Сегодня развитие промышленности и реализация индустриальных проектов стали приоритетным направлением для экономики Кубани. По оценкам специалистов, наибольший промышленный потенциал есть у Абинска, Армавира, Апшеронска, Приморско-Ахтарска и Тамани. Для каждого района власти планируют разработать свою концепцию с учетом специфики, будь то машиностроение или строительство портовой инфраструктуры.
Сегодня развитие промышленности и реализация индустриальных проектов стали приоритетным направлением для экономики Кубани. По оценкам специалистов, наибольший промышленный потенциал есть у Абинска, Армавира, Апшеронска, Приморско-Ахтарска и Тамани. Для каждого района власти планируют разработать свою концепцию с учетом специфики, будь то машиностроение или строительство портовой инфраструктуры. В администрации края ожидают, что благодаря новой индустриализации Кубани доля промышленности в структуре ВРП удвоится к 2020 году. Для чего нужны промпарки и каковы шансы Кубани пойти по пути индустриализации – в материале «ФедералПресс.Юг».
Новые точки роста
На одном из своих последних заседаний губернатор Кубани Александр Ткачев заявил, что семь лет экономика региона росла ударными темпами во многом за счет олимпийского проекта, но он завершился, и региону нужно искать новые точки роста. По его словам, сегодня в крае запущен новый масштабный проект – развитие промышленных предприятий и создание индустриальных парков. Согласно постановлению о механизме создания и функционировании промышленных парков на территории региона, инициаторами создания промпарка могут быть исполнительные ведомства, главы МО края или руководитель базовой организации, которая там будет размещена. Статус промпарка присваивает Законодательное собрание на основе документов, которые должны подать инициаторы создания. Присвоение статуса промышленного парка (а он действует 10 лет с возможным продлением) и его резидента дает основание для получения государственной поддержки, в том числе предоставления инвестиционного налогового кредита, государственных гарантий края, субсидий и бюджетных инвестиций.
«Кто бы что ни говорил по поводу того, что Кубань – аграрный, курортный край, мы должны поднять промышленность. У края должно появиться новое, промышленное лицо. Если мы сможем поменять индустриальную политику и хотя бы удвоим долю промышленности, то увеличим бюджеты всех уровней, а значит, улучшим и качество жизни кубанцев, – ранее заявлял губернатор.
В настоящее время в Краснодаре реализуется проект индустриального парка «Восточная промышленная зона». Его площадь составит более 300 га. Восточная промзона расположится в 10 км от центра Краснодара и будет обладать развитой инженерной инфраструктурой. В непосредственной близости от нее находятся международный аэропорт и речной порт, земельные участки имеют удобные подъездные пути. В радиусе 150 км расположены крупнейшие морские порты Краснодарского края – Новороссийск, Ейск, Туапсе и Темрюк. По оценкам экспертов, проект позволит создать около 13 тысяч новых рабочих мест. Кроме того, сегодня одним из лидеров промышленного производства стал электрометаллургический завод в Абинском районе. Четыре года назад была открыта первая очередь предприятия. С начала 2014 года завод произвел 428 тысяч тонн арматуры и 408 тысяч тонн стальной литой заготовки, а объем отгруженной продукции достиг 7,5 млрд рублей. На предприятии работают почти две тысячи человек, и уже полным ходом идет строительство третьей очереди завода.
Как считает член правления Ассоциации индустриальных парков России Вячеслав Холопов, в Краснодарском крае могут успешно развиваться как индустриальные, так и аграрные парки, для этого необходимы инвестиции в инфраструктуру и участие государства в развитии подобных проектов. Это именно то, что частный бизнес не может себе позволить профинансировать в полной мере.
«Индустриальные парки – эффективный инструмент, позволяющий привлечь, в том числе, небольших и средних собственников для развития собственного бизнеса. На сегодняшний момент – это работающий инструмент», – отметил Холопов. Как рассказал собеседник экспертного канала, сейчас уже существует ряд программ, которые позволяют финансировать развитие инфраструктуры. Так, например, Сбербанк запустил программу «Новая индустриализация», в рамках которой предлагает кредит «Индустриальный парк» – финансирование технопарков и кредит «Бизнес-проект» – финансирование компаний-резидентов.
