Top.Mail.Ru
Экономика
Республика Крым
0

«Море» волнуется раз, «Море» волнуется два. Питерцы хотят поглотить судостроительный завод в Феодосии

План по ликвидации крымского оборонного предприятия подписали Рогозин и Аксенов

Работники феодосийского судостроительного завода «Море» третий месяц сидят без зарплаты, поскольку у их предприятия нет заказов. Пока сотрудники вынужденно «протирают штаны», на их предприятие положили глаз материковые коммерсанты, согласовавшие с властями России и Крыма интеграцию производства в структуру Ленинградского судостроительного завода «Пелла».

Работники феодосийского судостроительного завода «Море» третий месяц сидят без зарплаты, поскольку у их предприятия нет заказов. Пока сотрудники вынужденно «протирают штаны», на их предприятие положили глаз материковые коммерсанты, согласовавшие с властями России и Крыма интеграцию производства в структуру Ленинградского судостроительного завода «Пелла». Если их намерения станут реальными, крымское предприятие закроют и его имущество отдадут пришлым бизнесменам. Подробнее – в материале «ФедералПресс.Крым».

О неприятной для руководства Крыма ситуации на государственном унитарном предприятии «Судостроительный завод «Море» рассказала депутатам Государственного совета РК председатель тамошнего профкома работников Любовь Степунина. Выступая перед комитетом по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу, она умоляла парламентариев защитить завод и не давать согласия на передачу его имущественного комплекса ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», якобы желающему помочь феодосийцам интегрироваться в материковую промышленность. Поскольку эта компания, предположила профсоюзная активистка, хочет уничтожить «Море» и завладеть производственными мощностями. С ее мнением согласны и сотрудники «Моря», обратившиеся за помощью к президенту РФ Владимиру Путину (копия письма имеется в распоряжении «ФедералПресс.Крым»).

«Наш завод имеет свое проектно-конструкторское бюро с накопленным значительным потенциалом. Имеются свои разработанные проекты и построенные по ним скоростные катера для пограничных, служебных целей. Наша продукция востребована за рубежом. В распоряжении завода тысячный коллектив профессионалов, способный самостоятельно, без посредников, строить и выпускать уникальные корабли и катера военного и гражданского назначения. В постсоветский период неимоверными усилиями коллективу удалось спасти предприятие от полного разграбления и уничтожения, сохранив его работоспособность. Работники завода не раз противостояли украинским олигархам, отстаивая его сохранение в государственной собственности. Не прошло и года с момента вхождения Крыма в состав России, как под видом оказания помощи нашим уникальным заводом решила завладеть и уничтожить его частная фирма – ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», – рассказал коллектив «Моря» в письме первому лицу России.

Люди добавили, что как и другие крымские заводы военно-промышленного комплекса «Море» было национализировано, и стало получать лицензии для продолжения производства, готовить документы для возобновления заключенного еще в 2009 году контракта с Китаем на постройку десантных кораблей типа «Зубр». В рамках интеграции в судостроительную отрасль России куратором «Моря» была определена питерская «Пелла», предложившая «План мероприятий («дорожную карту») интеграции судостроительного предприятия ГУП РК «СЗ «Море (г. Феодосия) в профильную интегрированную структуру ООО «Каффа-порт», дочернее предприятие ОАО «Пелла».

Операция «Интеграция» означает ликвидацию

Документ, называемый планом интеграции, реально является гвоздем в гроб завода «Море», поскольку предполагает ликвидацию феодосийского предприятия и передачу его имущества в пользование заводом «Пелла». Согласно дорожной карте (копия имеется в распоряжении «ФедералПресс.Крым»), предусматривалась еще в декабре 2014 года отмена решения Совета министров Крыма о передаче госпредприятию «СЗ «Море» имущественного комплекса и отмена решения о государственной регистрации права собственности республики на имущественный комплекс завода «Море» – таким образом феодосийское предприятие выводится из собственности Крыма.

Далее, в декабре 2014 года – январе 2015 года, предусматривалась подготовка к согласованию Советом министров Крыма и правительством России договора доверительного управления имуществом, сформированным по результатам ликвидации предприятия – минимум на пять лет. В обязательства доверительного управляющего (ООО «Каффа-порт» – дочернего предприятия завода «Пелла» – с регистрацией в Республике Крым) входит восстановление коллектива до 1200 человек и работоспособности производственных мощностей, ранее находившихся в хозяйственном ведении госпредприятия «Море», загрузка мощностей и достижение расчетного выпуска продукции в 2016 году в объеме около пяти миллиардов рублей на основе серийного изготовления госзаказов по согласованной с Минобороны РФ номенклатуре кораблей, а также специальных судов для использования в Крыму и Черноморском бассейне.

