Петербургский экономический форум – 2014 поставил жирную точку в вопросе финансирования проекта железной дороги, который был разработан для освоения природных ископаемых Тувы. Строительство магистрали, прекращенное полтора года назад из-за недееспособности одного из участников государственно-частного партнерства, планируется возобновить в нынешнем году.
Петербургский экономический форум – 2014 поставил жирную точку в вопросе финансирования проекта железной дороги, который был разработан для освоения природных ископаемых Тувы. Строительство магистрали, прекращенное полтора года назад из-за недееспособности одного из участников государственно-частного партнерства, планируется возобновить в нынешнем году. В ходе форума Минэкономразвития и Минфин РФ подписали комплексное заключение о целесообразности финансирования проекта «Элегест – Кызыл – Курагино», а Фонд национального благосостояния (ФНБ) России готов выделить для этого необходимые деньги. В создании железнодорожной линии будет принимать участие не только частный инвестор в лице Руслана Байсарова, но и синдикат ведущих российских банков. Глава Тувы Шолбан Кара-оол уже назвал состоявшееся решение «российским прорывом на Восток», а специалисты выстраивают прогнозы, говоря, что проект имеет шансы стать частью железнодорожной магистрали на китайский город Урумчи, откуда могут стать доступны Пакистан и Индия. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».
«Из транспортных проектов, заявленных сегодня на финансирование из Фонда национального благосостояния, поставленным Владимиром Путиным задачам вполне отвечает проект «Элегест – Кызыл – Курагино», – заявил глава Тувы Шолбан Кара-оол, комментируя итоги Петербургского экономического форума.
Глава республики лично был свидетелем того, как в рамках форума Минэкономразвития и Минфин РФ подписали комплексное заключение о целесообразности финансирования железнодорожного проекта «Элегест – Кызыл – Курагино» из Фонда национального благосостояния России.
«На реализацию проекта «Элегест – Кызыл – Курагино» из ФНБ предполагается выделить 40 процентов финансовых средств, 25 процентов обеспечит частный инвестор и 35 процентов составит кредит банков, – пояснил Шолбан Кара-оол механизм финансового обеспечения проекта – Средства из ФНБ частный инвестор обязуется возместить государству».
На брифинге в кулуарах Петербургского международного экономического форума заместитель главы Минэкономразвития Николай Подгузов подтвердил, что Министерство финансов и Министерство экономического развития поддерживают угольный проект в Туве. Он подчеркнул, что оба ведомства считают его важным, эффективным и социально значимым, сообщив, что на проект будет выделено почти 87 млрд рублей.
«Основная роль в оценке проекта и целесообразности его финансирования за счет средств ФНБ принадлежит Минэкономразвития как уполномоченному органу, которого назначает правительство, а также Министерству финансов, которое отвечает за средства ФНБ, – сообщил Николай Подгузов журналистам. – Если два этих ведомства на уровне министров подписали такое заключение, то дальнейшее утверждение акта правительства, безусловно, важное и нетехническое, но с учетом мнения двух ведомств это в высокой степени гарантия того, что именно по такому варианту пойдет финансирование проекта за счет средств ФНБ».
События, произошедшие на ПМЭФ-2014, не просто дали второе дыхание строительству железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино, которая должна создаваться в увязке с освоением минерально-сырьевой базы республики. Они реанимировали проект, одобренный правительством России еще семь лет назад, который в конце 2011 года уже был готов к реализации. Владимир Путин, бывший тогда премьер-министром России, лично вбил первый золотой символический костыль в шпалу на участке около Кызыла, но строительство, которое только-только началось, пришлось прекратить. Некогда принадлежащая экс-сенатору Сергею Пугачеву Енисейская промышленная компания из-за огромных долгов не могла на равных с государством продолжать финансирование работ, в результате чего правительственная комиссии предложила прекратить финансирование строительства дороги за счет средств инвестфонда РФ. Хотя к тому моменту в проект вошел новый инвестор в лице Руслана Байсарова.
Новый инвестор, которому принадлежит Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК), занимающаяся освоением Элегестского проекта, не остался в стороне от последних событий, сообщив некоторые подробности образования синдиката банков, который также планирует принять участие в финансировании строительства. По его словам, в синдикат вошли Внешэкономбанк, ВТБ и Сбербанк, они намерены инвестировать в проект «Элегест – Кызыл – Курагино» и развитие Элегестского угольного месторождения порядка 76 млрд рублей.
«Сегодня мы подписали меморандум с Внешэкономбанком, ВТБ и Сбербанком о финансировании оставшихся 35 % из 217 млрд рублей, – сообщил Руслан Байсаров. – Настолько это все безболезненно распределено внутри структуры, когда на государство проходится 87 млрд рублей, 54 млрд – на частные инвестиции собственно инвестора и 76 млрд – для трех банков».
В то же время процентную ставку предоставления кредита Руслан Байсаров назвать отказался, заявив, что не имеет на это права. «Мы будем вести с банками переговоры, – отметил бизнесмен, отвечая на вопрос о более выгодных процентных ставках кредитования в иностранных банках по сравнению с российскими. – Будем пытаться найти более эффективные условия для нас».
По его словам, реализация проекта создаст в Республике Тыва 15 тысяч рабочих мест и позволит бюджету РФ получить налогов на сумму примерно в 13 млрд рублей. Проект рассчитан на 20 лет и столько же займет возврат инвестиций.
Специалисты уже обратили внимание на то, что положительное решение двух ключевых министерств по проекту «Элегест – Кызыл – Курагино» было принято на следующий же день после визита Владимира Путина в Китай. Прежде всего они вспомнили о предложении министра обороны Сергея Шойгу продолжить тувинскую железнодорожную ветку в Китай, Пакистан и Индию, которая придавала бы проекту большую экономическую целесообразность, чем если бы дорога оставалась тупиковой. Тем более что президент России на форуме однозначно высказался в поддержку развития Транссиба, которое позволит удвоить к 2020 году объемы торгового оборота страны с КНР.
«Тува и наш инфраструктурный проект вполне подходят на роль одного из ключевых направлений развития России, – подтвердил «ФедералПресс.Сибирь» Шолбан Кара-оол. – Причем таких направлений, на которых наша страна может осуществить объявленный президентом прорыв на Восток».