Top.Mail.Ru
Экономика
Приволжский ФО
0

Дежавю на взлетной полосе. Три холдинга снова сойдутся в битве за пермский аэропорт

В этот раз Большое Савино отдают инвестору по новым правилам, максимально защищающим интересы Пермского края

Сегодня «Корпорация развития Пермского края» объявила отбор инвестора для строительства нового пассажирского терминала в пермском аэропорту. Это вторая попытка – первая имела место весной 2013 года, и закончилась отменой результатов торгов. Сегодня правила игры существенно изменились, и эксперты говорят о том, что край защищен от риска неисполнения инвестором своих обязательств. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».

Сегодня «Корпорация развития Пермского края» объявила отбор инвестора для строительства нового пассажирского терминала в пермском аэропорту. Это вторая попытка – первая имела место весной 2013 года, и закончилась отменой результатов торгов. Сегодня правила игры существенно изменились, и эксперты говорят о том, что край защищен от риска неисполнения инвестором своих обязательств. Что же касается участников отбора, то они не поменялись – те же три компании подтвердили интерес к пермскому активу, и все тот же «Базэл Аэро» (который на прошлом конкурсе, к слову, занял последнее место) критикует условия отбора. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».


Напомним, предыдущая попытка определить инвестора для строительства нового пассажирского терминала в пермском аэропорту началась весной прошлого года. Тогда в отборе участвовали три компании - «Базэл Аэро», «Новапорт» и «Кольцово-Инвест». Победило входящее в группу «Аэропорты регионов» (подконтрольную «Ренове» Виктора Вексельберга) ОАО «Кольцово Инвест». Однако ОАО «Базэл-Аэро» пожаловалось на торги в ФАС России. Пока антимонопольщики вели расследование, краевые власти подписали с «Аэропортами регионов» инвестиционный меморандум, и даже приватизировали МАП путем внесения 75 % его акций в уставный капитал ОАО «Корпорация развития Пермского края» (КРПК, 100 % акций в собственности края). Однако в итоге губернатор Виктор Басаргин предпочел не вступать в длительные тяжбы с антимонопольщиками и отменил результаты торгов.

На подготовку нового отбора и согласование всей документации с ФАС России ушло около года. За это время год аэропорт успел на конкурсной основе выбрать проектировщика для здания нового терминала - компанию «Спектрум Холдинг». Сейчас проект проходит госэкспертизу. В начале года МАП выберет еще и дизайнера интерьеров.

Наконец, под самый Новый год, КРПК объявляет новый отбор инвесторов, условия которого согласованный с ФАС России. По результатам проведения отбора с его победителем будет заключено инвестиционное соглашение по проекту строительства нового аэровокзального комплекса МАП.

Кроме того, с победителем отбора заключат договор купли-продажи акций МАП и акционерное соглашение, регулирующее взаимоотношения сторон по корпоративному управлению аэропортом в период реализации проекта. Также будет заключен договор займа между победителем и ОАО «МАП», предусматривающий условия получения акционерного финансирования проекта.

К участникам отбора предусмотрен целый ряд требований. Балансовая стоимость активов участника в каждый из последних двух завершенных финансовых лет должна составлять не менее трех млрд рублей, выручка – два млрд рублей. Кроме этого участники должны обладать соответствующим опытом в развитии аэропортовой инфраструктуры: эксплуатацию хотя бы одного аэропорта с пассажиропотоком не менее двух миллионов пассажиров в год в каждый и опыт строительства или реконструкции пассажирского терминала площадью не менее 25 тыс. кв. м.

Победителем отбора станет участник, предложивший максимальную цену покупки пакета (75 % минус одна акция) акций МАП. Начальная цена акций составляет 770 млн рублей. И это еще одно важное отличие от предыдущего отбора: тогда речь шла о сумме более миллиарда рублей, но она должна была поступить в виде допэмиссии в уставный капитал «Международного аэропорта», то есть, упрощая, инвестор просто переложил бы деньги из одного кармана в другой. В бюджет поступили бы лишь деньги от продажи оставшихся в собственности края 25 % + одной акции – уже после завершения строительства терминала.

По новым правилам, пакет акций будет передан покупателю в три этапа:

  • 25 % + одна акция - после оплаты первой части цены акций при условии предоставления акционерного финансирования инвестором в адрес ОАО «Международный аэропорт Пермь»;
  • 25 % акций после выполнения ряда условий, таких как получение положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проектную документацию по проекту, заключение договора генерального подряда, получение разрешения на строительство нового аэровокзального комплекса, получение предварительных условий банковского финансирования Проекта и пр.;
  • 25% минус две акции передается покупателю после ввода в эксплуатацию нового аэровокзального комплекса.