Затем – в течение 2015 года – предусматривается восстановление за деньги «Пеллы» (после заключения соответствующего договора) работоспособности основных производственных фондов и инженерных сетей «Моря» и дооснащение рабочих мест завода: в частности, восстановление численности работающих до 1200 человек, конструкторско-технологическая и материально-техническая подготовка производства и организация строительства с 2015 года по государственным заказам (в том числе десантных кораблей типа «Зубр» и патрульных катеров), подготовка и освоение производства в Феодосии пассажирских паромов.

Дорожная карта утверждена вице-премьер-министром РФ Дмитрием Рогозиным, согласована с заместителем министра промышленности и торговли РФ Александром Дутовым, заместителем министра обороны РФ Юрием Борисовым и главой Крыма Сергеем Аксеновым. Документ подписан представителями департамента судостроительной промышленности Минпромторга РФ, руководителем департамента по обеспечению госзаказа Минобороны РФ Александром Вернигорой, министром промышленной политики Крыма Андреем Скрынником и генеральным директором ОАО «Пелла» Гербертом Цатуровым.

У плана действий есть приложение – расчетная программа загрузки «Моря» на 2015–2020 годы: четыре десантных корабля типа «Зубр», двадцать пять десантных катеров, десять пассажирских паромов и прочая продукция – всего на 35 миллиардов рублей. Этот документ подписан Дутовым, Борисовым, Аксеновым и Цатуровым.

«Просим отменить план действий по интеграции»

Но коллектив завода «Море» не согласен с указанными документами и так называемой интеграцией, поскольку ее план предусматривает ликвидацию феодосийского предприятия: при этом уставной фонд «Каффа-порт» составляет четыре миллиона рублей, а имущество «Моря» оценивается в миллиарды рублей. Более того, написали люди Владимиру Путину, вместо помощи план действий «Пеллы» предусматривает поглощение имущества госпредприятия «Море» через подозрительный договор доверительного управления: после этого от завода не останется названия и товарного знака, являющихся гордостью и отличительной особенностью кораблей и судов, использующихся более чем в 20 странах мира. «Пелла» не считает нужным предоставить гарантии трудоустройства работников «Моря», погашения задолженности по зарплате, обеспечения коллектива работой и достойной зарплатой – вопреки требованиям министерства промышленной политики Крыма. Директор ООО «Каффа-порт» отказывается от общения с коллективом», – упомянули работники в письме главе государства.

Люди заявили, что готовы к выполнению заказов по строительству сложных кораблей и к службе во благо России, повышая ее военную и оборонную мощь – тогда как «Пелла» специализируется на буксирах и не способна производить корабли типа «Зубр» или «Сокол». «Просим вас... отменить план мероприятий по интеграции.., предоставить возможность заводу по упрощенной схеме получить лицензию на право производства, проектирования и ремонта военной техники для начала производственной деятельности по продукции военного назначения, поручить правительству РФ и Минобороны РФ проработать вопрос размещения на «Море» государственного заказа на строительство кораблей типа «Зубр» в 2015 году для ВМФ России, поручить профильным министерствам и ведомствам ускорить переоформление контракта с Китаем по завершению строительства кораблей типа «Зубр». Мы готовы к тесному сотрудничеству с государственными и частными предприятиями России на прозрачных, паритетных, и партнерских взаимовыгодных условиях», – подытожили в своем обращении работники «Моря».

Завод без заказов, работники без зарплат

Кто лоббировал интересы «Пеллы» на федеральном и республиканском уровне, председатель профкома сотрудников завода «Море» Любовь Степунина сказать не смогла – и уточнила, что питерское предприятие само появилось в Крыму и само проявило настойчивость в переговорах с властями: «Российский президент же сказал о том, что крымским предприятиям нужно помочь по загрузке их заказами. «Пелла» вдруг вырисовалась как наш куратор и сама предложила наделить себя таким статусом».

«Пелла» объясняет одно, – что, мол, мы решили вам помочь, почему вы отказываетесь? Мы не отказываемся и говорим им: «Если «Пелла» может получить заказ, то пусть передаст нам его – мы готовы работать на договорных условиях. Они ищут заказы, между нами заключается контракт, мы его исполняем – и передаем вам готовую продукцию». Мы предполагаем, что глава Крыма, подписывая «дорожную карту», не вдавался в подробности. Насколько мне известно, «Пелла» и раньше хотела работать с «Морем», но им министерство промышленной политики Крыма предлагало работать по инвестиционному договору, «Пеллу» такой вариант не устроил – и уже в январе нынешнего года у них внезапно появилась «дорожная карта». В принципе, у нас есть шанс сохранить государственный статус, если комитет по промышленной политике Государственного совета РК не даст согласия на передачу нашего имущества «Пелле», – продолжила Любовь Степунина.

