Top.Mail.Ru
Экономика
Сибирский ФО
0

Кузбасский уголь: добыть нельзя продать

За I квартал в Кузбассе снизились и добыча угля, и объемы его поставок на экспорт

Несмотря на неблагоприятную ситуацию как на внутреннем, так и на мировом рынках угля, практически все угледобывающие компании, представленные в Кемеровской области, заявили, что в текущем году намерены увеличить объемы добычи. О том, что мешает кузбасскому углепрому осуществлять намеченные планы, – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

Несмотря на неблагоприятную ситуацию как на внутреннем, так и на мировом рынках угля, практически все угледобывающие компании, представленные в Кемеровской области, заявили, что в текущем году намерены увеличить объемы добычи. Результаты первых трех месяцев 2015 года показывают, что пока о росте говорить не приходится: по сравнению с I кварталом 2014 года снизился не только объем добычи угля, но и объем его экспортных поставок. О том, что мешает кузбасскому углепрому осуществлять намеченные планы, – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

По данным администрации Кемеровской области, в I квартале текущего года горняки региона выдали на-гора 50,6 млн тонн черного золота. Это на 300 тыс. тонн или на 0,6 % меньше, чем в аналогичном периоде 2014 года (50,9 млн. тонн). Стоит отметить, что год назад итоги первого квартала, несмотря на схожую и достаточно сложную для углепрома рыночную ситуацию, показали активную динамику – плюс 4 млн тонн (8,5 %) к январю – марту 2013 года.

Из общего объема углей, отгруженных потребителям (49,7 млн тонн) на экспорт в I квартале этого года было отправлено более половины – 27,9 млн тонн. Это также меньше показателя первой четверти 2014 года (28,6 млн тонн) – на 2,5 %.

Вместе с тем складские запасы добытого угля в регионе снизились и сейчас составляют 7,8 млн тонн против 13 млн тонн (это в три раза больше нормы) годом ранее. Причиной положительного разрешения вопроса можно назвать активное его лоббирование губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым, а также систематическую работу угольных компаний с представителями РЖД, транспортных компаний и российских портов. В частности, Аман Тулеев неоднократно заявлял, что лежащий на складах непроданный сверхнормативный уголь – это не только экономическая проблема, но и вопрос безопасности, поскольку есть вероятность самовозгорания топлива.

Тарифная политика РЖД сейчас, по мнению игроков угольного рынка, стала более сбалансированной и больше способствует вывозу топлива на экспорт, чем несколько лет назад, когда углепром был на подъеме. Напомним, что в конце прошлого года РЖД решили повысить стоимость всех экспортных перевозок на 13,4 % (у транспортной монополии имеется такое право – снижать тариф на 12,8 % или повышать на 13,4 %). Объяснение было простым: мол, выручка экспортеров увеличилась из-за девальвации рубля. Однако с 1 января 2015 года РЖД повысили стоимость всех перевозок на 10 %. Грузоотправители (среди которых угольщики занимают одно из лидирующих мест) возмутились: да, выручка несколько выросла, но стоимость ключевых экспортных грузов упала. И в январе РЖД снизили надбавку для энергетического угля до 1,3 %.

Как следствие компромисса в вопросе железнодорожных тарифов на перевозки угля на экспорт, выросла его перевалка в российских портах (куда груз доставляется именно по железной дороге). По данным Ассоциации морских торговых портов России, за январь – март 2015 года объем перевалки угля в российских портах увеличился на 2,4 % – до 26,4 млн тонн.

Вместе с тем российским – в том числе и кузбасским – угольщикам становится все труднее удерживать позиции на мировом угольном рынке. «За счет Кузбасса Россия занимает третье место по экспорту угля после Австралии и Индонезии, – заявил Аман Тулеев в одном из недавних своих выступлений. – Наши ведущие угольные компании ставят основной задачей удержать международный рынок, и мы их поддерживаем». Однако аналитики говорят, что падение цен на уголь на мировом рынке все больше съедает ту выгоду, которую угольщики получили в конце прошлого – начале этого года от курсовой разницы рубля, доллара и евро. Так, французский банк Societe Generale прогнозирует снижение спроса на железную руду, а, соответственно, и цен на коксующиеся марки углей. Прогноз банка на II квартал 2015 года по стоимости данной продукции – в среднем $109,5 за тонну (на 6 % меньше, чем в I квартале). На второе полугодие 2015 года и 2016 год прогнозы еще менее утешительные – около $105 за тонну.

