Top.Mail.Ru
Экономика
Самарская область
0

Детройт на Волге: Тольятти угрожает массовая безработица

АвтоВАЗ планирует сократить количество сотрудников за счет естественной убыли

Экономика Тольятти оказалась под угрозой. СМИ активно обсуждают информацию о массовых сокращениях на АвтоВАЗе и о возможном снижении производства у другого крупного работодателя – завода «ТольяттиАзот». Областные власти утверждают, что пока ситуация под контролем, тем не менее среди рядовых тольяттинцев зреет паника. Люди негативно восприняли последние новости о судьбе предприятий и не знают, чего им дальше ждать.

Экономика Тольятти оказалась под угрозой. СМИ активно обсуждают информацию о массовых сокращениях на АвтоВАЗе и о возможном снижении производства у другого крупного работодателя – завода «ТольяттиАзот». Областные власти утверждают, что пока ситуация под контролем, тем не менее среди рядовых тольяттинцев зреет паника. Люди негативно восприняли последние новости о судьбе предприятий и не знают, чего им дальше ждать. Подробности – в материале РИА «ФедералПресс.Приволжье».

На АвтоВАЗе в последние месяцы сохраняется напряженная обстановка. Сотрудники предприятия еще не успели оправиться после крупной волны сокращений, которая пришлась на это лето. Тогда предприятие покинуло около пяти тысяч сотрудников, то есть практически каждый десятый. Недавно в прессе появилась шокирующая для всех работников информация: вице-президент компании по финансам и корпоративному развитию Евгений Белинин заявил в СМИ, что к 2020 году для повышения конкурентоспособности АвтоВАЗ планирует сократить число рабочих мест на 45 процентов. Якобы вместо нынешних 55 тысяч сотрудников на заводе будут работать 30 тысяч.

«Эту информацию все сотрудники завода восприняли резко негативно. Настроение у работников нерадостное. Мы не знаем, как там все было и что сказал Белинин на самом деле. Но мы думаем, что его слова просто трактовали неверно. Все-таки он неглупый человек и понимает, насколько серьезно может быть сокращение подобного рода. Я думаю, что он имел ввиду все-таки сокращение как одну из возможных мер, но применять ее не будут», – пояснил председатель профсоюза АвтоВАЗа Сергей Зайцев.

На самом предприятии РИА «ФедералПресс» информацию опровергли. Якобы уменьшение штата будет проводиться за счет снижения численности персонала из-за его естественной убыли. По информации пресс-службы, ежегодно с АвтоВАЗа увольняются 6–7 тысяч работников. Основные причины ухода – выход на пенсию, расторжение трудовых договоров, увольнение по собственному желанию.

«АвтоВАЗ категорически заявляет, что такого не планируется. Сообщение г-на Белинина означает, что если АвтоВАЗ прекращает прием на работу новых сотрудников, то к 2020 году за счет естественной убыли компанию покинут от 20 до 25 тысяч работников», – говорится в официальном ответе компании.

Впрочем, пресс-служба завода также не внесла ясности, будет в дальнейшем набираться персонал на АвтоВАЗ или нет, а также о том, будут ли сокращаться на предприятии рабочие часы. По словам Сергея Зайцева, руководство завода уведомило профсоюз о том, что в сентябре несколько раз будут приостанавливать производство автомобиля Lada Priora.

«Нас заверили, что в этом ничего страшного нет. Будет активно работать в три смены производство Lada Largus. Работники, занятые в разработке новых моделей, будут также трудиться в прежнем режиме. О дальнейшем графике работы производства этой осенью нас пока не уведомляли», – рассказал председатель профсоюза.

Отметим, что остановка конвейера и вынужденные каникулы чаще всего заканчивались для сотрудников снижением заработной платы и провоцировали волну увольнений. В целом уровень доходов тольяттинцев и так значительно ниже, чем в регионе: в 2013 году средняя зарплата горожан составила 24 тысячи рублей, что более чем на 5 тысяч рублей ниже, чем в Самаре и на 3 тысячи ниже, чем в Новокуйбышевске.

