горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
Пермский край
26 марта 2014, 08:38 0
Редакция «ФедералПресс» / Редакция ФедералПресс

Терминал 2.0: эксперты оценили перезагрузку процесса реконструкции Большого Савино

Международный аэропорт Пермь из-за политических баталий вынужден начинать сначала

На прошлой неделе конкурсная комиссия ОАО «Международный аэропорт «Пермь» вскрыла конверты с заявками на участие в конкурсе за право проектирования нового пассажирского терминала аэропорта. Это ознаменовало начало реализации нового подхода к строительству второго пассажирского терминала МАП.

На прошлой неделе конкурсная комиссия ОАО «Международный аэропорт «Пермь» вскрыла конверты с заявками на участие в конкурсе за право проектирования нового пассажирского терминала аэропорта. Это ознаменовало начало реализации нового подхода к строительству второго пассажирского терминала МАП. Первая попытка была в прошлом году, но после длительных политических спекуляций и чрезмерного внимания надзорных органов к ситуации губернатор Виктор Басаргин принял решение «обнулить процесс» и начать все с чистого листа. Эксперты считают новый подход более логичным и оправданным; один из его плюсов в том, что сокращается время реализации проекта, а это  для Перми играет значительную роль. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».

В начале прошлого года КГУП «Пермские авиалинии» было преобразовано в ОАО «Международный аэропорт Пермь», а уже в феврале был проведен конкурс по отбору инвестора для строительства нового аэровокзального комплекса. Его победителем стало ОАО «Кольцово-Инвест». Депутаты краевого парламента уже приняли решение о приватизации 75 % акций аэропорта, а фактически – о реализации инвестпроекта строительства новых воздушных ворот Прикамья. Однако в результате после длительных политических дискуссий и чрезмерного внимания к ситуации со стороны надзорных органов губернатор Виктор Басаргин принял решение «обнулить» все процессы и начать все с чистого листа. Очевидно, что принять такое решение было непросто, – аэропорту как воздух нужен новый терминал, ведь существующий работает на пределе своих возможностей.

21 марта конкурсная комиссия МАП вскрыла конверты с заявками на участие в конкурсе на право проектирования нового пассажирского терминала. На конкурс поступили заявки от пяти проектных организаций: «Спектрум-Холдинга», «Красаэропроекта», «Ленаэропроекта», «Казанского Гипронииавиапрома» и «Сигни-Групп». Все они имеют опыт реализации авиаинфраструктурных проектов.

Начальная цена договора по условиям конкурса составляет 107,96 млн рублей, оплатит работы аэропорт из собственных средств. Площадь нового аэровокзала должна составить 25 тысяч кв. м. Проектировщик должен предусмотреть возможность его расширения до 40 тысяч кв. м. У аэропорта сейчас есть четыре разных эскизных проекта терминала, победитель конкурса может при желании взять за основу любой из них. Оцениваться заявки участников будут по следующему принципу: цена договора, предложенная заявителем, составит 40 % от оценки, квалификация участника – 60 %. Итоги конкурса аэропорт подведет к 18 апреля.

Наблюдатели сразу обратили внимание на существенный разброс в ценовых предложениях участников: от 67 до 107,4 млн рублей, то есть разница между самым дорогим и самым дешевым предложением составила около 40 млн рублей. По словам руководителя аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, в практике реализации подобных проектов уже были аналогичные прецеденты. «Связано это и с издержками, которые есть у самого проектировщика, и с его опытом, и со взглядами на то, что надо запроектировать, – считает Олег Пантелеев. – Опять же, проектов реконструкции аэропортов реализуется гораздо меньше, чем в смежных отраслях, поставить цену с оглядкой на уже прошедший конкурс сложно».

Генеральный директор ООО «Аэропорт Инвестментс» Сергей Детенышев тоже не видит в таком разбросе цен ничего сверхъестественного. «Учитывая, что на конкурс вышли специализированные и широкопрофильные проектировщики, разброс цен вполне объясним. Разная маржа, разное понимание сложности работы, разный уровень качества. Кроме того, в отрасли применяется справочник базовых цен с массой разных коэффициентов, применяемых вполне субъективно, – говорит Сергей Детенышев, – хотя возможность сознательного демпинга не исключаю».

Сергей Детенышев скептически оценил техзадание к конкурсу, которое, по его мнению, должно содержать не только количественные показатели (пассажиропоток, площади и пр.), но и качественные – категории пассажиров и класс обслуживания, ценовая политика, виды перевозок, типы воздушных судов. Это показалось эксперту странным, потому что от этого в конечном счете зависит и цена проекта. «Условно – строим дорогой пафосный или дешевый эффективный терминал, – поясняет свою мысль Сергей Детенышев. – Пафос всегда индивидуален и дорог, а эффективные решения часто собираются из дешевых типовых блоков».

Отметим, техническое задание для конкурса было разработано немецкой компанией «Авиальянс», а конкурсная документация подготовлена Пермской торгово-промышленной палатой.

При первом отборе инвестора последовательность действий была иной – сначала находим инвестора, потом он проектирует новое здание аэропорта. Теперь, после перезагрузки проекта, решено начать с выбора проектанта, при этом дата конкурса по отбору инвестора пока не определена. Оба эксперта приходят к выводу, что новый подход более логичен, чем старый. «В части привлечения инвесторов, безусловно, документация первична, – считает Сергей Детенышев. – Она определяет цели заказчика и условия конкурса. Конкурс получается объективным, а выбор победителя осознанным».

«Если говорить о приоритете проекта, то этот подход имеет право на существование, но не всегда он оправдан, – считает Олег Пантелеев. – С одной стороны, край является заказчиком аэропорта. Существует нормальная практика, когда именно краевые власти проводят конкурс на лучшее архитектурное решение, чтобы терминал наилучшим образом отражал характер и специфику региона, его особенности и традиции. Так было в Санкт-Петербурге, так будет в Красноярске и, вероятно, в Перми. Однако есть и обратная сторона медали. Дело в том, что проект терминала должен учитывать текущий и потенциальный пассажиропоток и его специфику. Второй момент еще важнее. Развитие территории вокруг аэропорта – это не менее важная задача, чем собственно строительство нового терминала. Нужно, чтобы все решения были реализованы в рамках мастер-плана. И хорошо, когда инвестор принимает участие в формировании этого мастер-плана. Однако в ситуации с пермским аэропортом, который и так работает в загруженном режиме, подход «сначала проект, потом инвестор» позволяет сэкономить драгоценное время, пусть и ценой тех проблем, о которых я сказал».

Победитель конкурса будет объявлен до 18 апреля. «ФедералПресс.Приволжье» будет следить за развитием событий.

Подписывайтесь на наш OK, чтобы быть в курсе новостей дня и обсуждать их, смотреть прямые эфиры и видео.
Версия для печати:
Loading...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments