Top.Mail.Ru
Экономика
Республика Тыва
0

Железная дорога в Туву готова вернуться на свои рельсы

Проект «Курагино – Кызыл» может получить деньги Фонда национального благосостояния

Минэкономразвития назвало строительство железной дороги в Туву в числе первых проектов, которые в ближайшее время могут получить финансирование из Фонда национального благосостояния. Заместитель министра Николай Подгузов, а потом и министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщили, что это может случиться уже во второй половине года.

Минэкономразвития назвало строительство железной дороги в Туву в числе первых проектов, которые в ближайшее время могут получить финансирование из Фонда национального благосостояния. Заместитель министра Николай Подгузов, а потом и министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщили, что это может случиться уже во второй половине года. Тот факт, что остановленный два года назад проект вновь способен ожить, можно считать серьезным успехом главы республики Шолбана Кара-оола, который едва ли не единственный в Туве продолжал убеждать федеральный центр в необходимости создания новой транспортной магистрали. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

«Я думаю, что будет step by step, – заявил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев неделю назад на брифинге в китайском Циндао. – По двум проектам, как вы знаете, такие решения уже были приняты, сейчас подготовлен короткий лист проектов, в ближайшее время будет принято решение».

В принципе, глава Минэкономразвития повторил то, что было уже известно несколько дней назад, когда ведомство объявило о первых претендентах на получение средств из так называемого альтернативного списка проектов, претендующих на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Причем замглавы министерства Николай Подгузов первым назвал проект Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК) Руслана Байсарова «Элегест – Кызыл – Курагино».

Строительство железной дороги «Кызыл – Курагино» Николай Подгузов оценил примерно в 150–180 миллиардов рублей, из которых 40 % составят средства ФНБ. Но напомнил, что государство выделяет средства на инфраструктурные проекты на условиях возвратности и софинансирования, а часть средств должны предоставить инвесторы проектов. По его словам, ТЭПК рассчитывал получить на свой проект из ФНБ до 80 млрд рублей.

Тот факт, что строительство железной дороги Кызыл – Курагино было названо первым из проектов, которые получили положительный ответ (вторым назван проект АЭС «Ханхикиви-1» Росатома в Финляндии, – прим. ред.), можно считать серьезной победой главы Тувы. Особенно на фоне того, что РЖД пока так и не смогла защитить свой флагманский проект, связанный со строительством высокоскоростной магистрали Москва – Казань, который также претендует на средства ФНБ. Шолбан Кара-оол, по сути, стал мотором, который не позволил замыслу затухнуть после того, как два года назад обманутое частным партнером государство вышло из проекта.

«Точка невозврата по проекту «Кызыл – Курагино» пройдена, – убеждал тогда глава Тувы Шолбан Кара-оол, которому удалось ценой неимоверных усилий предотвратить его замораживание, отыскав нового инвестора. – И он должен быть реализован, поскольку позволит вывести сразу несколько регионов Сибири на новый уровень экономического развития».

Проект строительства железнодорожной линии Курагино – Элегест с заходом в Кызыл в увязке с освоением минерально-сырьевой базы республики был одобрен правительством России еще семь лет назад. Три года назад он стоял на пороге реализации после того, как Владимир Путин 20 декабря 2011 года лично забил первый символический серебряный костыль в шпалу на участке около Кызыла. Но к этому моменту уже стало понятно, что Енисейская промышленная компания (ЕПК), принадлежащая экс-сенатору Сергею Пугачеву, из-за огромных долгов неспособна вести строительство. И хотя в проект пришел новый инвестор в лице Руслана Байсарова, в конце октября 2012 года специальная комиссия Минрегиона предложила правительственной комиссии по инвестпроектам прекратить финансирование строительства дороги за счет средств инвестфонда РФ «во избежание неэффективного использования бюджетных средств».

Рунет, рассказывая о событиях, связанных с судьбой строительства железной дороги в Туву, полтора года назад пестрел заголовками «Выходит, зря ВВП серебряный костыль забивал», «Бюджет сошел с полпути», а пресса едва ли не топталась на останках проекта, который еще некоторое время назад называла «вторым БАМом».

Но глава республики уверял, что «по поводу ажиотажа» сохраняет спокойствие. «В данной ситуации мы считаем верным выполнять задачу, поставленную главой государства по реализации проекта, имеющего огромное значение для дальнейшего социально-экономического развития республики, южных районов Красноярского края, использования богатейшего потенциала Тувы в интересах страны», – говорил тогда Шолбан Кара-оол.

Показательно, что в течение года Шолбан Кара-оол не упустил не единого шанса, чтобы напомнить федеральному центру о необходимости возобновления проекта. В ноябре прошлого года на заседании правительства России, где рассматривался вопрос о социально-экономическом развитии Тувы, руководитель республики вновь поднял вопрос о возобновлении проекта «Курагино – Кызыл».

На Красноярском экономическом форуме в феврале тувинский премьер смело вступил в дискуссию о создании на Дальнем Востоке и в Сибири территорий опережающего развития (ТОР). Глава Тувы довольно эмоционально выразил несогласие с некоторыми сибирскими губернаторами, предлагавшими не разбрасываться на создание многочисленных ТОРов, а сконцентрироваться на ключевых точках. Шолбан Кара-оол такой подход назвал контрпродуктивным, заявив, что он может привести к усилению уже имеющейся социально-экономической дифференциации между субъектами федерации. В качестве конкретного примера премьер Тувы назвал проект создания Енисейской территории опережающего развития, которая могла бы сформироваться вокруг проекта строительства железнодорожной ветки Кызыл – Курагино, который уже прошел бюрократические согласования и госэкспертизу.

Интересно, что объявляя о поддержке Фондом национального благосостояния первых проектов, Николай Подгузов подчеркнул, что проект Тувинской энергетической промышленной корпорации уже почти прошел вторую стадию оценки – комплексное обоснование. «На проект «Курагино – Кызыл» может уйти больше изначально заявленной суммы, – отметил замглавы Минрегиона. – Но софинансирование первых двух проектов из средств ФНБ может стартовать в середине этого года».

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.