По ее словам, «Море» было и остается работающим предприятием – его не надо поднимать и в него не нужно вкладывать деньги для запуска. Сейчас завод готов работать на любых условиях, даже без прибыли – лишь бы хватало средств на зарплаты работникам, которым нужно кормить свои семьи. Пока же они третий месяц без зарплаты, поскольку у завода не было заказов из-за отсутствия лицензий и сложностей при их оформлении, люди вынуждены сидеть дома. Хотя в декабре 2014 года у вице-премьера Дмитрия Рогозина прошло совещание с представителями Минобороны и Минпромторга РФ, этим ведомствам поручили проработать вопрос строительства кораблей типа «Зубр» для Черноморского флота РФ.

Депутатское предчувствие: «Я считаю это коррупцией»

Члены комитета по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу парламента Крыма пообещали заступиться за «Море». По мнению председателя комитета Петра Запорожца, кто-то хочет получить дорогостоящее имущество республики просто так. «Я знаю мнение министра промышленной политики РК, сказавшего: «К сожалению, мы в прошлом году еще не были готовы к принятию решений по заводу «Море», поэтому когда приезжали соответствующие федеральные руководители, мы как-то закорючку свою поставили, будто бы для начала. А сегодня мы сами понимаем, что не совсем правильно поступаем». И правильно мы сделали, что после национализации завода создали государственное унитарное предприятие, чье имущество принадлежит Крыму, и на базе этого имущества мы можем производить продукцию самостоятельно, безо всяких «Пелл», – отметил Петр Запорожец.

Петр Запорожец назвал коррупционной ситуацию вокруг феодосийского завода «Море»

Его коллега Сергей Власов добавил, что он участвовал в заседании коллегии минпромполитики РК, на котором поднимался вопрос о «Море», – и коллегия имеет аналогичное мнение.

На уточняющий вопрос «ФедералПресс.Крым» о том, кто продвигал интересы «Пеллы», Петр Запорожец ответил: «Недавно группа серьезных руководителей из Москвы была на заводе «Море». Я чувствую, что часть из них были заинтересованными (в передаче «Моря» питерской компании – прим. «ФедералПресс.Крым»), среди них были лоббисты. Почему Министерство обороны РФ и другие структуры не дают задания по выпуску продукции непосредственно «Морю»? Почему ищут какие-то карманные предприятия, желающие схватить в бесплатное управление и без всяких обязательств имущество «Моря»? Я считаю это коррупцией». Кроме того, депутат предположил, что кто-то подставил главу РК Сергея Аксенова, подсунув ему на подпись так называемую дорожную карту интеграции феодосийского предприятия.

«Море» поддержат катамараном и республиканской программой

За объяснением ситуации мы обратились к министру промышленной политики Крыма Андрею Скрыннику. По его словам, в 2014 году после создания государственного унитарного предприятия «Судостроительный завод «Море» на базе имущества, признанного собственностью республики, руководство региона обратилось ко всем центральным органам власти, главам судостроительных и судоремонтных федераций России с предложением обеспечить загрузкой и заказами предприятие «Море». О своей готовности работать с ним заявило ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» и его поддержало министерство обороны РФ – в результате было принято решение о закреплении «Пеллы» в качестве стратегического партнера «Моря».

На вопрос о том, знало ли руководство Крыма о пунктах по ликвидации феодосийского предприятия и о передаче его имущества в доверительное управление питерской компании, Андрей Скрынник ответил: «Речь идет не о передаче в собственность, а о передаче в доверительное управление. Надо обратить внимание на то, что интеграцию завода «Море» в ОАО «Пелла» многие люди видят как бесплатную и безвозмездную передачу целостного имущества «Моря», но это не так. Договор доверительного управления подразумевает, что дочерняя структура ОАО «Пелла» (ООО «Каффа-порт» – прим. «ФедералПресс.Крым») будет осуществлять доверительное управление имуществом, находящимся в собственности Республики Крым – и не о какой смене собственника речи здесь не идет и идти не может».