Первая часть цены в размере 250 млн рублей удерживается из задатка сразу по подписании договора купли-продажи акций, остальные – с отсрочкой в течение трех лет. Предполагается, что в краевой бюджет эти деньги поступят в виде дивидендов от МАП и КРПК.

Застройщиком и будущим собственником нового аэровокзального комплекса будет выступать МАП. Новый терминал будет строиться по проекту, который разработала по заказу МАП компания «Спектрум-Холдинг». При этом изменения в проектную документацию без согласования с КРПК не допускаются. Корпорация вправе отказать в согласовании изменений по своему усмотрению.

Еще одно важное отличие – в этот раз строительством будет заниматься аэропорт, а не совместное предприятие-оператор, как это предполагалось по условиям предыдущего меморандума (оператор тогда назывался ОАО «Большое Савино – Терминал»).

Заявки на участие в отборе принимаются до 6 февраля 2015 года. Заключить соглашение с инвестором планируется до 1 марта 2015 года. Суть инвестсоглашения, детали и сроки реализации проекта пока не разглашаются.

Глава аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев оценил новые условия отбора положительно: «Нынешние условия максимально защищают продавца от того, что инвестор приобретет актив, но не реализует инвестиционный проект, - считает эксперт. - Риски того, что окупить инвестиции в разумные сроки не удастся, лежат на инвесторе. Как следствие, главный риск для продавца – что на конкурсе по продаже акций МАП никто не даст за них большую сумму, и что торговаться потенциальные инвесторы особо не станут».

Олег Пантелеев считает, что на реализацию инвестпроекта может повлиять экономический кризис: «Строительство подорожает, занимать на стройку и, тем более, на покупку такого актива сегодня смысла нет. В начале кризиса лучше не только не влезать в долги, но и вообще всеми силами отложить крупные траты на лучшие времена. Наконец, неизбежное снижение пассажиропотока сделает строительство новых мощностей бесполезным – они будут чрезмерны для реального спроса. Если бы в 2013 году «Кольцово-Инвест» начало стройку, город бы гарантированно получил новый терминал в конце 2015 – начале 2016 года. Конечно, инвестору пришлось бы очень тяжело, но это были бы его проблемы. Теперь же, с определенной долей вероятности, Пермь получит новый терминал только лет через пять. Впрочем, еще раз отмечу, что в 2015 году пассажиропоток сократится, и пассажирам будет не слишком уж тесно и в существующем аэровокзале», - говорит Олег Пантелеев.

Как уже сообщал «ФедералПресс.Приволжье», о своем интересе к пермскому активу уже заявили все участники прошлого отбора. При этом, если «Новапорт» и «Базэл Аэро» подтвердили свое намерение участвовать в отборе инвестора, то победитель прошлых торгов, холдинг «Аэропорты регионов», пока отвечает более уклончиво: «Как мы и говорили ранее, нам этот проект безусловно интересен. Сейчас мы изучаем документы, и будем принимать решение уже после всех расчетов и знакомства с документами», - говорят в компании.

«Базэл Аэро», торпедировавшая прошлые торги, в ноябре заявляла о том, что опасаются «повторения ситуации с нарушением прав потенциальных инвесторов и участников конкурса по проекту развития аэропорта Пермь». «Проведение конкурсов на проектирование, дизайн и другие разработки нового терминала аэропорта до решения ключевого вопроса – определения инвестора в соответствии с тендерными процедурами – может поставить будущего инвестора перед фактом принудительной реализации концепции развития аэропорта и принятия технологий или решений, не совпадающих с видением нового инвестора. Таким образом, все результаты проведенных конкурсов могут расцениваться другими участниками как один из вариантов ограничения прав инвесторов», - говорилось в заявлении компании. По информации ««ФедералПресс.Приволжье», «Базэл» не намерен отказываться от этих заявлений и вновь попытается «раскачать лодку».

Следует отметить, что заявку «Базэла» на прошлых торгах комиссия признала самой слабой – по результатам конкурса заявка компании Олега Дерипаски стала третьей, пропустив вперед не только «Кольцово-Инвест», но и «Новапорт», который, к слову, претензий по части условий и проведения процедур не высказывал.

«ФедералПресс.Приволжье» следит за развитием событий.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.