Падение цен на мировых рынках отмечается и в секторе энергетических углей. Особенно чувствительно это для российских угледобывающих компаний в ситуации, когда объемы поставок зарубежным потребителям только растут, а внутренний рынок постепенно съеживается в условиях падения металлургической промышленности и сокращения потребления угля энергетическим сектором. Не спасает даже незначительный рост цен на энергетические угли на внутреннем рынке: средняя цена энергетических углей на внутреннем рынке в 2014 году составила 1524 рубля за тонну при средней себестоимости 1328 рублей. А экспорт угля с 2000 по 2014 годы увеличился в четыре раза, фактически став единственной опорой для сохранения добычи на текущем уровне.

Прибыль от курсовой разницы, полученная угольными компаниями в конце 2014 – начале 2015 годов, нивелируется не только падением угольных цен на мировом рынке, но и тем, что оборудование для угледобычи российские компании все еще по большей части закупают за рубежом. А значит, что в рублевом эквиваленте стоимость горно-шахтного оборудования существенно выросла.

Следствием такой ситуации стало то, что многие угольные компании закрыли 2014 год с убытками. Пожалуй, самым ярким примером в данном случае является Группа «Кокс», убыток которой, по данным отчетности по МСФО, в прошлом году составил 7 млрд 701 млн рублей – это в 3,16 раза больше, чем по итогам 2013 года (тогда убыток Группы составил 2 млрд 436 млн рублей). Другие угольные компании также переживают далеко не лучшие времена. Например, гендиректор ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» Владимир Рашевский ранее уже сообщил «ФедералПресс. Сибирь» о том, что угольная отрасль всего мира уже 2–3 года как вошла в затяжной индустриальный кризис. «В прошлом году к этому добавился экономический кризис в нашей стране, – прокомментировал «угольный генерал». – В ближайшие два-три года нас не ждет какой-то значимый рост. Наблюдается замедление экономик в Азии, Европа снижает потребление угля по экологическим соображениям. Цены на нефть упали, вслед за ними упали цены на газ, усиливается конкуренция энергоресурсов. Но если говорить о более долгосрочном горизонте – в 5–10 лет, все должно восстановиться. Наша задача при этом – не терять завоеванные позиции».

И хотя к данному моменту чиновники кузбасской обладминистрации, курирующие угольную отрасль в регионе, а также руководители части угледобывающих компаний заявили, что в 2015 году также предполагается рост угледобычи, аналитики оценивают ситуацию куда как более сдержанно. Напомним, что в 2012 году объем добычи угля в Кузбассе составил 201 млн тонн, в 2013 году – 203 млн тонн, в 2014 году – 206 млн тонн. Основной прирост добычи в прошлые годы показывали преимущественно крупные компании, такие как ОАО «СДС-Уголь», ОАО «СУЭК-Кузбасс», ЗАО УК «Южкузбассуголь». А вот компаниям помельче масштабом приходится все труднее сохранять объемы – у них и себестоимость добычи выше, и возможностей привлечения финансовых ресурсов меньше.

Однако в этой ситуации экономят на всем, на чем только можно, не только небольшие компании, но и крупные. Примером тому могут служить недавние аварии в кузбасском углепроме – обрушение породы на одной из шахт и обвал породы на разрезе, повредивший ЛЭП, что нарушило сообщение на автодороге общего пользования Новокузнецк – Большая Талда, а также промышленные железнодорожные пути.

Как сообщили «ФедералПресс.Сибирь» в администрации Кемеровской области, причиной обвала породы на разрезе «Заречный» (ОАО «СУЭК-Кузбасс»), по предварительным данным, стала ошибка при проектировании горных работ. «Работы по ликвидации последствий инцидента были организованы не на должном профессиональном уровне, – прокомментировали в пресс-службе обладминистрации. – Из-за перекрытия промышленных железнодорожных путей нарушен процесс вывоза угля с соседних угольных предприятий». Ущерб в региональном правительстве оценивают в миллиард рублей.

Ранее кузбасский губернатор уже неоднократно высказывался по поводу того, что на безопасности ведения угледобычных работ экономить нельзя, и весьма вероятно, что реакция на инциденты будет достаточно жесткой – вплоть до приостановки деятельности предприятий (естественно, после проверки и вердикта специалистов Ростехнадзора). Пока же, например, по обвалу на «Заречном» Аман Тулеев поручил передать материалы в прокуратуру Кемеровской области, следственное управление Следственного комитета РФ по Кемеровской области и главное управление МВД РФ по Кемеровской области. И такие последствия «экономии» на вопросах безопасности – проверки, приостановка горных работ и так далее – также не будут способствовать росту добычи угля.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.