Андрей Скрынник заверил, что «Пелла» и ее дочернее ООО «Каффа-порт» не получат в собственность имущество «Моря»

Министр подчеркнул, что напряженность в коллективе «Моря» не может не волновать промышленный комитет парламента Крыма и минпромполитики: в прошлом году имущество завода было национализировано, на базе этого имущества создали новое предприятие, столкнувшееся с рядом сложностей в получении лицензий, налаживании работы коллектива на новом предприятии. «Думаю, все зависит от ОАО «Пелла»: если оно будет выполнять свои обязательства, то со стороны правительства Крыма будет содействие – на сегодняшний день конкретных шагов и результатов деятельности от потенциальных инвесторов в отношении завода «Море» пока нет», – рассказал Андрей Скрынник.

«ФедералПресс.Крым» уточнил у него, как быть с беззарплатными сотрудниками и заказами для феодосийцев, и он постарался через наше издание успокоить людей. Поскольку, сказал чиновник, заказы ищутся активно и уже есть определенные успехи – в частности, «Море» получило заказ на ремонт пассажирского катамарана «Сочи-1», находящегося в Новороссийске: «в самое ближайшее время работники начнут выполнять заказ и, соответственно, получать зарплату». Кроме того, подготовлена республиканская программа поддержки судостроения и судоремонта, в ней предусмотрены пункты по содействию судостроительного завода «Море», а благодаря сохранению коллектива предприятие имеет право участвовать во всех тендерах.

В завершение мы поинтересовались у министра промполитики Крыма, согласен ли он с мнением председателя комитета Госсовета РК Петра Запорожца о том, что лоббирование интересов «Пеллы» на федеральном уровне и отсутствие заказов у «Моря» является коррупцией, когда «ищут какие-то карманные предприятия (ООО «Каффа-порт» – прим. «ФедералПресс.Крым»), желающие схватить в бесплатное управление и без всяких обязательств имущество «Моря».

«Мне сложно комментировать то, какие структуры лоббируют интересы предприятия («Пеллы» – прим. «ФедералПресс.Крым»), но, как руководитель министерства, могу сказать, что мы свои предложения о загрузке предприятия «Море» неоднократно отправляли в адрес правительства России и профильных федеральных ведомств, и я уверен, что с помощью системной работы по участию в тендерах и конкурсах на производство и ремонт судов различного класса, в которых предприятие «Море» уже участвует, мы сможем обеспечить предприятию загрузку на перспективу. Что касается стратегических планов, судостроительному заводу «Море» необходим серьезный инвестор, который смог бы обеспечить предприятие заказами и выполнить комплексный подход к модернизации производственных мощностей и основных фондов предприятия. Если инвестор или куратор предприятия будет выполнять взятые на себя обязательства – сохранение трудового коллектива, выплату заработных плат, поиск и выполнение заказов, пополнение бюджета Республики Крым, – то мы будем двигаться в этом направлении», – подытожил Андрей Скрынник.

Директор ООО «Каффа-порт» – дочернего предприятия ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» – Олег Зачиняев отказался общаться с корреспондентом «ФедералПресс.Крым», но попросил направить ему официальный запрос. Наше издание направило в коммерческую структуру обращение и будет ждать ответов на поставленные вопросы, которые и опубликует в дальнейшем.

Справка «ФедералПресс.Крым»:

Согласно официальному сайту предприятия, постановлением правительства СССР в октябре 1938 года основан судостроительный завод «Море» (Феодосия), тогда называвшийся «Южной точкой». Основной профиль – производство скоростных кораблей и судов из легких сплавов. После распада СССР завод именовался ОАО «ФСК «Море» и принадлежал государству в лице министерства промышленной политики Украины. В июне 2014 года Государственный совет Крыма установил, что все имущество компании принадлежит республике, в сентябре Совет министров Крыма на ее базе создал государственное унитарное предприятие РК «Судостроительный завод «Море», чьим учредителем выступило министерство промышленной политики РК.

Согласно данным единого госреестра юридических лиц России, ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» зарегистрировано в 1992 году и находится в городе Отрадное Ленинградской области. Руководитель (и основной акционер, по информации СМИ) – Герберт Цатуров, список акционеров скрыт. По информации корпоративного сайта, компания выпускает буксиры-кантовщики, буксиры-толкачи, многофункциональные эскортные буксиры, лоцманские катера, спасательные шлюпки. Имеет в своем составе восемь дочерних и зависимых обществ.

ООО «Каффа-порт» зарегистрировано в январе 2015 года и расположено в Феодосии по адресу: бульвар Старшинова, 8п. Уставной капитал – четыре миллиона рублей. Руководитель – Олег Зачиняев. Учредитель – ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла». Основной вид деятельности – строительство и ремонт судов.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.