На будущей неделе депутаты Государственной думы планируют рассмотреть пакет поправок в Налоговый кодекс РФ, внесенный председателем Комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым. Согласно документу, 22 вида предпринимательской деятельности помимо налогов будут облагаться дополнительными сборами – ежегодно. Почему с точки зрения бизнес-объединения это похоже на НЭП – в материале «ФедералПресс».
На будущей неделе депутаты Государственной думы планируют рассмотреть пакет поправок в Налоговый кодекс РФ, внесенный председателем Комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым. Согласно документу, 22 вида предпринимательской деятельности помимо налогов будут облагаться дополнительными сборами – ежегодно. Почему с точки зрения бизнес-объединения это похоже на НЭП – в материале «ФедералПресс».
Законопроект предполагает, что сборы для объектов торговли и общественного питания будут составлять 600 тысяч рублей в случае, если объект не имеет торгового зала, например, если это интернет-магазин игрушек; в ином варианте – 6 тысяч рублей за квадратный метр торговой площади. Причем за регионами оставляют право устанавливать размер сбора по собственному усмотрению – повысить ли в десять раз сбор за каждый «квадрат», или же минимизировать, или вовсе отменить барщину. Очевидно, такой подход к наполнению федерального и муниципальных бюджетов за счет кошельков бизнесменов если не убьет последних, то в итоге в любом случае ударит по кошелькам потребителей, аукнется экономике и взрастит до неимоверных размеров и так взбесившуюся инфляцию. Экспериментальный запуск планируют организовать в 2015 году в одном из городов федерального значения – в Москве. Чтобы затем, после успешного освоения перенести на Санкт-Петербург, Севастополь, а уже потом, если все пойдет гладко, освоить такую практику и на остальных субъектах РФ, вернее на тех владельцах малого, среднего и крупного бизнеса, которые в них работают.
«К сожалению, депутат Макаров, который был инициатором этого законопроекта, не учел многие вещи в своем законе, – полагает вице-президент «Опоры России» Александр Жарков. – Мне не понравились слова, услышанные от него в личной беседе: «Московский бизнес недоплачивает налоги, использует различные схемы, всячески пытаясь уйти от уплаты». Тут я с ним полностью не согласен. Это камень, брошенный, на мой взгляд, в сторону налоговой службы Москвы. Коллеги и сами четко понимают, сколько контролирующих органов на единицу площади в Москве. И в данной ситуации проще платить налоги, чем не платить».
Власть объясняет свои попытки дополнительного вмешательства в дела частных предпринимателей двумя причинами. Во-первых, муниципалитетам вроде как не хватает денег, а дополнительный сбор может принести как минимум 30 миллиардов рублей. Во-вторых, законотворцы в застенках Госдумы, похоже, ночи напролет не спят – думают, как бы вывести на свет божий всех этих злостных неплательщиков, теневых предпринимателей, скрывающихся от налоговой. На том и порешили – побывав на заседании у премьер-министра Дмитрия Медведева, ранее выступившего с предложением ввести дополнительный налог на общепит, общественный транспорт и туристические услуги. Тем более Министерство финансов также дало карт-бланш, поддержав Макарова и компанию.
Подобным образом начиналась новая экономическая политика в 20-х годах прошлого столетия. «Если в 1920 году было собрано 284 млн рублей налогов, то в 1924-м – уже 1,6 млрд рублей, а в 1927-м – 2,5 млрд. Экономика такими темпами не росла. И такие налоги привели к полной ликвидации бизнеса. Вот, собственно, в Москве мы видим похожие цифры. Тот же самый налог, не связанный с оборотом. И самое главное, что роднит московскую политику в отношении малого бизнеса с НЭПом, – политический подход к объектам налогообложения. Это есть не тщательное взвешивание – кто и сколько может платить, а задача – отделить черных от белых, – заявляет президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. – При этом я не могу не говорить о провокации со стороны чиновников, вписавших все те нереальные цифры в законопроект. Люди этими безумными цифрами вселяют страх и неуверенность в сердца тех людей, которые связаны с малым бизнесом, торговлей, общепитом и сферой услуг. Таких людей в Москве – от 1,2 миллиона и до 1,4 миллиона человек. И это только москвичей! Эти люди никак не оппозиционны, лояльны, у них чисто экономические интересы».
Надо отметить одно из самых ломовых условий сборов – «скидываться» в муниципальную казну не позднее 25-го числа месяца, «предшествующего периоду обложения». Правда, сначала речь шла о ежеквартальных выплатах, однако после резонанса в бизнес-кругах авторы законопроекта смягчились до ежегодных. Увы, предприниматели всей России ходят в небольшом шоке, а частники из Севастополя, мягко говоря, ошалели от грядущих изменений и скорого периода под названием «суровые времена».
«Мы обращались к председателю правительства, и в ГД РФ, и в администрацию президента – по той причине, что все это должно быть очень тщательно обсуждено и, во-вторых, четко должны быть взвешены предельные доходности. В принципе, этот механизм нельзя назвать новым, потому что в субъектах РФ действует введенный ранее налог – единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Он в принципе концептуально очень похож на сборы. Там тоже есть определенные ставки, которые от субъекта к субъекту не меняются, просто до какого-то – 10-го года – он был обязательным, а потом его сделали добровольным. В принципе, в субъектах подобный механизм работал. Но сборы принципиально отличаются от ЕНВД: при ЕНВД ты платишь налог и все, а сборы ты платишь, но, в принципе, тебя никто от налога не освобождал. В этом и есть принципиальное отличие сборов от налогов», – объясняет президент «Опоры России» Александр Калинин.
По его словам, тема введения местных сборов будет всеми силами доведена до конца, чтобы уже в январе 2015 года закон вошел в свои права. Да и в целом, отмечает эксперт, закон был ожидаем в российском бизнес-сообществе. Он от лица всех предпринимателей России отнюдь не требует наложить вето на документ (что, в принципе, немного странно). Калинин обращается к властям с конструктивным предложением. «Оказался неожиданным именно формат документа. Первое наше концептуальное предложение – подборного рода законопроекты должны проходить широкое общественное обсуждение. Второй момент – закон вносится сразу ко второму чтению, соответственно, мы концептуально хотим заявить о том, что обязательно должна проходить процедура оценки регулирующего воздействия такого рода законов, даже если это вносится депутатом, даже если ко второму чтению. Третий момент – принципиально меняется Налоговый кодекс – вводится новое понятие сборов», – рассказал президент «Опоры».
Однако бизнесменам от этого не легче. Вовсе неудивительно, если они теперь чувствуют себя не только притесняемыми, но и обманутыми – ведь еще летом в высших эшелонах власти неоднократно повторялось: несмотря на санкции, несмотря на тяжелую обстановку в мире, несмотря на давление Запада и разрастающийся у украинской границы конфликт, малый и средний бизнес в России никто не тронет, дополнительного налогообложения власти не станут вводить. Да, действительно, налогов дополнительных не ввели – не вышло протащить через законодателей законопроект налога на продажи. Пошли другим путем – ввести обязательные поборы, не отменяя при том и налоги.