В пресс-службе правительства Самарской области РИА «ФедералПресс.Приволжье» заявили, что не осведомлены о масштабных сокращениях на АвтоВАЗе к 2020 году. Однако есть ряд мер, которые власти намерены реализовать для поддержки высвободившихся вазовцев.

«Утвержденный план включает в себя такие мероприятия, как организация работы «горячей линии» на базе кол-центра ГКУ СО ЦЗН г. о. Тольятти с целью консультирования высвобождаемых с предприятий работников, организация персонального сопровождения граждан по вопросу получения мер социальной поддержки, внесение на заседание членов некоммерческого партнерства «Союз банков Самарской области» обсуждения вопроса о возможности реструктуризации долговых обязательств по банковским договорам граждан, высвобождаемых с предприятий и организаций Тольятти», – говорится в ответе пресс-службы.

Областные власти приводят радужные цифры, свидетельствующие, что пока уровень безработицы в автограде составляет всего 1 %, что на 0,1 % больше, чем в целом по региону. По данным пресс-службы, регион может представить 42,5 тысяч вакансий для рабочих и 11,9 тысяч для служащих, из них для инженеров есть 1055 рабочих мест. Но хватит ли их для всех сотрудников, если новые сокращения все-таки будут, пока неясно. Кроме того, Самарская область приняла рекордное для ПФО количество беженцев с Украины. Сейчас в регионе находятся 3,1 тысяч украинцев трудоспособного возраста, планируется принять еще 2,7 человек. Все беженцы также нуждаются в рабочих местах.

Непонятной остается судьба крупного производителя химикатов «ТольяттиАзот». Компания поставляет аммиак в другие страны через порт Одессы. Туда химикат поступает по трубопроводу Тольятти – Одесса. Он проходит через Донбасс, где сейчас ведутся военные действия. Эксперты предполагают, что предприятие находится под угрозой, так как трубопровод могут повредить в результате обстрела или украинская сторона может наложить санкции на поставку российского аммиака.

В самой компании на тему возможных последствий из-за обстановки на Украине говорят неохотно. Якобы сейчас все будет зависеть от действий компании «Трансаммиак», которая отвечает за поставку химиката.

«Транспортировкой аммиака по российской части аммиакопровода Тольятти – Одесса занимается российская компания Трансаммиак. Это наш многолетний партнер, которому мы привыкли доверять», – ответили в компании.

Мэр Тольятти Сергей Андреев выразил опасения относительно ситуации на «ТольяттиАзоте». Градоначальник заявил журналистам, что для автограда проблемы на «ТоАЗе» могут иметь серьезные последствия.

«Надеемся только, что никто ничего не взорвет, – пояснил «Эксперт Online» Сергей Андреев, мэр Тольятти. – Но если, не дай бог, что-то произойдет, то для города это будет большим потрясением, может высвободиться около трех тысяч человек. Кроме того, в случае приостановки производства его придется консервировать, а значит, технологически трудно будет вновь запустить даже после восстановления трубопровода».

Однако вскоре после заявления журналу пресс-служба главы Тольятти закрылась от комментариев на тему «ТольяттиАзота». «ФедералПресс.Приволжье» пояснили, что слова мэра были трактованы не совсем верно.

По словам сторонних экспертов, сложившаяся на тольяттинских предприятиях ситуация вполне может иметь страшные последствия не только для экономики, но и для социальной сферы автограда.

«Социальный взрыв в данном случае вполне возможен. Даже несмотря на то, что сокращений на АвтоВАЗе не будет, отсутствие набора на предприятие ничего хорошего заводу не сулит. Получается, что на действующих сотрудников усилится нагрузка, а это в корне неправильно. Все это может спровоцировать волну увольнений. Если ситуация с «ТоАзом» также пойдет по плохому сценарию, то я честно не знаю, где люди будут работать. Особая экономическая зона и технопарк пока не запущены, а в городе больше нет крупных предприятий. Людям останется только уезжать или идти на площадь с протянутой рукой», – считает председатель профсоюза «Единство» Петр Золотарев.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.