Появление высокоскоростной магистрали Новосибирск – Красноярск – под большим вопросом. Полпред президента РФ в СФО Виктор Толоконский выразил сомнение по поводу строительства дороги.
Появление высокоскоростной магистрали Новосибирск – Красноярск – под большим вопросом. Полпред президента РФ в СФО Виктор Толоконский выразил сомнение по поводу строительства дороги. По его словам, «Сибирский Сапсан» далеко не в приоритете. Эксперты сильно расходятся в оценках перспектив ВСМ. Тем не менее, в рамках опроса Красноярской железной дороги 92 % респондентов проголосовали за «Сапсан». РЖД уже объявляла о подготовке проекта, но в программных документах строительства магистрали в Сибири пока нет. В перспективах проекта высокоскоростных железнодорожных перевозок разбирался корреспондент «ФедералПресс.Сибирь».
«Кто будет ездить на «Сапсане» в Красноярск или Омск? Здесь нужно очень хорошо подсчитать пассажиропоток, экономическую целесообразность, – заявил экспертному каналу заместитель генерального директора проектного института «Сибгипротранс» Борис Ганжа. – Я считаю, что эта магистраль на данный момент нам не нужна».
Мнение Бориса Ганжи полностью совпадает и с мнением сибирского полпреда, который на этой неделе сообщил журналистам, что строительство ВСМ – далеко не приоритетная задача. По мнению Толоконского, в округе много других вопросов, требующих финансовых вложений. Так, в транспортной сфере на данный момент нужно обеспечить скорость перемещения грузов, которая сейчас невысока. Полпред президента считает, что рельсовый транспорт важнее использовать в решении проблем крупных городов и городских агломераций. «Новосибирску нужна высокоскоростная рельсовая дорога с особым режимом работы: центр Новосибирска – вокзал – Академгородок – Бердск. Здесь – да, а в Красноярск надо лететь самолетом. Наш образ жизни, наши расстояния все-таки больше диктуют необходимость развития авиационного сообщения», – говорит Виктор Толоконский.
Разговоры про строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между основными городами Западной Сибири начались летом 2013 года. Тогда президент России Владимир Путин предложил предусмотреть в проекте ВСМ Москва – Казань возможность ее продления до Екатеринбурга, а в перспективе – и до Красноярска. Кстати, в августе прошлого года Толоконский весьма позитивно комментировал перспективы проекта, но тогда он тоже делал акцент на грузоперевозках и усилении роли РФ как транзитной территории.
Стоимость участка ВСМ Москва – Казань протяженностью 803 км оценивается в 928 млрд рублей. Судя по всему, на сибирский участок также нужны немалые деньги (расстояние между Новосибирском и Красноярском примерно сопоставимо), но финансов не хватает пока даже на строительство новосибирского метро.
Тем не менее, руководство Российских железных дорог активно продвигает этот проект. Хотя формально в программе развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года он не значится. На Красноярском экономическом форуме в конце февраля первый вице-президент РЖД Александр Мишарин рассказал, что в транспортной стратегии РФ предусмотрено строительство высокоскоростных железных дорог общей протяженностью более 4 тыс. км, скоростных – протяженностью более 7 тыс. км. В том числе – на участке Красноярск – Новосибирск.
«Идут проработки вариантов прохождения трассы в Сибири, в частности – от Красноярска до Новосибирска через Кемерово или Томск, – заявил Александр Мишарин. – На данном этапе необходимо подготовить технико-экономическое обоснование, для того чтобы произвести выбор трассы, оценить условия, скорость и требования к будущей линии. Безусловно, все это должно рассматриваться в рамках формирования нового транзитного транспортного коридора и увеличения объемов перевозок по Транссибу».
Топ-менеджер РЖД пообещал, что предпроектные работы пройдут в течение предстоящего года. Рассматриваются три варианта трассы: через станцию Тайга в Кемеровской области (через нее проложен Транссиб), через Кемерово и через Томск. Красноярская железная дорога на своем сайте провела голосование, где нужно было ответить на вопрос, нужна ли такая магистраль в Сибири. Результаты показали, что ВСМ Красноярск – Новосибирск поддерживают 92 % респондентов, и это соответствует общероссийской тенденции. При этом почти 80 % участников высказываются за маршрут через Томск, который в настоящее время является тупиком ответвления от Транссибирской магистрали.
Пару недель назад Центр стратегических разработок и РЖД представили оценку эффекта для экономики от строительства ВСМ. По данным Мишарина, совокупный прирост ВВП за 2019–2030 годы составит 7,2 трлн рублей, а с учетом мультипликативного эффекта дорога обеспечит более 373 тыс. рабочих мест.
Эксперты призывают учитывать при расчете целесообразности и тарифы на скоростной поезд. К примеру, на самолет от Москвы до Петербурга билет сейчас можно найти и за 2 тыс. рублей. Цена на «Сапсан» очень сильно колеблется, она зависит от схемы вагона, от обслуживания и составляет от 2,8 тыс. рублей до 47 тыс. рублей и выше. В то же время на обычном поезде в купе можно уехать приблизительно 1,3 тыс. рублей. Поездка на сопоставимое расстояние от Новосибирска до Красноярска в купе обойдется в 2,8–3,7 тыс. рублей. Соответственно, цена на «Сапсан» также будет выше.
Правда, научный руководитель ЦСР Михаил Дмитриев в ходе общения с журналистами настаивал на том, что ВСМ даже приведет к снижению стоимости проезда. По его оценкам, минимальная цена проезда будет такой же, как в плацкартном вагоне.