила в Томске бесполезные траты бюджетных миллиардов

В Томской области жилье экономкласса строится в недостаточном объеме. К такому выводу пришла Счетная палата РФ, которая выявила нарушения при проверке эффективности расходования бюджетных средств на программу «Жилище».

В Томской области жилье экономкласса строится в недостаточном объеме. К такому выводу пришла Счетная палата РФ, которая выявила нарушения при проверке эффективности расходования бюджетных средств на программу «Жилище». Аудиторы томским властям предъявили претензии на 3 млрд рублей. Кроме того, возник большой вопрос и к левобережной объездной автодороге, которая прокладывалась в рамках той же программы по возведению жилья. Деньги из федерального бюджета были освоены немалые, в итоге строительство оказалось заброшено. К тому же выяснилось, что к доступному жилью дорога практически никакого отношения не имела. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

В Томской области программа по строительству доступного жилья выполняется не слишком хорошо – а точнее, не выполняются даже плановые показатели. К примеру, объем ввода малоэтажного жилья экономкласса составил 115,8 тыс. кв. м, что меньше необходимого показателя на 19,4 тыс. кв. м. На днях Счетная палата России опубликовала отчет, в котором предъявила Томской области претензий на 3 млрд рублей.

В частности, основное проблемное место в регионе – левобережная объездная автодорога. Ее строительство началось еще в 2008 году. Томские власти объясняли ее прокладку необходимостью «разгрузить центр города от транспорта». Как сообщал экспертный канал, скандал, связанный с этой автодорогой, произошел еще осенью 2013 года. Тогда председатель комитета думы Томска по бюджету, экономике и собственности Кирилл Новожилов заявил, что проект будет заморожен, так как денег на строительство нет.

«Сколько денег выделено – на ту сумму и построено, – заявил тогда Кирилл Новожилов. – Принято решение ее заморозить – я бы тоже принял такое решение в отсутствие средств. Нецелесообразно достраивать за городской и областной бюджеты – вытянуть ее может только федеральный бюджет. Ее нужно заморозить, в перспективе, возможно, достроить».

Правда, достраивать трассу пока никто не собирается. В результате государственные 1,5 млрд рублей, похоже, улетят в трубу. К тому же в СП РФ пояснили, что вообще-то томские власти обещали софинансировать дорогу, и деньги на нее выделялись в рамках программы по строительству жилья экономкласса. «Администрация области в 2011 году не обеспечила софинансирование за счет средств консолидированного бюджета области в сумме 955 млн 221 тыс. рублей, – гласит отчет контрольного ведомства. – При этом департамент строительства Томской области предоставил в Минрегион России недостоверные сведения об объемах софинансирования мероприятий подпрограммы».

По данным аудита, в 2012 году областные власти также не выполнили обязательства по софинансированию. В 2010, 2011 и 2013 годах строительство объекта не осуществлялось из-за отсутствия средств. При этом в нарушение ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ не производилась и консервация объекта.

Более того, аудиторы выяснили, что фактически магистраль и не имела отношения к строительству жилья. «Выяснилось, что левобережная объездная дорога не проходит через новые микрорайоны массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса, – сообщил аудитор Счетной палаты Юрий Росляк. – Градостроительная документация, включающая проекты застроек новых микрорайонов на левобережье, на момент проверки утверждена не была, а находилась только в стадии оформления».

Как следует из документов Счетной палаты, средства из федерального бюджета в 2011 и 2012 годах были получены незаконно, а Министерство регионального развития РФ также, соответственно, нарушило правила предоставления субсидий. Кроме того, левобережная часть Томска находится в подтопляемой зоне, и массовое жилищное строительство в этом районе без проведения специальных защитных мероприятий вообще запрещено. Тем более на левом берегу реки Томь находятся подземные горизонты с чистой артезианской водой – здесь расположен водозабор, единственный источник питьевой воды для города с населением около 570 тыс. человек. И увеличение антропогенной нагрузки создает значительные риски его загрязнения.

«Фактически строительство дороги осуществлялось лишь на участке протяженностью 8,7 км, – указано в отчете. – При этом работы на двух участках автодороги общей протяженностью 2,3 км не выполнялись из-за отсутствия в администрации Томска документации по землеотводу и права муниципальной собственности на земельные участки. Также установлено, что ввод в эксплуатацию объекта невозможен без строительства двух развязок, вопрос строительства которых администрацией области не рассматривался в связи с отсутствием ресурсного обеспечения».

По состоянию на момент аудита, готовность магистрали составляла 54,7 %, а объем выполненных и оплаченных работ достиг примерно 1,57 млрд рублей. Еще 1,5 млрд неэффективно израсходованных средств «набежало» на других нарушениях. Были и неиспользованные средства, в частности, по обеспечению жильем молодых семей. Но здесь свою роль сыграло и позднее поступление денег от Минрегиона.

По итогам проверки Счетная палата РФ направила представления министру регионального развития РФ, министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, а также губернатору Томской области Сергею Жвачкину, который занял свой пост весной 2012 года. Кстати, Жвачкин в прошлом году уже и сам заявил, что «левобережная дорога понадобится лет через сто».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.