Прошедший на прошлой неделе XI Красноярский экономический форум (КЭФ) отметился довольно острой дискуссией, разразившейся в ходе обсуждения документов, которые в настоящее время готовит российское правительство, по созданию на Дальнем Востоке и в Сибири территорий опережающего развития (ТОР).
Прошедший на прошлой неделе XI Красноярский экономический форум (КЭФ) отметился довольно острой дискуссией, разразившейся в ходе обсуждения документов, которые в настоящее время готовит российское правительство, по созданию на Дальнем Востоке и в Сибири территорий опережающего развития (ТОР). Инициатива о предоставлении особых условий организациям несырьевых производств, высказанная в конце прошлого года президентом Владимиром Путиным в ходе оглашения ежегодного послания, вызвала на КЭФ оживленную полемику. В ней приняли участие несколько сибирских губернаторов. Тон обсуждения задал Лев Кузнецов, который, вступив в заочный спор с главой государства, сначала предложил не ограничиваться несырьевым сектором, а потом выступил с инициативой не разбрасываться на создание многочисленных ТОРов, а сконцентрироваться в ключевых точках таких как Красноярский край, что, по его мнению, упростит их управляемость. Но потянувшему одеяло на себя красноярскому губернатору тут же досталось на орехи. Его идеи сначала раскритиковал забайкальский губернатор Константин Ильчевский, заявивший, что «экосистеме важны ведь не только тигры, но и комары». А глава Тувы Шолбан Кара-оол, отметив, что высказанные подходы будут только усугублять депрессивность проблемных регионов, предложил создать в трех субъектах Федерации Енисейскую территорию опережающего развития по реализации проекта строительства железной дороги Курагино – Кызыл. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».
«Большинство сибирских регионов нуждаются в опережающем развитии, чтобы не оставаться на «задворках империи», а занять вполне достойное место в экономическом пространстве страны, – заявил глава Тувы Шолбан Кара-оол, комментируя итоги Красноярского экономического форума. – Люди, обживающие крайне неблагоприятные для проживания территории Крайнего Севера и приравненных к ним районов и осваивающие здесь природные ресурсы в интересах всей страны, заслуживают особой поддержки государства».
Началась дискуссия на пленарном заседании «Территории опережающего развития – восточный экспресс». Участниками стали представители региональных и федеральных органов власти, ведущие российские и зарубежные эксперты, а также руководители крупнейших предприятий и финансовых организаций России.
Актуальности ей придавало то, что в конце прошлого года президент России Владимир Путин в ходе оглашения послания Федеральному собранию предложил создать сеть специальных территорий опережающего развития, которым будут предоставлены особые условия для организации несырьевых производств. Руководитель страны предложил создавать ТОРы на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и Забайкалье, а также на территории Красноярского края и Хакасии. Известно, что в настоящее время правительство России ведет активную работу над документами, связанными с созданием ТОРов, которые должны быть подготовлены к началу лета.
Красноярский экономический форум отметился оживленной полемикой о территориях опережающего развития
Импульс в дискуссии, в ходе которой планировалось обсудить принципы формирования территорий опережающего экономического развития, задал глава Красноярского края Лев Кузнецов, который, по сути, решил вступить в заочную полемику с главой государства. Он заметил, что при формировании ТОРов не нужно бояться сильной сырьевой составляющей. При этом Лев Кузнецов обозначил несколько принципиально важных, на его взгляд, подходов при создании ТОРов. Во-первых, по его словам, ТОРы потребуют концентрации ресурсов, учитывая низкую плотность расселения и инфраструктурные проблемы в Сибири. А, во-вторых, как считает красноярский губернатор, совпадение границ ТОРов с административным делением значительно упростит администрирование.
Игорю Шувалову нужно до июня определиться с тем, как создавать ТОРы
Как показало итоговое совещание глав регионов под руководством сибирского полпреда президента Виктора Толоконского, где также обсуждались критерии определения территорий опережающего развития, которым предполагается оказание серьезной государственной поддержки в виде налоговых каникул для инвесторов, никто из губернаторов особо не возражал против того, что преимущество сибирских регионов состоит в минерально-сырьевой базе. Но не все высказанные Львом Кузнецовым идеи пришлись по душе некоторым главам регионов.
Так, губернатор Забайкальского края Константин Ильковский отметил, что нецелесообразно ограничивать законодательно площадь территории опережающего развития конкретным километражем. По его мнению, в Забайкалье уже сформирована на базе Краснокаменска готовая территория, где есть прекрасная востребованная минерально-сырьевая база с золотом, медью и полиметаллами, хорошо развитая социальная инфраструктура, квалифицированные кадры и удовлетворительно развитая дорожная сеть.
«Мы привыкли говорить о мегапроектах, но важно поддерживать и не столь масштабные инициативы, – заявил Константин Ильковский. – Мы должны развивать «бизнес-ценоз»: в экосистеме важны ведь не только тигры, но и комары. Нас не ждут с готовой продукцией переработки именно потому, что у нас ее нет, а наши концентраты забирают с удовольствием».
Довольно эмоциональным по духу оказалось выступление главы Тувы Шолбана Кара-оола, который отметил, что проект по созданию территорий опережающего развития коснется преимущественно уже развитых регионов. Руководитель республики, которая по какой-то непонятной причине не была названа президентом России в качестве территории опережающего развития, по сути, выступил против идеи создания ТОРов в границах отдельных субъектов Федерации. «Выделение территорий опережающего развития на базе отдельных субъектов Федерации может привести к усилению уже имеющейся социально-экономической дифференциации между субъектами и дальнейшему расслоению общества по признаку достатка, – заявил Шолбан Кара-оол. – Для Тувы и в целом Сибири такой проект контрпродуктивен. С таким подходом мы можем прийти к тому, что разрабатывать ее недра будет просто некому».
Железная дорога Курагино – Кызыл который год существует лишь в макетах
В качестве альтернативы Шолбан Кара-оол предложил считать одним из главных критериев для создания ТОРа наличие приоритетного проекта развития, прошедшего бюрократические согласования и госэкспертизу. В качестве конкретного примера премьер Тувы назвал проект создания Енисейской территории опережающего развития, которая могла бы сформироваться вокруг проекта строительства железнодорожной ветки Кызыл – Курагино, который уже имеет инвестора. «Большая часть этой ветки, строящейся в увязке с освоением Элегестского угольного месторождения, все равно проходит по территории Красноярского края, который также сможет активно осваивать свои южные месторождения, – заявил Шолбан Кара-оол. – А выгоду от реализации проекта получит не отдельно взятый регион, а целый кластер, который даст Туве, Хакасии и Красноярскому краю тысячи новых рабочих мест, миллионы дополнительных доходов и приток инвестиций в качество жизни людей».