«В настоящий момент финансированием таких проектов занимается Минэкономразвития. И Минпром занимает очень активную позицию по предоставлению определенных преференций для индустриальных парков, что логично, – замечает Холопов. – Если мы хотим поднимать производство, нам необходимо вкладываться в него. Вот, собственно говоря, со стороны государства пошел определенный объем инвестиций именно в промышленность. Что касается Краснодарского края, кроме агропарков я не стал бы выделять какую-нибудь специальную нишу, в которой будет развиваться определенная индустрия – автопромышленность или химический кластер. Нет, скорее всего, будут появляться парки общего профиля, нацеленные на компании среднего бизнеса. В этих парках будет вся необходимая инфраструктура, что позволит конкуренцию края поднять по сравнению с другими областями страны в части цены и качества продукции».
Конкуренция между Кубанью и Доном: для бизнеса большой разницы нет
Как отмечают эксперты, сегодня между смежными областями существует определенная конкуренция за потенциальных инвесторов, и сейчас очевидно, что для них нужно создавать все условия. Промышленные парки – это тот перечень услуг, о которых инвестор думать не должен. Если компания умеет что-то хорошо производить, то им совершенно не обязательно уметь что-то строить, развивать индустриальные площадки под себя, оформляя множество согласований, и так далее.
«Вот для чего нужны промышленные парки – чтобы снять с этих компаний головную боль, убрать существующие препоны по согласованию и всему остальному – люди за них это сделают, это услуга, – подчеркнул Холопов. – Вот этим и хороши индустриальные парки для производственников. Уверен, в Краснодарском крае нужно развивать этот проект».
Собеседник «ФедералПресс.Юг» сравнил возможности развития промышленных парков в Краснодарском крае и в соседней Ростовской области. По его словам, для бизнеса большой разницы нет, где находиться: население в двух регионах большое, доходы примерно сравнимые. «Будет ли это конкретно Краснодар или Ростов – зависит от того, какие коммерческие условия появятся на рынке и какие условия могут дать владельцы индустриальных парков в двух регионах», – пояснил Холопов.
По его наблюдениям, у каждой компании свои критерии выбора индустриальных парков: кому-то необходимо иметь определенные ресурсы, кому-то необходимо снизить затраты на рабочую силу и т. д. «Если в регионе уже есть специальные земельные участки с коммуникациями, полностью готовые к размещению производства, можно быстро получить согласование под определенный тип производства, есть большой набор услуг и девелопер индустриального парка готов помогать резиденту зайти на эту площадку, понятно, что развитие промышленности в этом регионе будет ускоряться», – поделился эксперт. Он добавил, что у всех, желающих туда зайти, будет определенное понимание за что они платят: прежде всего, за ускорение, за упрощение работ, а значит плюсы индустриальных парков очевидны.
Кадровый голод
В последние десятилетия промышленники России говорят об острой нехватке высококвалифицированных специалистов. И если бизнесу упрощают задачу – предоставляют все необходимые условия для запуска производства, то непонятно, что делать с кадровым голодом. Возникает вопрос: «Как эту проблему будут решать владельцы и резиденты новых индустриальных парков?».
«Некоторые промышленные парки предпринимают попытки создания кадровых агентств по подбору персонала и агентств, способных обеспечить обучение персонала, – рассказал «ФедералПресс.Юг» Вячеслав Холопов. – Дело в том, что создание новых производств зачастую требует новых подходов и умения работать с новым оборудованием. В большинстве случаев компаниям приходится заново обучать персонал, практически с нуля. Для этого управляющие компании больших индустриальных парков даже идут на то, чтобы создавать определенные центры по обучению персонала. То есть это тоже повышение ценности индустриального парка для резидентов. С трудовыми резервами, особенно высококвалифицированными специалистами, у нас будет вопрос всегда, особенно если мы запускаем инновационное производство, а там зачастую нет никаких стандартных практик по обучению».